Мое дело
Семеро из «Архыза»
2 апреля, 2019
12252
Горнолыжный курорт — это не только снежные трассы и отели, это в первую очередь люди, которые делают отдых приятным, комфортным и полезным для здоровья. Порой они незаметны, но точно незаменимы

У персонала горнолыжного курорта все не как у людей: по выходным они трудятся больше, чем в будни, пятничный вечер, когда начинается заезд, у них самое напряженное время недели, а новогодние каникулы и вовсе аврал. Как им живется и работается, о чем они мечтают и что думают об отдыхающих — рассказывают сотрудники курорта «Архыз».

Алена Ленева, администратор спа-центра в отеле, 19 лет, по образованию техник-технолог пищевой промышленности, живет в станице Зеленчукской. Прежде работала официанткой. Цель в жизни — чтобы семья жила в достатке. Мечтает научиться кататься на горных лыжах, но не может выделить на это время. Работает каждый день с 9 до 21 часа. В ее обязанности входит следить за порядком в спа-центре, контролировать работу уборщиц, встречать гостей, выдавать им полотенца, халаты, ключи от шкафчиков, объяснять, что где находится, и всегда улыбаться. Говорит, что самое трудное в ее работе — гасить на себе грубость и негатив отдельных невоспитанных постояльцев отеля.

— Особенно трудно бывает с москвичами, они считают, что если много зарабатывают, то, значит, они особенные и им все можно, даже приносить с собой спиртное и распивать его в бассейне. Один так и сказал, когда я попросила убрать бутылку: «У меня Ролекс за 300 тысяч, а ты кто такая?» Как сохранять спокойствие? Если честно, пью таблетки.

Евгений Алатарцев, владелец сети проката горнолыжного снаряжения, 29 лет, живет в Черкесске. По образованию инженер-строитель, но по специальности никогда не работал. Катается на сноуборде. Прокатным бизнесом занимается второй год вместе с другом, пока доволен. Сам в пункте проката обычно не сидит, но иногда подменяет своих работников.

— Дело прибыльное, но и затраты большие. Мы закупаем только лучшее, новое снаряжение, поэтому обидно бывает, когда клиент начинает делать вид, что он очень круто разбирается, и требует поменять лыжи или сноуборд, которые мы ему предлагаем, на другие, более новые. Хотя в целом горнолыжники — приятные клиенты. Но был случай: один сломал лыжу и, пользуясь тем, что в прокате была толпа людей, тихо поменял ее на целую. Но у нас ведь видеокамеры, мы его вычислили…

Цель в жизни? Хочу достичь достаточного уровня финансового благополучия, чтобы помогать близким, радовать их. Люблю путешествовать, и жена моя тоже. Вот родит, и отправимся в тур по Европе.

Нелли Пономарева, инструктор по горным лыжам, 38 лет, закончила иняз в Пятигорске, говорит по-английски, может работать с иностранцами, живет в станице Зеленчукской. Занимается и с детьми, и со взрослыми. Летом собирает группы любителей парапланов и роупджампинга и возит их в Чегем. Виртуозно катается на лыжах, может съехать с горы задом наперед, ловя при этом новичков, которым не дается торможение. Говорит, что учиться этому виду спорта никогда не поздно.

— С детьми работать весело, это как игра. Но еще лучше, когда ученик уже хорошо катается, знает, чего хочет, что ему нужно исправить в своей технике. Я очень люблю лыжи, но заметила, что кататься самой не так интересно, как передавать свой опыт другим, учить их делать то, что я люблю сама. Здорово, когда у человека начинает получаться и он радуется этому… Самый возрастной ученик? Женщина 67 лет. У нее была неделя, чтобы научиться кататься на лыжах перед поездкой в Швейцарию, и она научилась.

Ренат Козбаев, водитель-механик снегоуплотнительной машины (ратрака), бригадир, 37 лет, образование высшее юридическое, живет в городе Тырныауз. Отец троих детей. Работает по ночам, днем отсыпается. Под его началом три человека, говорит, что с коллегами очень повезло. Трактор умеет водить чуть ли не с детства — работал на лесозаготовках, когда лесхоз давал делянки под вырубку, потом строил курорт «Архыз». Любит свою работу, не любит, когда техника ломается и ее приходится ремонтировать на морозе. Согласен со своим коллегой Билялом, что лучшее время суток — рассвет, когда солнце поднимается над горой, освещая свеженькую трассу, а смена как раз заканчивается.

— Наша задача — перемещение снега. Видите, по центру трассы выемка? Называется корыто. Мы должны его выровнять, для этого передним отвалом сгребаем снег с краев трассы в центр, а фреза сзади разравнивает его. На крутых участках страхуем себя лебедкой, вот она — висит перед кабиной. Машина итальянская, очень хорошая, надежная.

Татьяна Николаевна Афонина, старшая горничная, 65 лет, образование высшее экономическое, живет в станице Зеленчукской. До пенсии работала в налоговой, в горничные устроилась по объявлению, сначала в гостиницу «Вертикаль», потом в отель Arkhyz Royal Resort & Spa. Зарплаты на курорте выше, чем в среднем по республике, горничная, например, получает 1,5 тысячи рублей за смену (смена длится с 8 до 20 часов). Самые трудные — два часа с 12 до 14, когда старые постояльцы выезжают и надо быстро подготовить номера для новых гостей.

— Я своим девочкам говорю: вы, когда уберете номер, напоследок зайдите и посмотрите, полюбуйтесь на свою работу, как красиво, как приятно зайти. Гости? Гости, конечно, разные бывают, некоторые настолько чистоплотные, даже мусор за собой соберут. Если с детьми, там, конечно, мусора больше. Но самые удивительные, по моим наблюдениям, — англичане. Как зайдут в грязной обуви, так и ходят, грязь кусками с ботинок отваливается. Неужели трудно свою обувь вымыть?.. И забывчивые встречаются, оставляют вещи. Даже дубленку один раз забыли, потом возвращались за ней.

Алексей Семенов, бар-менеджер, 25 лет. Приехал на «Архыз», чтобы кататься, заодно работает в ресторане «Трамплин 1650». Вместе с ним приехала и его девушка, она устроилась официанткой. Откуда приехал — точно выяснить не удалось, потому что родился Алексей в Волгограде, но последние 8 лет путешествует по разным городам России и нигде надолго не задерживается. Работал барменом и инструктором на разных северокавказских курортах и утверждает, что по качеству сервиса «Архыз» вне конкуренции.

— Конечно, барная культура на юге России слабо развита, но мне тут нравится. Я здесь уже три года, у меня появилось много друзей среди карачаевцев и черкесов. Самое интересное в моей работе — общаться с разными людьми, наблюдать за ними, за тем, как они ведут себя, когда выпьют, что для них важно, о чем они говорят с тобой. Чем отличаются местные? Много чем: поведением, манерой общения, даже лексиконом. Если тут начнешь грубить человеку, он в ответ нагрубит еще сильнее. Поэтому нужно немножко следить за языком. То, что допустимо в обычном русском лексиконе, здесь не стоит говорить.

Марина Выкова, фельдшер медпункта курорта «Архыз», 31 год, закончила медколледж, живет в Зеленчукской, на курорте работает 4 года. Медпункт находится в огромном здании Сервис-центра, помимо Марины здесь постоянно дежурит врач, администратор и водитель скорой помощи. За день в среднем бывает 20−30 обращений. На праздники больше. Рекорд — 63 пациента в сутки — был установлен на новогодних каникулах 2018 года.

Марина по характеру травмы умеет определить, кто перед ней: сноубордисты обычно повреждают запястья и копчик, а горнолыжники — ноги и ключицу. Кроме «спортивных» травм приходится лечить боли в желудке, гипертонию. Марина говорит, что самое приятное в ее работе — когда удается помочь людям и они уходят довольные. А самое неприятное — когда коллеги с утра ходят мрачные (но это, разумеется, шутка в адрес водителя «скорой», который заглянул в кабинет и тут же ретировался, увидев фотоаппарат).

— Вообще-то, спуск по склону сам по себе не слишком опасен. Обычно травмированные говорят, что упали, потому что их кто-то подрезал или они круто затормозили, побоявшись врезаться в ребенка. В крайне редких случаях умудряются врезаться в фонарный столб — но на этот случай опоры обмотаны мягкими матами. Нет, чтобы в дерево кто-нибудь врезался — такого не бывало, тут же всюду ограждения, все безопасно. Хотя был один случай с участием дерева: девушка-фрирайдер каталась на «диком» склоне, упала под деревом, но мягко. А когда попыталась встать, ухватившись за ветку, та оказалась сухой, обломилась и стукнула ее по голове.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия