Под высокими сводами старой мастерской по улице Кирова во Владикавказе когда-то создавал самобытные картины известный осетинский художник Батраз Дзиов. Сегодня его дело продолжает дочь Земфира, только ее произведения — не картины, как у отца, а коллекционные куклы.
Когда Земфире было четыре, бабушка усадила ее рядом, дав в руки палочки, пуговицы, лоскутки ткани и иголку с ниткой. Игрушки во время ее молодости делали сами — из того, что под рукой. Бабушка хотела всего лишь ненадолго занять девочку интересным делом из своего детства, а оказалось — навсегда.
Сейчас Земфира Дзиова — признанный художник по куклам.
— Я не помню, чтобы я не работала над созданием кукол. В них моя душа, — объясняет Земфира. — Для меня не так важен результат, меня увлекает процесс. И когда появляется образ, который хочется воплотить в жизнь, время перестает существовать: сутки, недели, месяцы. Это кропотливая работа, требующая особого терпения. Но в этих деталях, филигранности, линиях, которые только прорисовываются и видны пока лишь тебе, и есть счастье.
Батраз Дзиов был не только талантливым живописцем, но и книжным графиком. Он собирал детские издания с хорошими иллюстрациями, книги по искусству и живописи.
— Некоторые спрашивают, чему меня научил отец? А я говорю, достаточно было и того, что я видела, как он работал над своими картинами.
В третьем классе Земфиру отдали в художественную школу, дальше было училище и живописно-графическое отделение Североосетинского госуниверситета.
— Нет предмета, изучение которого бы мне не пригодилось. Создание куклы — это симбиоз таких видов искусства, как скульптура, живопись, графика. Но в целом основные знания пришли с опытом, путем проб и ошибок.
Раньше в ход шли любые материалы. Гипс, папье-маше, керамика.
— Перепробовала все, — признается кукольница. — Последние лет пятнадцать работаю с самоотвердевающим пластиком. Это основа. Что касается деталей, тут уж любая мелочь пригодится. Только фантазируй.
Как-то в канун Нового года в сувенирном салоне Земфире заказали разрисовать елочные игрушки. Мастер поняла по-своему, за вечер слепила трех пышнотелых бабушек и отнесла в магазин.
— Не успела я отъехать с салона, как мне позвонили. Кукол сразу же купили, заказали новую партию. Так появилась целая серия бабушек.
С того времени прошло больше десяти лет, и за этот период на свет родилось около сотни «бабушек». Вот и сегодня в мастерской на одной из лавочек сидит пожилая старушка в шляпе: накрахмаленный ажурный воротничок, сетчатая вязаная шаль, слегка накинутая на плечи, веки, покрытые голубой дымкой теней, очки с ювелирной огранкой, в руках раскрытая книга. Так это же сказки! Смотришь на нее — и сразу становится тепло.
А вот бабуля, сидящая у крыльца дома, в старой цветастой юбке, войлочном теплом жилете, с косынкой, покрывшей седую голову. В руках веретено, рядом мешочек с шерстью. Работы еще много, но разве бабушки когда-то жаловались на усталость?
Каждая кукла Земфиры неповторима, и в каждой легко узнать своих бабушек, мам, соседок. А вот их истории жизни автор отдает право додумывать зрителю.
— Несколько лет назад я решила отказаться от заказов на кукол и создавать только интересные мне образы, — рассказывает художница. — Это было непростое решение, я не была уверена, что зрителю будут интересны такие работы, ведь вкусы у людей разные.
Чаще всего у Земфиры заказывали кавказских персонажей: джигитов в национальных нарядах, невест в традиционных платьях, а еще принцесс и фей. А портретных кукол брали в подарок.
— В какой-то момент мне просто это надоело. Я хотела создавать уникальные, неповторимые куклы, а не штамповать ради денег одни и те же образы.
Новые работы Земфиры быстро нашли своих почитателей.
Так появилась серия авторских кукол «Времена года». «Лето», «Осень», «Синий вечер», «Лесная фея», «Белая птица», «Снегопад» - сегодня большинство этих работ в частных коллекциях в России и за рубежом. «Лето», успевшее побывать лишь на одной выставке в Москве, приобрели для Рамзана Кадырова, «Лесная фея» - любимая работа Земфиры — несколько месяцев назад улетела в США.
А как-то с просьбой разрешить шить одежду по мотивам работ Земфиры к ней обратился один из дизайнеров одежды. Платья кукол — отдельное произведение искусства. Для «Зимы», например, мастер использовала тюль светло-голубого цвета и органзу, жемчужные бусы пришиты к ткани серебристым люрексом, а ниже развернулась целая зимняя картина. Деревья из проволоки и синтепона, обтянутые нейлоновым чулком и пропитанные акриловым лаком, домики из войлока и кожи, декорированные бисером. Окошки, дверцы и балкончики изготовлены из картона, с изнанки проклеенного хлопчатобумажной тканью, снегопад, сплетенный из серебристого люрекса и бусинок, — и еще множество деталей и тонкостей. И все это на платье куклы.
— Авторские куклы могут стоить и миллион рублей, есть коллекционеры, готовые отдавать такие деньги. У моих работ цены совершенно разные и зависят от времени, сложности, тонкости композиции, — объясняет Земфира. — Были бабули за 9 тысяч рублей, а других отдавала за 25 тысяч, некоторые куклы стоят 50 тысяч, и это не предел. Но приобрести работы сейчас можно только на выставках.
Куклы Земфиры регулярно выставляются по всей России, ее работы и рекомендации попали и на страницы авторитетного журнала «Кукольный мастер». А вот отправить работы на единственный конкурс, в котором художница хотела бы поучаствовать, она пока не решилась, несмотря на приглашения организаторов. «Пандора» для кукольников как «Оскар» в кинематографии: конкурс собирает самобытных художников со всего мира.
Зато реализованы другие планы: несколько лет назад Земфира открыла школу авторской куклы во Владикавказе. Поучиться у мастера часто изъявляли желание многие из тех, кто следил за ее творчеством. Среди учеников — и подростки, и пенсионеры.
— Я художник по куклам, но опыта преподавания у меня не было, поэтому первое время были и ошибки, и упущения, — говорит художница. — Были и недовольные ученики, которые оставили школу. Но в итоге все получилось.