Мое дело
«Лишь дайте только волю»
11 апреля, 2022
34233
Медные трубы, побег в горы и урок для вора в законе: необычные истории мастера из Дагестана Рамазана Ахмедова — ювелира, оружейника и художника

Тридцать минут от Махачкалы, поселок Тюбе, простой дом с уютным двором, где хозяин вручную соорудил необычный водопад-гору. Беседка, под березой столик из бревен. Здесь нередко бывают туристы — и все пытаются поместиться пить чай под деревцем.

По обточенным временем ступеням спускаемся в каменный подвал — это мастерская. Полукруглая арка разделяет рабочий зал и молельную комнатку с матрасом на полу. На полках композиции из металла и каталоги работ Рамазана Ахмедова — ювелира, оружейника и художника, чьи работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. На стенах — много заготовок для будущих работ и немного оружия.

— Тут много чего было. Картины, композиции. Друзья приходят и просят: подари мне. А он безотказный. Вот теперь нечего показать, — сетует супруга мастера Халисат. — Красивые мечи были — вся стена полная. Все раздарил.

Серебро, кость, сталь превращаются в руках Рамзана в ни на что не похожие авторские изделия — от клинков до философских композиций.

Полет к звездам

На стенах в мастерской висят портреты. Один из них, большой, Владимира Высоцкого. На полках главная композиция посвящена сборнику стихов поэта «Нерв».

— Разумеется, если что-то тут висит, значит, неспроста. Значит, какие-то мысли есть. Высоцкий искал истину, человек хороший, справедливый. Вот эта художественная композиция — это его чувства, нервы. «Словно капельки пота из пор, из-под кожи сочилась душа».

А вот композиция, посвященная произведениям Баха, набросок. Это пшеница, каждый тонюсенький колосок из металла сделан. А вот птица, перышки… Это полет к звездам, освобождение, но крылья обломали. А это наша жизнь: путь к солнцу из нашего быта, похожего на коровий навоз. Это только наброски, но и на них я потратил годы.

Мы в другие времена жили. Детство мое прошло в совхозе миллионере под Дербентом, в селе Мамедкала. Мать возилась постоянно, что-то шила, переделывала, может, от матери у меня умение работать руками?

Окончил художественное училище в Махачкале, в то время оно считалось сильнейшим в России. Затем вместе с другом поехал в Москву поступать в Строгановское. Мы так готовились! Нас провожали на поезд, и мы уезжали, сжигая за собой все мосты, с надеждой, что там лучше научимся работать. А приехали… посмотрели, побывали на защите. Подумали: что здесь терять пять лет? Нам их надо было учить, а не учиться. В общежитии танцы, пьянки, гулянки, не этого хотелось. Погуляли по столице, могилу Высоцкого посетили, и обратно.

Потом я один как перст поехал в тбилисскую художественную академию. Сказали: «У нас по 7−8 лет поступают, куда ты лезешь?» Я и оскорбился, подумал: «Добьюсь сам чего надо».

Приехал в Дагестан. Начал работать в ювелирке. Но золото, камни, мелочь — не совсем по мне это было. Железо, сталь — вот это творчество! Но оружие я делать стал случайно. Это же было запрещено. А у меня Высоцкий, Pink Floyd… мой бунтарский дух требовал нового, острого. Один нож сделал — понравилось всем и мне самому, ну и пошло-поехало. Ювелирному делу я обучался, а вот оружейному никто не учил. Все пришло само.

Творческие и «барыги»

Мы смотрим каталог с работами Рамазана. Мечи, ножи, трости с «секретом», сабли — каждое изделие — это один-два года ежедневной работы.

— Это я президенту, кажется, Казахстана делал. Это для короля Иордании или Саудовской Аравии, не помню уже. У меня работы покупали в подарок пятнадцати президентам. Вот эта работа была заказана для Туркменбаши. А эта для Путина. Еще кортик ему дарили.

А вот на этой работе написано «Будь стоек в справедливости». Это остаток композиции для одного авторитета из Москвы. Заказал мне трость, год делал: слоновая кость, бриллианты, золото, паук — символ. Она разборная была: сбоку нож, внутри штык, с другого боку еще кинжал, снизу открывается — отдельный небольшой ножик. Вор в законе. А эти слова я ему написал от себя в наставление.

Отдавать работу он меня в Москву пригласил. Сидит он в кафе, чай пьет, шашлык ест, туда прямо к нему приезжают, и он говорит: ты прав, ты не прав, вопросы решает. И мне приходилось сидеть с ним целыми днями. Не давал руку сунуть в карман. Все оплатил мне: кафе, гостиницы, но и работу мою бесплатно взял.

Я о деньгах-то и не думал, я как думал: творить буду, буду отшельником. Чудак, художник.

В давние времена холодное оружие было функциональным. Сейчас — это уже символ достатка, вкуса, положения. Престиж. В 80−90-е сувенирное оружие стало популярно. На выставках были ценители, которые лучше, чем дагестанцы, знали наших мастеров. Работы наши разбирались. Я осваивал выставки. Подтягивал наших мастеров. А потом за это взялись деловые люди, бизнесмены. Они заказывали образцы и спрашивали: «Это сколько по времени делать?» «Это один месяц, это два». Но такое им не подходило, нужно было ставить производство на поток. Мы же в те времена далеки были от бизнеса, а людей тех звали не бизнесменами, а спекулянтами, барыгами, цеховиками.

Вот мой товарищ в Москве тогда работал, вроде был талантливый, но делал деньги. И вот мы, творческие, над ним смеялись, а, оказывается, он был прав. В то время он не был прав. А сейчас — прав. Потому что капитализм.

Побег от реальности

От новых времен, требующих бизнес-жилки, мастер сначала попробовал сбежать. В прямом смысле слова. В горы.

— Решил уйти с семьей жить подальше от людей, чтобы творчеству ничего не мешало. Родина наша — горное село Шари. С утра из Махачкалы выедешь, если повезет — вечером доберешься. Это если обвалов нет, в общем, особо не доедешь. Рядом с Кубачи наше село, но дороги к нему нет. А между нами и ближайшим к нам селом Ицари — пропасть, ущелье. Вот туда я и подумал перебраться.

И пошел из Ицари пешком в наше село — открывать дорогу. Рюкзак накинул — и пошел. Пока шел — ночь наступила, и я чуть там не пропал, потому что заблудился. Темно, еще и туман такой плотный, что ни зги не видно. А диких зверей, волков и медведей, в тех местах немало. Залез на дерево переночевать и сижу кукую. Часа два сидел. Слышу: отара. Но туман глушит звук, и ничего не видно. Я слез ее искать, но как появилась эта отара, так же и исчезла. Я растерялся, а как очухался, начал кричать. Но никто меня не услышал. Отчаянье навалилось. Потом, чувствую, наступаю на мягкое что-то — оказывается, бараньи шарики. Одни холодные, другие теплые. И вот догадался я, что надо по теплым идти, чтобы за отарой пройти, так и вывели меня шарики к речушке, а по ней дошел до села. Когда постучался к жителю одинокому там, он такими шарами на меня посмотрел… Так я решил, что пока не будет у меня вездехода, джипа, да хоть вертолета, мне там жить с женой и пятью детьми невозможно.

Изменчивый мир

В мастерской много мелких сувениров и деталей для них. У семьи есть торговая точка у подножья бархана Сарыкум, популярного у туристов. Там продаются сувениры с песком, кулоны, брелоки. Есть и магазин в Махачкале — там больше оружия. Часть «коммерческой» работы выполняют сыновья — они пошли по стопам отца.

—  Дети, внуки, семья. Да и хорошие материалы для работы нужны. Поэтому уже третий год занимаюсь этой мелочевкой. И лежат они, творческие мои задумки, не доходят руки, время быстро идет. Время сократилось, по-моему, как будто солнце приблизилось.

Я сколько мог ширпотреб игнорировал. Это только последнее время я пришел к этому «Кто будет семью кормить?» Эти насущные вопросы выдавливают из человека все человеческое, ценное, остается одна шелуха, кожа. Если ты не будешь сопротивляться. Это, как у Высоцкого, есть песня: «Лишь дайте только волю, мужики». У меня уйма композиций, которые я бы хотел делать, но не могу. Такая ситуация. Брелоки делаем, чтобы заработать. Но кое-как держимся, работаем, творим, хотя это уже не то, что хочется.

Товарищи надо мной смеются: ты из подвала не выходишь. Жалко убивать время на праздную жизнь. Возможность работать — вот это главное для меня.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия