Мое дело
Наследие в подарок
7 февраля, 2022
1086
Дагестанские народные украшения, кувшины и другие предметы старины попали в гардеробы прямо с витрин музея. О том, как создать моду на историю, — дизайнер Мадина Варисова

— Кубачинские женские украшения, балхарские кувшины, кинжалы — все это часть богатой истории Дагестана. И я хочу рассказать ее не только землякам, но и всему миру. И выбрала для этого женский платок, — говорит дизайнер Мадина Варисова.

Ее бренд Variso образован от фамилии. А еще «варисо» с арабского языка переводится как наследие. Ему и посвящен весь проект.

Новые штрихи

Экономист по первому образованию, восемь лет назад Мадина решила заняться модой. Дистанционно обучалась дизайну одежды в Москве, а в Махачкале уже практиковалась и экспериментировала в своей студии House of art, запустив линейку одежды.

—  Я на тканях воплощала самые разные, порой сумасшедшие идеи. Люблю эксперименты. Особенно люблю рисунки на тканях. В то время я постоянно печатала на хлопке, на шелке. В 2014 году создала коллекцию одежды с мраморными принтами разных цветов и узоров. Это и мраморные пещеры в Чили, и многое другое. Эта работа была представлена в Москве на Mercedes Fashion Week.

Когда я достигла определенного уровня в дизайне, мне захотелось чего-то нового. Я захотела создать такой продукт, с которым я могла бы выйти на мировой рынок. С одеждой это сложно: мода постоянно меняется. И тогда я подумала о платках. Когда я шила одежду, часто замечала, что не хватает какого-то заключительного штриха. И я решила создать три платка с дагестанскими орнаментами — это были кинжалы и кувшины. Каково было мое удивление, когда я увидела большой спрос на них! Я поняла, что надо двигаться именно в этом направлении.

«Нас пустили в музейные хранилища»

— В 2019 году я полностью закрыла производство и взяла паузу на полгода, чтобы отдохнуть, поразмышлять о новом проекте и насладиться материнством, в тот период у нас в семье появился третий ребенок. Но творческий отпуск растянулся почти на два года (смеется). Началась пандемия. Мои планы с итальянским партнером рухнули. В начале 2020 года позвонил директор предприятия и сказал, что они закрываются на карантин.

Я еще раньше понимала, что новый проект хочу реализовать именно на интернет-площадках. А тут и сама ситуация с коронавирусом в стране и мире показала, что это неизбежно. В мае 2021 года я, наконец, приступила к реализации своей идеи.

Я заключила договор с Дагестанским музеем изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой. Там я и черпаю вдохновение и идеи для своих платков. На платках представлены экспонаты XVII—XX веков. Особенность платков Variso в том, что все рисунки на них не созданный на компьютере принт, а реальная фотография реальных предметов старины — это кувшины, кинжалы, пояса, серьги, переведенная в графический рисунок и дополненная орнаментами, опять-таки взятыми из традиционных ювелирных изделий наших предков. Нас допустили в музейные хранилища, открыли витрины, мы изучили много исторических источников, прежде чем приступили к производству.

Мода на историю

—  Сегодня в коллекции около 150 вариантов дизайна. Каждый из них — это целая эпоха, символ культуры целого народа. Я считаю, что так я помогаю прикоснуться к искусству и истории большому количество людей. Наши платки — это не просто красивый, стильный аксессуар, он еще и наполнен смыслом. Мы хотим создать моду на историю, на наше наследие.

Наша коллекция — не только платки, но и трехметровые палантины, их можно повязывать на голову, или просто накидывать на плечи, или обернуть вокруг шеи и свободно спустить почти до пола. Очень стильно смотрится как с традиционными длинными платьями, так и брючными костюмами мужского кроя. В этом плане оригинально носят наши платки московские модницы. Для них же у нас есть наборы из платка и ленточки твилли. Кто-то их завязывает на руку, кто-то — на сумку, а кто-то дополняет платок на голове либо использует ее самостоятельно вместо ободка на волосах.

Минус онлайна

— Стоимость платков от 5 до 7 тысяч рублей. Мне было важно сделать продукт максимально доступным для большинства и при этом идеального качества. В проект вложен большой капитал, но говорить о самоокупаемости пока рано. Судя по темпам, с которыми мы двигаемся, это скоро произойдет.

Изначально я заказала 2000 платков. Потом дозаказывала размеры и дизайны по мере необходимости. В месяц мы продаем в среднем сто экземпляров, это количество увеличивается. Сейчас будем подключать активную рекламу. До этого все силы и средства уходили на работу над качеством продукта, его тестирование среди клиентов.

Больше всего не хочется разочаровать клиента, не оправдать его ожидания от картинки на сайте. В этом минус онлайн-торговли. Покупатель не может пощупать товар, взглянуть на него воочию. Именно поэтому я постоянно мониторю отзывы покупателей. Пока, к счастью, не получала никаких замечаний. Было несколько обменов, когда клиенту не подошел цвет изделия, и он отправил назад и попросил поменять платок. При этом у нас есть возврат товара. Но пока никто не возвращал — и это приятно.

Помимо Дагестана и Северного Кавказа мы регулярно отправляем посылки в Москву, Казахстан, Турцию. Нам пишут из разных российских городов. Были заказы даже из США и Франции. Мы не знаем, это выходцы из Дагестана или местные, но судя по тому, что некоторые сообщения нам присылают на английском языке, предполагаем, что они не имеют никакого отношения к Кавказу.

Платки без границ

— Мы ориентировались на молодых женщин. И каково же было мое удивление, когда среди наших покупательниц оказались женщины постарше. Часто наши платки берут на сватовство в качестве подарка для будущей тещи или свекрови. Их с удовольствием носят и бабушки. Вискоза очень удобная, хорошо держится на голове, плюс у нас любимый многими женщинами большой размер, чтобы можно было полностью покрыть голову, плечи и обернуть платок несколько раз вокруг шеи.

Интересный случай был у нас в Москве. Там проходил Wandi Bazar. Около нашей площадки выстроилась очередь из желающих примерить и купить платки, и среди них была бабушка чеченка. Она попросила подобрать ей что-нибудь. Ну, мы начали предлагать ей большие платки в более сдержанных тонах, как принято у кавказских женщин в возрасте. Но ей все было не то. И в итоге эта бабуля указала на яркий изумрудный платок из шелка с ленточкой твилли. Мы повязали его там же — это было очень мило.

Оттенки зеленого, пожалуй, один из любимых цветов и у дагестанских клиенток. Но говорить о самом популярном платке сложно: в один месяц, например, у нас буквально раскупили изумрудную модель, где изображены кувшины и пояс XIX века с использованием техники филигрань. А до этого «на ура» улетела эта же модель, но только в голубом цвете. Такой, например, выбрала себе Наталья Османн, когда этим летом прилетала в Дагестан.

Сейчас я планирую расширить размерную линейку, будем вводить новые основы, разрабатывать новые дизайны. Пока все будет о Дагестане. Я хочу до конца раскрыть эту историю. После в планах — другие страны и культуры. К нам уже обращаются музеи, и не только дагестанские, с интересными предложениями. Не хочется забегать вперед, скажу лишь, что будет несколько коллабораций с музеями, в ближайшие полгода мы выходим с новым продуктом на арабский рынок и еще совсем скоро наши платки окунутся в еще более древнюю историю — I век нашей эры.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия