Еще десять лет назад домашних питомцев в Северной Осетии лечили «свечой и керосином». Сегодня местные ветеринары проводят уникальные для республики операции, а хозяева носят домашних животных на удаление зубного камня, плановые прививки и консультации по диете. Оказалось, что люди хотят заботиться о питомцах — просто им надо дать такую возможность.
Харди в ветеринарной клинике гость хотя и не частый, но узнают его здесь все: домашнюю лису в Северной Осетии встретишь не часто. Сегодня четырехмесячному лисенку накладывают шину на лапку — он неудачно спрыгнул с дивана.
Зверек — не единственный экзотический пациент «Зоосервиса». Среди постоянных клиентов — обезьяна, куница, редкие породы попугаев, енот, был даже медвежонок. Но основные пациенты все же собаки, кошки, домашний скот и грызуны.
Работа ветеринара в республике востребована: о питомцах здесь сейчас заботятся не меньше, чем, скажем, в столице России, говорит руководитель сети клиник для животных Марина Апциаури.
— Но у нас не спрос диктует предложение, а предложение — спрос.
Когда в республике появилось больше ветеринарных клиник, люди стали чаще лечить животных.
Пока мы разговариваем, на осмотр приносят еще одного необычного пациента — подростка куницы. Хозяйка подобрала его в лесу новорожденным и по часам выкармливала из бутылочки. В клинике помогли определиться с питанием и следили за тем, чтобы детеныш правильно развивался. Сегодня «одомашненный» хищник получит плановую прививку.
Буквально 15 минут — и биохимический анализ крови огромного и черного, как смоль, Тайсона готов. Опасения доктора не подтвердились — почки 17-летнего кота в порядке, значит, он отказывается есть по другой причине.
Заглянув глубоко в пасть, врач, наконец, определяет: у животного больной зуб. Удалять будут под наркозом, но прежде обязательно посмотрят сердце кота на УЗИ-аппарате: сможет ли оно выдержать такую нагрузку?
Сердце Тайсона, которому по человеческим меркам уже далеко за восемьдесят, работает на удивление хорошо. Еще полчаса — и хозяева увозят уже пришедшего в себя после удаления зуба кота домой. Все процедуры обошлись им в три тысячи рублей.
— Без техники для диагностики на все эти манипуляции потребовалось бы гораздо больше времени, а сегодня мы имеем возможность свести риск для жизни животного практически к нулю, — объясняет Марина, почему работать по старинке — не только непрестижно, но и неэффективно.
Еще с десяток лет назад у местных ветеринаров была в ходу фраза «Лечим свечой и керосином». Сейчас без рентгена, УЗИ, биохимии и микроскопии соскобов многие врачи свою работу не представляют. В «Зоосервисе» на днях ожидают аппарат УЗИ с цветным доплером, в планах — начать работу с аппаратом Елизарова.
— Гуманная медицина постепенно входит и в ветеринарию, — говорит Марина. — Конечно, Москва и Питер впереди, столичные специалисты идут нога в ногу с мировыми лидерами, но мы, общаясь со своими коллегами на конференциях, понимаем, что и наш уровень достаточно высок.
В ветеринарии Марина 11 лет, из них больше шести — руководит своим делом.
— С детства не могла пройти мимо раненого или больного животного, — вспоминает она, — пыталась лечить: ранки обрабатывала, щенков подкармливала, строила им домики. Около школьной столовой жил щенок, его обожали все дети, такой пухляш, весь мимимишный, как говорят сейчас. Но весной он заболел. Это теперь я знаю, что весна — горячая пора для специалистов моего профиля, время клещей и пироплазмоза, а тогда никто не мог понять, что с ним происходит. Щенок погиб. После долгих переживаний я твердо решила, что стану ветеринаром.
Однако родители не поддержали увлечение Марины и настояли, чтобы она получила другую профессию, к примеру учителя, или пошла в науку. Поэтому первое образование девушки — биолог-генетик.
— Поработала некоторое время по специальности, поняла, что не мое, и устроилась ассистентом в ветеринарную клинику. Получила второе высшее по ветеринарии и решила попробовать себя в самостоятельном полете.
Бизнес строила с ноля: накоплений не было. Марина взяла нужную сумму в долг, сняла помещение в пригороде Владикавказа и стала принимать первых пациентов. Обошлись без рекламы — сработало сарафанное радио.
Постепенно клиентов становилось все больше. Марина расширилась и наняла персонал. Сейчас помимо основной клиники в селении Михайловское действуют еще четыре филиала. Кроме ветеринарных услуг там можно найти все необходимое для питомцев: корм, аксессуары, средства для ухода.
Несмотря на то, что Марине удалось создать достаточно крепкий бизнес, предпринимателем она себя не считает. Называет себя практиком-теоретиком. Она не только постоянно принимает клиентов, но и внедряет в работу новые методики. Это необходимо, чтобы справиться с тяжелыми клиническими случаями.
Один из таких — патологические роды у коровы. Впервые в республике этому животному сделали кесарево сечение. Удалось спасти обреченную на убой буренку и ее теленка.
— Мы давно делаем кесарево сечение кошкам и собакам, но практики проведения его на крупном рогатом скоте не было, — говорит ветеринар. — Мы смотрели видео, советовались с коллегами из Украины. Операция длилась полтора часа. Удалось и сохранить детородную функцию — через год животное снова сможет принести приплод.
Совсем недавно специалисты клиники провели еще одну сложную операцию рогатому пациенту: из желудка молодого бычка извлекли две пары колготок и около килограмма говяжьих костей. Как он все это съел, в клинике гадают до сих пор.
А как-то врачи обнаружили новообразование размером с фасолину на корне языка аквариумной рыбы редкого вида. Из-за него она не могла есть.
— Приняли решение оперировать, иссекать образование и прилегающие ткани. Наркоз капали на жабры, — вспоминает Марина. — Операция прошла успешно, и уже через неделю рыба была в норме.
Для многих клиентов Марина стала «семейным доктором» — лечила собаку, а потом ее детей и внуков.
Чувствовать настроение животных и вызывать доверие — часть работы ветеринара. Марине не привыкать: у нее дома семь собак и любимый кот, которого она спасла от усыпления.
Если хозяева адекватные, то у них редко бывает неадекватный питомец, рассказывает доктор. А если, к примеру, собака живет на цепи и не социализирована, то «общение» с врачом проходит крайне сложно.
Но «производственные травмы» у врача случались нечасто. Скоро становится ясно почему. Пока хозяйка предупреждает, что ее коту укол сделать невозможно из-за несговорчивого характера, Марина уверенно вводит иглу.
На самом деле, с людьми работать сложнее, чем с животными, считает она. Не все понимают, что питомца пора лечить, и не спешат полноценно выполнять указания доктора.
Клиники работают до семи, но свет в их окнах иногда можно увидеть далеко за полночь. Кроме экстренных случаев врач обычно остается допоздна из-за нерадивых хозяев. Такие могут несколько дней наблюдать, как животное болеет, а когда спохватываются, счет идет на часы.
Ветеринары больше «работают» с человеком: только он может рассказать, что не так с животным. Чем подробнее человек опишет состояние питомца, тем точнее будет диагноз.
— Как-то привели кошку на удаление сломанного зуба, — вспоминает Марина. — Жалобы владельца — животное похрипывает, но это ни кошку, ни хозяйку особо не беспокоило. Приступили к удалению зуба и чистке зубного камня. Дали наркоз, и вдруг пациент начал «уходить»… Провели исследование и выявили застарелый разрыв диафрагмы. В таком случае органы буквально засасываются вакуумом в грудную полость. У нашей кошки там оказались тонкий кишечник, селезенка, практически полностью печень… Мы все восстановили.
Только потом хозяйка рассказала, что кошка долгое время спала сидя. Если бы это было известно раньше, удалось бы избежать неожиданностей.
Хозяева бывают разные: одни готовы отдать последнее для своего питомца, другим жаль потратиться на копеечные лекарства. Кто-то любя кормит зверей «деликатесами» со своего стола, а кто-то — костями. И то, и другое — не верно. Неправильное кормление — главная ошибка сегодняшних владельцев животных. Но в целом за последние десять лет хозяева стали гораздо более сознательными, отмечают ветеринары. В том числе благодаря их просветительской работе. Распространенный «диагноз» — «сосед отравил» — уже в прошлом. Люди стали понимать, что животные могут страдать огромным количеством заболеваний — вплоть до онкологии, диабета и инфаркта, большинство из которых можно вылечить.
— Совсем недавно наши постоянные клиенты — зрелая семейная пара — принесли старенькую кошку на усыпление. Очень переживали. Кошку нужно было оперировать, но хозяева боялись осложнений и не хотели мучить животное, поэтому и приняли непростое решение, — объясняет Марина. — А мы все-таки рискнули и сделали операцию на свой страх. Кошка поправилась. Мы позвонили владельцам, и оказалось, что у хозяйки день рождения и мы сделали самый лучший для нее подарок. В такие моменты я понимаю, что счастлива и занимаюсь нужным делом.