Эта часть Дагестана известна многим благодаря селу Кубачи — легендарному месту производства красивейших изделий из серебра и золота. Однако стоит заглянуть и в другие села Дахадаевского района, чтобы тоже найти и мастеров-умельцев, и головокружительные красоты.
Райцентр Уркарах раскинулся на живописном плато Лесистого хребта — наиболее низкой гряды северного склона горной системы Большого Кавказа.
Старая часть поселения — Верхний Уркарах — располагается на вершине, в прежние времена бывшей хорошим наблюдательным пунктом. Сейчас это превосходная смотровая площадка, правда необорудованная. Отсюда как на ладони видны живописный скалистый утес и скалы-близнецы, окружающие село снежные вершины и земли соседних районов.
В Верхнем Уркарахе сохранилась мечеть ХI века. До
Еще один археологический памятник Уркараха — нетипичные для мусульман надгробия ХI—XII веков на могилах старого кладбища. Это каменные саркофаги, украшенные орнаментом и надписями.
Из современных достопримечательностей внимания достойна «Дахадаев-Арена» — ее называют единственным в России футбольным стадионом, расположенным на высоте 1500 метров над уровнем моря. Построили арену к открытию чемпионата мира по футболу 2018 года.
В Уркарахе некоторое время располагалась резиденция правителей Кайтагского уцмийства — в
Заброшенное село-крепость Кала-Корейш — мусульманская святыня. По легенде, его основали воины-корейшиты — выходцы из племени пророка Мухаммеда.
Сейчас здесь бывают и паломники, и туристы, и ученые. Привлекает всех старейшая мечеть XI века и уникальные надгробия XI−XIX веков на могилах покойных уцмиев. На каменных плитах высечены стихи и философские изречения, изображения мирового древа и другие «послания».
А еще село с тысячелетней историей считают «местом силы». Говорят, если загадать здесь желание, оно обязательно сбудется.
Еще одно покинутое жителями селение — Амузги — расположено в 4−5 км юго-западнее Кубачи. На машине проехать невозможно, нужно идти пешком. Дорога комфортная и живописная. Можно вдоволь насладиться не только знаменитыми кубачинскими туманами, которые так и хочется назвать серебряными, но и видами самого села с нестандартных ракурсов.
В прошлом Амузги было крупным центром изготовления сабельных и кинжальных клинков. Изделия пользовались большой известностью и в Дагестане, и за его пределами. Привезенные в Кубачи амузгинские клинки обретали там рукоятки и ножны, украшались серебром, гравировкой, чернью, золотой насечкой и эмалью. Эта кооперация существовала долгие годы, пока в 1944 году жителей Амузги не переселили насильно на другие земли.
Со временем производство клинков в Амузги прекратилось. Сейчас на высоком берегу, обрывающемся пропастью к реке, остались только развалины оборонительной башни и крепостной стены некогда укрепленного и процветающего селения кузнецов.
Три года назад опустел и последний жилой дом в Амузги: умерла 80-летняя бабушка Патимат. Двери ее дома до сих пор открыты для любого путника. В нем можно переждать непогоду или просто посидеть в тишине.
Если Амузги славилось клинками, то Харбук был центром производства огнестрельного оружия в Дагестане.
Харбукцы овладели мастерством металлообработки в Средневековье. Расцвет оружейного производства пришелся на период Кавказской войны, а закат — на годы советской власти, когда изготавливать оружие вне заводов запретили.
В 2018 году на въезде в село односельчане установили памятник в честь оружейника Алимаха Харбукского (1836−1926 гг.). Кремневые ружья этого мастера стали эталоном совершенного оружия и получили название — «Алимах мажар», или «кремневка Алимаха».
Об истории Харбука можно узнать в небольшом сельском музее. Он размещается в клубе за синей дверью с надписью из советского прошлого: «Агитпункт». Местные жители бережно собрали экспонаты, их можно трогать и, рассматривая, искренне удивляться смекалке и находчивости мастеров. Здесь и старые передвижные меха для кузницы, и железный прибор с двумя крючками для взвешивания легких и тяжелых грузов.
С проржавевшего от времени кремниевого пистолета хранитель музея предусмотрительно спилил боек. Но, даже будучи «беззубой», кремневка производит сильное впечатление. Сложно представить: как можно вручную выковать оружие, способное сбить установленный на горе еле видимый пятак?
Некоторые мастера в Харбуке до сих пор работают в кузницах, устроенных как в былые времена. В помещении с помощью специальных отверстий в потолке и стенах создают естественное проветривание, которое разжигает, но не гасит огонь в печи. Но главная особенность такой кузницы — наковальня на уровне пола, когда мастер-оружейник опускает ноги в специально вырытую яму. Так кузнец бережет спину от чрезмерного напряжения и экономнее расходует силы.
Сегодня харбукское ремесло поддерживают немногочисленные мастера. Среди них есть женщины, способные и выковать хозяйственные инструменты, и изготовить клинки из булатной стали по полному циклу — от ковки до ювелирной обработки.
Не все промыслы в округе такие «воинственные». Село Кища, например, прославилось изготовлением и выделкой тканей из шерсти, конопли и ворса.
В историко-краеведческом музее при местной школе собрана интересная коллекция предметов быта. Среди экспонатов — веретено, прялка, челнок и другие предметы старинного ткацкого производства. В рабочем состоянии сохранился станок для изготовления сукна и его «сородич» — устройство для выделки конопляных тканей, напоминающее остов горской арбы.
Здесь расскажут, что ткань в клетку на шерстяной или хлопковой основе в народе прозвали «кищинской шотландкой»; что пряжу красили корой дуба или сажей из дымохода — и множество других занимательных вещей.
А в центре Кища в память об односельчанах, павших в годы Великой Отечественной войны, воздвигнут памятник — «Воин-освободитель» вытесан из каменного монолита. Сначала воин с автоматом в руках и боевыми наградами на груди напоминал Сталина. Позже по указанию из районной ячейки КПСС памятник видоизменили. Монумент в селе Кища стал последней творческой работой скульптора-самоучки Алигаджи Курбанова из селения Сургия. Он прекратил свою деятельность из религиозных соображений.
Горные села продолжают жить своим нехитрым и порой непонятным для чужака-путешественника бытом. Здесь понимаешь, что ремесло может быть искусством, а ремесленник — творцом. А однажды испытав на себе гостеприимство местных жителей, вы захотите возвращаться сюда вновь и вновь.