Семья, которая традиционно считалась формой психологической поддержки, сегодня сама нуждается в защите, утверждают специалисты службы психологической поддержки семей с детьми Кабардино-Балкарии. Служба работает в регионе с августа прошлого года. Со своими проблемами в нее могут обратиться мамы и папы: кто-то не знает, как вести себя с особенным ребенком, чей-то сын или дочка вступили в сложный подростковый возраст и испытывают трудности в общении, а кто-то только собирается стать родителями или усыновить ребенка. Все консультации бесплатны.
Службу создали в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование». По плану, к 2024 году специалисты по всей стране бесплатно проконсультируют родителей 20 миллионов раз. Общий бюджет проекта — 8,5 млрд рублей.
«Это Кавказ» узнал, как проект реализуют в Кабардино-Балкарии.
Всего в Кабардино-Балкарии работает пять филиалов службы: два в Нальчике и три за пределами республиканской столицы. Основной филиал расположился на базе Центра психологомедико-социального сопровождения. Логопед, дефектолог, психологи принимают в специально оборудованных кабинетах, есть инвентарь, памятки, сопровождающие документы.
Например, у логопеда-дефектолога над столиком, за которым он занимается с ребенком, обязательно должно висеть зеркало, а свет падать сбоку. В кабинете педагога-психолога для малышей повсюду игрушки — не просто для развлечения, они выполняют важную роль в развивающих играх. Консультант по вопросам зависимостей — это наркомания, алкоголизм, игромания — принимает в отдельном кабинете, где желающие могут пообщаться с ним без посторонних глаз: не все готовы обнародовать такие проблемы внутри семьи.
Всего в проекте задействованы 19 специалистов-консультантов, из них больше половины — сотрудники центра. Отбирали опытных профессионалов: стаж работы у каждого 10−15 лет. В среднем в месяц специалист получает до двухсот обращений.
Можно проконсультироваться по телефону, записаться на очный прием, обратиться через сайт и связаться со специалистом по видеосвязи.
— Прием ведется абсолютно бесплатно. На наших брошюрах и плакатах, которые сегодня есть в каждой школе в республике, указаны пять номеров, — рассказывает руководитель проекта Ратмир Каров. — Круглосуточный телефон всегда у меня с собой — если звонят на него, то я фиксирую звонок и перенаправляю к специалисту, в котором нуждается обратившийся.
Специалисты проводят также выездные консультации — сами выезжают в населенные пункты республики, где филиалов у них нет. Выбирают отдаленные села: другой возможности попасть к специалистам у их жителей иногда нет.
— Опыт показал, что именно там в нас больше нуждаются. Прийти, поговорить, проконсультироваться — для них этот как глоток свежего воздуха, — отмечает Каров.
С самыми разными — развитие детей, образование, отношения в семье. В брошюрах службы это звучит так: «получение образования в различных формах, развитие детей дошкольного возраста, раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, разрешение конфликтных ситуаций между родителями и детьми и так далее».
В службе поддержки принимают и по вопросам оформления опекунства и усыновления. Здесь работает психолог школы замещающих родителей Мария Гутаева, ее задача не только рассказать обо всех связанных с этим процессом тонкостях, но и просто поговорить с людьми, думающими о важном шаге, помочь им понять степень ответственности и разобраться в причинах, побудивших их к этому.
К каждому случаю подходят индивидуально. Кому-то достаточно просто поговорить с психологом, чтобы успокоиться и принять решение.
Чтобы решить детские проблемы, иногда достаточно и необходимо поработать с родителями. Как говорит педагог-психолог службы Асият Даова, она с ребенком только здоровается — основная работа идет с мамами и папами.
— После консультаций для родителей, дети которых оканчивают в этом году 9 и 11 классы и им предстоит ЕГЭ и ОГЭ, они часто говорят: «Оказывается, психологическая подготовка и нам, родителям, нужна была». Конечно, нужна, ведь они тоже в этот период испытывают большой стресс, — объясняет специалист.
О том, как важно успокоить родителя, говорит и логопед Алла Гуева. И тогда мама обычно уходит с облегчением и надеждой на благополучный исход.
А еще служба нужна, чтобы справиться с проблемами, которые могли бы решить школьные психологи — если бы специалистов хватало.
— Сейчас мы понимаем, что многих проблем можно было бы избежать, если бы была поставлена работа психолога в школе, — говорит Мария Гутаева. — Проблемы подростков касаются в основном сферы общения. Был бы рядом человек, который объяснил ребенку, что они возникают не потому, что он плохой, а потому, что у него сейчас такой период, ему было бы гораздо легче из этой ситуации выходить.
Актуальной службу делают, по мнению Марии, и изменения в системе образования: если раньше в школе немало внимания уделяли воспитанию детей, то теперь — почти только образованию.
— Появились телефоны, гаджеты, то есть те увлечения, которые мешают ребенку развиваться.
К логопеду-дефектологу Алле Гуевой приходят обычно родители детей 2−3 лет с нарушениями психического развития, задержкой речи и детей с темповыми нарушениями речи, например с заиканием. Младших школьников приводят из-за снижения успеваемости: дети говорят на двух языках — родном и русском, и у них страдает грамматическое оформление русского языка — это компетенция логопеда.
Обращает внимание на билингвизм и Мария Гутаева:
— Из-за двуязычия ребенок не всегда может свободно выразить свои мысли, его речь несвободна, а это усугубляется тем, что часто нет опыта общения. И все это делает детей зажатыми.
В этом случае задача психолога превратить билингвизм из тормозящего механизма в познавательный инструмент.
К психологу, специализирующемуся на подростковом возрасте, Асият Даовой приходят со сложностями в профориентации, с зависимостями (сегодня главным образом от гаджетов), проблемами в детско-родительских отношениях, также очень часто обращаются мамы, которые в одиночку воспитывают мальчиков.
Особенность региона: когда стали привозить детей, возвращенных из Сирии, пришли несколько бабушек, которые оформляли опекунство над своими внуками. У таких детей очень часто есть посттравматический сидром, они видели то, что не должен видеть ребенок, и нуждаются в помощи психолога. Многие предпочитают обращаться к специалистам конфиденциально, это еще одна из особенностей региона, связанных с кавказской ментальностью, считают специалисты.
Первый этап работы службы психологической поддержки семей с детьми завершился в конце 2019 года. В этом году работа продолжится — в плане еще 20 000 консультаций. Финансируется проект грантом Министерства просвещения и науки России, его бюджет — около 7,6 миллиона рублей.
В службе уверяют, что обнаружили у людей большую потребность в своих услугах, несмотря на то что в Кабардино-Балкарии нет привычки обращаться к психологам, а у многих даже есть предубеждение против этих специалистов. Корень «псих» в названии профессии до сих пор многих сбивает с толку. По словам Асият Даовой, любую консультацию она начинает со слов, что ее профессия педагогическая, а не медицинская, и она работает только с различным проявлениями нормы. Тогда и родители, и дети расслабляются и готовы к общению. Одной из целей проекта является изменение этой ситуации.
— Мы просто хотим приучить людей обращаться к психологам по всем наболевшим проблемам, — говорит Ратмир Каров.
— Первое время родители тяжело шли на контакт с психологами, но отношение постепенно меняется, — рассказывает Мария Гутаева. — Особенно у тех, кто знаком с коррекционной работой, кто понимает, что психолог, как и дефектолог, помогает ребенку преодолеть какие-то трудности. И служба, мне кажется, поднимет интерес к психологической проблеме. Результат мы увидим не так быстро, но увидим непременно.