— Мы всей семьей отдыхали в Грузии, близ Телави, выехали на природу посмотреть местные красоты. Интернета там не было. А когда вернулись в гостиницу, посыпались сообщения от родных и знакомых, что президент удостоил нас ордена «Родительская слава», а глава республики поздравил в соцсетях.
Сергей и Инна признаются: конечно, были польщены. А на вопрос, как же воспитать восьмерых детей, пожимают плечами: просто жить по совести.
Инна и Сергей познакомились в 2000 году. Он родом из Усть-Джегуты, она — из Донбасса, впервые увиделись во Владикавказе. Сергей приехал туда за религиозной литературой, Инна — в гости к тете. Оба принадлежат к баптистской церкви и сразу прониклись друг к другу симпатией. И все же юные, но рассудительные Инна и Сергей не торопились. На немногочисленных свиданиях старались присмотреться друг к другу, проверить, совпадают ли их взгляды. В первую очередь для обоих было важно воспитание и целомудренность.
— Например, у нас не принято, чтобы до свадьбы были поцелуи и все такое, — объясняет Инна. — Кроме того, я наблюдала, как он держится с людьми, как общается с моими братьями.
Разъехавшись, влюбленные продолжали общаться старомодным, но надежным способом — по почте. А спустя полгода поженились и вот уже 22 года живут неразлучно, не изменяя данным на свадьбе обещаниям.
У Инны и Сергея есть полезная привычка — выходить вдвоем на вечерние прогулки. Эти четыре километра от дома до цемзавода — и отдых от рутины, и физнагрузка, и время, чтобы побыть наедине. Но всегда спешат обратно, к теплому свету родных окон.
— Когда мы женились, у нас практически ничего не было, только долги за свадьбу, — вспоминает Инна. — Четыре года жили на съемной квартире, там двое детей родились. Но с каждым ребенком положение улучшалось. Как говорится, Бог дает ребенка, Бог дает и на ребенка. Это, конечно, не значит, что нам все с неба сыпется. Это вознаграждение за труды. Мужу приходилось много работать. Когда ждали третьего ребенка, купили четвертину нынешнего нашего дома, две комнаты. Со временем — еще одну четвертину, позже сделали пристройку. Просто надо верить, делать и жить.
Аделина, Иван, Вероника, Николина, Евника, Михаил, Есфирь, Мелисса. Старшей 21 год, младшая только пошла в школу. Все отлично преуспевают в учебе и еще рисуют или играют на музыкальных инструментах: домбре, скрипке, пианино, трубе. И все любят читать, да так, что родителям приходится запирать библиотеку, иначе до рассвета спать не будут.
Инна тоже творческий человек, увлекается кардмейкингом — когда высвобождается минутка, делает нарядные открытки.
— Уже сделала около тысячи, — говорит Сергей, вынося несколько последних из мастерской жены.
— Ты что, считал? — приятно удивлена Инна.
Отец семейства зарабатывает внутренней отделкой помещений.
— Ему покоя не дают. Очередь на много месяцев вперед, — с гордостью говорит Инна.
Сергей на большую нагрузку не жалуется и всегда находит время для семьи. Хотя не думал, что будет многодетным отцом:
— Максимум трех планировал. А сейчас я бы еще хотел пополнения. Даже как-то тоскливо, когда не держишь на руках малыша. С каждым ребенком мы становимся лучше как родители, мудрее. Когда их было двое, я был строже, бывало, раздражался. Сейчас такого нет. Они учат нас понимать, прислушиваться. Мы друг друга воспитываем.
В этом уютном доме не всегда было безоблачно. Ожидание пятого ребенка, Евники, было омрачено страшным диагнозом — гидроцефалия. Врачи были немало удивлены, когда девочка вопреки ожиданиям родилась живой и визуально ничем не отличалась от других новорожденных. А потом вера родителей в лучшее, хождение по лучшим клиникам и планомерное лечение дали свои плоды. Инна вспоминает, что светила медицины не могли поверить положительной динамике и называли это чудом.
— Конечно, чудо, за нас ведь по всему миру молятся, — объяснила врачам Инна. — У нас есть родственники и на Западе, и в странах СНГ, все за нас переживали.
Сегодня, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, Евника — активный и смышленый ребенок, учится на «отлично» и подвижна не меньше сверстников.
Соседи на многодетную семью реагируют по-разному. Сергей смеется:
— Раньше за продуктами ездили все вместе на рынок в Черкесск. Нас уже все узнавали, мы же как хоровод. И пытались сосчитать: «бир, эки, юч…» И я продолжал на карачаевском: «беш, алты, джети…»
Но если одни восхищаются, то другие осуждают: «Что вы делаете? Их же не только родить, но и вырастить надо!»
— Ну, а чем наши дети обделены? — удивляется Инна. — Я ни одного не отдавала в детсад, сама всех воспитала. Одеты, обуты, накормлены, отлично учатся, побеждают в конкурсах.
— На выходных и на каникулах мы всегда в поездках, часто бываем в горах, редкий год обходится без моря, а на выходных вся родня собирается у нас, — поддерживает Сергей.