Врач общей практики, 30-летняя Залина Циноева уже несколько недель совмещает основную работу с волонтерскими дежурствами в московской инфекционной больнице в Коммунарке.
— В конце марта подруга прислала ссылку на заявку для волонтеров. Заполнила ее не раздумывая, — вспоминает Залина. — Дней десять ждала ответ. 2 апреля впервые вошла работать в «красную» зону — туда, где лежат больные с коронавирусом.
Сначала Залину проинструктировали и выдали защитную экипировку. Координируют волонтеров такие же добровольцы.
— В первый день я заблудилась в поисках больницы. Пока искала нужное здание, не покидало ощущение, что попала в зону отчуждения. Вокруг редкие прохожие. Останавливаешь кого-нибудь, чтобы выяснить дорогу, а от тебя шарахаются в страхе, — описывает впечатления Залина.
В больнице все работают четко и слаженно, говорит девушка, поэтому новые волонтеры быстро проникаются такой же спокойной уверенностью. Если соблюдать все правила, риск заразиться минимален.
— Конечно, страх был. Опасалась, что попаду в самый настоящий ад. На деле первое, что замечаешь, заходя в красную зону, — насколько там тихо, — рассказывает Залина. — Никакой истерии и паники, хотя нагрузка на врачей большая. Единственный страх, который сложно преодолеть врачам, что ты заразишь своих близких.
Будни Залины в Коммунарке складываются из самой разной работы — это может быть и осмотр пациентов, и их транспортировка с этажа на этаж. Четкого графика нет: волонтеры исходят из своих возможностей.
— Если приезжаю днем, дежурю до восьми вечера, если утром — до четырех дня, — рассказывает врач. — Стараюсь отрабатывать полноценный день, совмещая волонтерство с основной работой. Иногда позволяю себе один день отдыха, просто лежу овощем дома.
Физическая усталость в красной зоне не ощущается: слишком много работы. Некогда размышлять и насколько некомфортно в защитной экипировке. По словам Залины, усталость наваливается уже после, причем работа волонтером утомляет скорее морально.
— С одной стороны, ты свидетель реальной эпидемии. С другой — читаешь в сети, что ее нет. Тебе звонят и пишут СМС с вопросами: «Правда ли это?» — и не все верят объяснениям. Много людей по-прежнему обвиняют врачей во лжи. Это огорчает. Да, пациенты разные, кто-то болеет в легкой форме, кто-то — в тяжелой, но они — реальны. И это такие же люди, как все мы. Их от нас отличает только страх в глазах.
Несмотря на трудности, Залина не жалеет о своем решении стать волонтером. Вопрос: «зачем тебе это?» — она слышит часто, от друзей, родных, знакомых.
— Это моя помощь коллегам и обществу в сложной ситуации. Для меня очень важно, что я ее оказываю безвозмездно, — объясняет она. — Друзья, родные говорят, что гордятся мною, но сама я ничего подобного не испытываю. Наоборот, мне кажется, что я делаю недостаточно, хотя разумом понимаю, что большего сделать не в силах.
Людям, которые хотят помочь медикам в это сложное время, Залина дает единственную рекомендацию — оставаться дома.
Сейчас проблем со снабжением медиков питанием и средствами защиты в Кабардино-Балкарии нет, но когда появились сообщения о первых заболевших, оказалось, что, несмотря на подготовку, Центру по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями не хватает масок для сотрудников. Это выяснила тьютор Маржан Тэйлор, у которой в больнице работает тетя.
— Я позвонила ей и спросила: нужна ли какая-то помощь? Она объяснила, что персонал несколько дней не выходит наружу, не видит семьи, им не хватает еды, масок, — рассказывает девушка.
Тогда Маржан обратилась к друзьям с нальчикского скалодрома Onsight. Ребята накупили продуктов и отвезли в больницу.
— Тетя сказала: «Горшочек, не вари». Оказалось, что все ринулись помогать им продуктами. Тогда я спросила разрешение выложить в соцсети объявление с просьбой сшить маски. Так нашлась сначала Милана, которая была готова сшить маски бесплатно, если ей дадут материалы, а потом и человек, который готов был их оплатить.
Художница Милана Халилова говорит, когда увидела объявление, сразу решила откликнуться, «иначе совесть не позволит жить спокойно». Она предложила свои услуги, но материалов не было, в больнице уже израсходовали все запасы: сами делали маски. Однако очень скоро объявился спонсор, и Милана отправилась в магазин купить ситец, но только для того, чтобы обнаружить, что все раскуплено и там.
— Я с удивлением обнаружила, что куча народу шьет эти маски и зарабатывает на них. В итоге мне помогли выбрать ткань подороже, ее можно было шить в два слоя, а не в три-четыре. Дома у меня нашлось 10 метров советского ситца, который я тоже решила пустить в ход.
Первые сто масок Милана и ее свекровь сшили и отправили в больницу за два дня, на остальные 200 ушло еще три. Молодой человек, оплативший материалы, владелец одного из популярных в Нальчике ресторанов, афишировать свое имя не захотел.
— Я же сделал это не для пиара. Мог помочь, поэтому и помог, — говорит предприниматель.
Дизайнера и блогера Дзерассу Бицоеву из Владикавказа к пошиву масок для врачей подтолкнул пост врача осетинки из Германии, которая работает с зараженными COVID-19. Она рассказывала, что в стране сложная ситуация со средствами защиты для врачей, предупреждала, что так же может случиться в России, и просила шить маски всех, кто может.
— Подписчиков у нее было немного, и я решила подключиться. Нашла в соцсетях девушек, у которых есть машинки и которые смогли бы бесплатно отшить маски. Еще к работе присоединилось одно ателье, а магазин тканей бесплатно предоставил материал, — рассказывает Дзерасса.
Девушки сшили около 500 масок и передали их в инфекционное отделение и в отделение хирургии Республиканской детской больницы, а на днях отправили маски для персонала республиканского санатория «Осетия» и отделения нефрологии в РКБ.
— После публикации поста стали писать врачи с просьбой предоставить маски, мы реагируем на каждое сообщение, — объясняет дизайнер.
Ставропольский духовой оркестр имени Д.А. Осиновского во время вынужденной самоизоляции решил последовать примеру испанцев и итальянцев, поющих и играющих на балконах. В выходной день в густонаселенном микрорайоне Перспективный на балконе одного из домов сыграл саксофонист Игорь Ермошкин. Вместо сцены он поднялся на деревянный ящик.
— Судя по реакции ставропольцев, им такой концерт понравился. Какая-то парочка целовалась на балконе напротив, я видел. Кто-то кричал «браво». Я даже слышал аплодисменты внизу — там перед подъездом тоже стояли люди. Кто-то с собакой вышел прогуляться, а кто-то, смотрю, с мусорным ведром притормозил и тоже заслушался, — рассказывает музыкант.
Кроме Игоря на балконе стояли звукорежиссер из ставропольского Дворца культуры и спорта и ведущий концертов оркестра, а в какой-то момент к ним присоединился оператор местного телевидения.
— Естественно, мы соблюли все меры безопасности: были в перчатках, медицинских масках, вместо бутылочек с водой рядом стояли антисептики, — говорит Игорь.
Сыграть для жителей Перспективного ему предложил дирижер оркестра. В балконном концерте прозвучали и традиционный джаз, и современная зарубежная попса, и клубная музыка.
Оркестр имени Д.А. Осиновского собирается продолжить музыкальный эксперимент. Сейчас организаторы просят горожан предложить площадку для следующего концерта. Это может быть балкон обычного дома в людном районе — только обязательно на лестничной площадке, а не в квартире: безопасность превыше всего. В следующий раз обещают порадовать ставропольцев не только музыкой, но и вокалом.
Выступил на балконе и Хадис Сабиев из Махачкалы, популярный на Северном Кавказе исполнитель нашидов — мусульманских песнопений.
— У меня во дворе живет исламский ученый — он прислал мне видео, как поют в других странах, и написал: «Нам тоже нужна твоя поддержка», — говорит он. — На следующий день я установил на балконе аппаратуру, надел костюм, предупредил соседей, чтобы не выходили слушать во двор, а сидели дома, и 40 минут пел. Раз нужна поддержка, нужно ее оказать. Соседи не жаловались, наоборот, просят меня повторить.
Один из нашидов Хадиса, снятый на видео, разлетелся по интернету.
— На одной странице даже миллион просмотров было, — говорит он. — Поэтому многие пришли ко мне в Instagram, увидели, что я занимаюсь благотворительностью, и присоединились. Сейчас время, когда надо показать себя перед Аллахом, помогая другим.
Хадис Сабиев давно помогает нуждающимся, а сейчас, по его словам, «активизировал все свои ресурсы». До начала пандемии он помогал неимущим платить аренду за квартиру, провел двум семьям газ, установил пандус для женщины с инвалидностью.
— Если тогда я был придирчив, то теперь стараюсь просто быстрее помочь. С начала пандемии мы помогаем 5−10 семьям ежедневно. С каждым человеком я разговариваю, потом жена покупает продукты, а помощник разводит по адресам, — говорит Хадис. — Сейчас сосредоточились на самом важном: продуктах, средствах первой необходимости и лекарствах, прием которых нельзя прерывать.
Марина Губаева из Владикавказа тоже считает, что действовать сейчас надо активнее и быстрее. Уже шесть лет она помогает малоимущим и многодетным семьям. Началось все случайно: после ремонта у Марины остались ненужные вещи, которые она решила отдать тем, кто нуждался. Но таких оказалось слишком много, и так появился благотворительный фонд в одно лицо «Доброе сердце». Марину знают и передают через нее вещи, помогают деньгами. Режим самоизоляции внес коррективы в ее деятельность. Сейчас она развозит именно продукты питания и средства первой необходимости. Обычный вес пайка — 25 килограммов, но Марина уменьшила его вдвое, чтобы увеличить количество адресатов. Женщина говорит, что «под удар» попали в основном самозанятые.
— Семьи, где работали в сфере услуг, такси, на рынках, магазинах, остались вообще без копейки. Статуса малоимущих у них еще нет, и сегодня в списках на помощь от государства они не значатся. Все финансовые и продуктовые запасы иссякли, им нечем кормить детей. За две недели я объездила 250 семей в районах республики, доставляя еду, памперсы, детское питание. Спасибо предпринимателям, которые продают мне продукты по минимальным ценам, и моим подписчикам в Instagram.
При этом Марина отмечает, что люди сегодня помогают не так активно, как раньше. За две недели ей с трудом удалось собрать от благотворителей 80 тысяч рублей.
— Этого мало, нуждающихся стало намного больше. Недавно в одну семью привезли помощь, и трехлетняя девочка воскликнула: «Мама, даже яйца привезли!» Это в XXI веке!
Не остались в стороне и частные предприниматели. Владелец махачкалинского ресторана «Вельвет» отправил продуктовые наборы в 54 семьи. Сотрудники ресторана решили пожертвовать личные средства, чтобы помочь тем, кто попал в тяжелую ситуацию. На своей странице в Instargam они попросили подписчиков делиться адресами нуждающихся в продуктах семей, говорит smm-менеджер заведения Магомед Абдуллаев. Вместе с директором заведения он развез пакеты с продуктами первой необходимости. По его словам, в заведении регулярно занимаются благотворительностью и привлекают к этому подписчиков своей страницы в Instargam. Раньше пожертвования собирали на лечение подопечных благотворительных фондов.
— Удивлению и радости некоторых людей не было придела, и это очень приятно. Я увидел, сколько у нас крайне нуждающихся семей. Некоторые жилища были очень бедные, как шалаши, — говорит Магомед. — Мы показывали в аккаунте, как везем продукты, но не показывали людей. Зрители наших прямых эфиров потом писали, что мы мотивировали их и они последовали нашему примеру.
Ресторан панирует повторить акцию в большем масштабе.
— Еще мы планируем покормить городских кошек, — говорит Магомед. — Пока люди на самоизоляции, они сильно похудели.
Продуктовые корзины для тех, кто оказался в кризисной ситуации, собирают и на владикавказской торговой базе «Чиба». Тысяча семей со всей республики получат продуктовый набор стоимостью чуть более трех тысяч рублей. Список нуждающихся по просьбе руководителя базы предоставило министерство социальной защиты республики. В продуктовый набор входит пятилитровая бутылка масла, 5 килограммов сахара, 3 килограмма гречки, три пачки макарон, две пачки спагетти, имбирь, лимон, чеснок, капуста, свекла, лук, морковь плюс сухофрукты и корзина киви либо двухкилограммовая упаковка муки.
— У нас занимались благотворительностью и раньше, поэтому решили действовать и сейчас. Три дня провизию раздавали в городе, теперь отправим фуры в районы, — говорит сотрудник базы, пожелавший остаться анонимным, чтобы избежать обвинений в пиаре. — Списки расширяются, люди сами приходят и рассказывают о соседях, которым требуется помощь, «Чиба» не отказывает.
После того, как было объявлено о режиме самоизоляции, в супермаркете «Чиба» установили полку с бесплатным свежим хлебом. Любой может взять столько буханок, сколько ему нужно. По словам сотрудника торговой базы, акция достаточно востребована, стеллаж с хлебом пустеет быстро.
В психологическом центре «Пси-фактор» при Дагестанском государственном университете тоже решили помочь окружающим доступным им способом. Психологи создали кабинет, где дежурят специалисты, готовые бесплатно проконсультировать онлайн.
— То, что мы начали делать сейчас из-за кризиса, не психотерапевтическая работа, это экстренное консультирование, — поясняет директор центра Арсен Джабраилов.
В кабинете дежурят практикующие психологи из числа выпускников университета и преподаватели. Плюс к ним присоединились коллеги из разных городов России и даже один наш коллега из Израиля. Всего двенадцать специалистов, но, если понадобится, их количество можно увеличить, говорят в центре.
Больше всего обращений пришлось на начало введения «режима нерабочих дней» и на момент, когда его продлили, — до 12 в день. Сейчас их число в два раза меньше.
— Возможно, люди привыкли к ситуации, нашли себя в семье, начали жить, а не сопротивляться новому режиму, — говорит Арсен. — Вторая возможная причина — много наших коллег подключились к подобной работе, и нагрузка разделилась. Если верно второе предположение, то мы увидим рост обращений в случае продления режима самоизоляции.
Все обращения примерно одинаковые: у людей обострились те состояния, которые уже были. В основном это депрессии, конфликты в семье между супругами и с детьми.
— Единственное, что добавилось, — это страхи студентов и родителей школьников по поводу экзаменов. Сильных обострений я не вижу, видимо, нам помогает, что город живет не в самом строгом режиме, — объясняет руководитель центра. — Более серьезно оценить всю картину и дальние психологические последствия кризиса мы сможем уже после его окончания.
Психологи готовы бесплатно консультировать желающих до окончания кризиса.