Мое дело
Ремесла идут в народ
7 марта, 2025
В преддверии Международного женского дня узнали, как две мастерицы-предпринимательницы из Махачкалы сумели монетизировать свои таланты. И не забыли о передаче традиций молодому поколению

Слепить дагестанский кувшин, соткать коврик или посмотреть, как это делают профи, — теперь ради этого не обязательно ехать высоко в горы. Познакомиться с традиционными ремеслами республики можно в Махачкале, в мастерской «Чегери».

Бабушкин дом

Мастерскую дагестанских ремесел найти нелегко, хотя она и расположена на одной из самых колоритных улиц старой Махачкалы — Буйнакского. Вывески пока нет: самодельная получилась настолько красочной и красивой, что ее тут же кто-то унес, а заказная еще не готова.

За дверью в подвал начала ХХ века арочные своды подпирают высокий потолок, а покрытые маслом кирпичи блестят как новенькие. И буквально все пространство занято керамикой, украшениями, одеждой, магнитами и коврами.

Помещение для работы ткачиха Зарият Гаджиибрагимова и керамистка Асият Мирзаева искали долго. Условия было два: чтобы мастерская располагалась в старой части города, где в сезон не протолкнуться от туристов, и чтобы в ней можно было поместить печь для обжига глины.

— Когда мы с мужем Зарият сюда зашли, я сразу сказала: «Расул, как хочешь, но это помещение надо брать», — вспоминает Асият.

Две потомственные рукодельницы познакомились несколько лет назад. Судьба свела их на мероприятии, где были представлены изделия народных художественных промыслов.

— Я никак не могла решиться открыть мастерскую. Это очень тяжело, когда своего помещения нет. Думала, не потяну аренду. Сомнения были, но Асият уговорила меня, и я не пожалела. Наоборот, я благодарна ей за то, что она подтолкнула меня к этому шагу, — делится Зарият.

Мастерскую открыли весной 2024 года: установили печь для обжига глины, массивный ткацкий станок. В подвале начали появляться глиняные ослики, медные кувшины, сундуки с пестрыми платками и национальными платьями, папахи, бурки, украшения, посуда.

— Многие отмечают, тут как у бабушки в доме. Значит, мы добились своей цели. Значит, мы идем в правильном направлении, — говорит Асият.

Эпидемия глины

Особое место в мастерской — фотозона. Любой желающий может примерить традиционную одежду горцев и сфотографироваться на фоне яркого табасаранского ковра. Причем бесплатно.

Мастер-классы стоят от 700 рублей. Постоянного расписания у мастериц нет — азы ремесел они помогают осваивать по предварительной договоренности. В остальное время женщины ткут и лепят, участвуют в городских мероприятиях, проводят уроки труда в школах.

— Эпидемия глины! Ее выбирают чаще, потому что изделия из нее вырастают буквально на глазах, — объясняет керамистка интерес туристов.

Но «быстро» — понятие относительное. Изделия из глины после месяца сушки обжигаются в печи. А перед этим Асият доводит работы учеников до ума с помощью специального инструмента — мельхиоровой ручки с крупной бусиной на конце, разглаживающей глину.

Значительно более долгий процесс — ковроткачество. У опытных мастеров на квадратный метр уходит месяц труда. Мастерица Зарият придумала выход для туристов: в один присест соткать браслет на руку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Драконы, охраняющие дом
Какие тайны хранят дагестанские ковры и как они связаны с Древним Египтом

— Летом была одна девушка, я поразилась ее терпению, она хотела ткать магнитик, — Зарият показывает небольшой коврик с магнитом на обратной стороне. — Я предупредила, что это не быстро. Девушка провела пять часов в мастерской, прерываясь на обед и прогулки, и соткала себе коврик.

Здесь же можно научиться росписи по ткани и тарелкам. Этот навык Зарият освоила недавно, но признается, что влюбилась в него. Доказательством тому — десятки ярких тарелок с ковровыми узорами на стене и расписанные в этническом стиле шоперы.

Если поступают запросы на мастер-классы по каким-то другим дагестанским ремеслам, Асият и Зарият привлекают других экспертов и предоставляют им площадку. Мастерская интересна не только гостям Махачкалы, но и самим жителям. Нередко сюда на занятия приезжают целыми классами.

— Любое рукоделие — это релакс в первую очередь: то, что сейчас необходимо и взрослым, и детям. Окунуться на час-полтора в другой мир, отдохнуть от всего, — поясняет Асият.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия