Общество
«У нас менталитет такой: наш народ болеет за своих»
7 октября, 2021
673
Как стать «народным учителем» и что делать, чтобы ученики добровольно прочитали «Войну и мир»? О секретах мастерства рассказывает лауреат конкурса «Учитель года 2021» Хава Макаева из Грозного

Учитель русского языка и литературы из школы № 7 Грозного Хава Макаева не просто вошла в топ-15 лучших педагогов по итогам всероссийского конкурса «Учитель года», но и стала победителем в народном голосовании на площадке Viber. А ведь когда-то и не планировала быть педагогом.

По маминым стопам

— По первому образованию я социальный работник, не педагог. Я окончила Кабардино-Балкарский госуниверситет с отличием. И как только получила диплом, поняла, что это не мое. Буквально через полтора месяца решила устроиться в школу. Русский язык и литература, да и вообще школьная атмосфера мне были очень близки, так как педагогов в семье много: мама, тети, бабушка. Мама — филолог, она раньше преподавала в среднем звене, теперь работает учителем начальных классов. Она внесла огромный вклад в мое развитие. Я начала читать в три года. В школе выигрывала в различных олимпиадах, завоевала второе место в телеконкурсе «Я знаю все». И ЕГЭ успешно сдала — у меня был самый высокий результат в республике именно по русскому языку. Это был 2009-й — год введения ЕГЭ, и я набрала, если не ошибаюсь, 83 балла.

Как прочитать Толстого

— Любимых произведений у меня много. Во-первых, Михаил Лермонтов и его «Герой нашего времени». Наверно, из-за образа Печорина: интересно за ним наблюдать и находить какие-то сходства и отличия между его личностью и своей. Также «Горе от ума» Грибоедова: образ Чацкого очень близок. Ну и, наверно, «Война и мир». Я с удовольствием прочитала все четыре тома еще в школе. Толстой — это всегда очень глубокая философия, мне это близко и понятно. Современных писателей предпочитаю не читать — классика мне ближе. Возможно, некоторые их книги тоже станут классикой, но пока не пробовала.

И еще не разделяю восторга по поводу «Преступления и наказания». Понимаю, почему это произведение любят люди, но сама, погружаясь в мрачную атмосферу этого романа, некомфортно себя чувствую. И так в целом с Достоевским.

Добиться тишины

— Первый мой урок в качестве учителя — классный час с 5 «А», руководителем которого я была. И это был, наверное, самый волнительный момент. С классом мне повезло, с первого урока мы нашли общий язык, дети были очень сообразительные, способные, веселые, активные. Нам удалось направить эту активность в мирное русло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Особый вид людей»
Призер конкурса «Учитель года России — 2021» из Ставрополя Анастасия Шрамко — о духе соперничества, сложностях профессии и школьниках-блогерах

Сейчас я работаю в школе № 7 Грозного. Нагрузка — 36 часов в неделю. У меня четыре седьмых класса. Как я держу дисциплину и добиваюсь тишины в классе? Детей нужно заинтересовать, увлечь их, занять их чем-то, сделать литературу интересной.

Некоторые родители и даже современные учителя считают, что школьная литературная программа устарела: много непонятных слов, предметов быта и так далее. Но литературные произведения школьной программы — это прежде всего психологический анализ личности. Мне кажется, психологические моменты, проблемы, облик героев со сменой эпох не меняются. Поэтому если соотносить события из книг с реальной жизнью и тем более проводить параллели с жизнью самих детей, то можно неплохо их увлечь. К каждому произведению свой ключ — здесь нет универсальных методов. Например, у меня на конкурсном уроке была тема «Нравственный выбор героев» в романе Пушкина «Дубровский». Мы проводили параллель с жизнью детей, когда им приходилось вставать перед выбором. Задавались вопросом, что означает ошибочный выбор и к чему эти ошибки могут привести. Дети оживились: когда они понимают, что в аналогичные ситуации могут попасть они сами, у них появляется неподдельный интерес.

Народный учитель

— Самый главный принцип, которым я руководствуюсь и в работе, и в жизни, — «не навреди». Также принцип справедливости — везде пытаюсь его придерживаться и не быть предвзятой. Ну и не совершать в отношении других того, чего не хочешь в отношении себя. Это мое стопроцентное убеждение, и это не просто слова. Люди, которые со мной работают, общаются, могут это подтвердить.

Что касается моей победы во всенародном голосовании — я ни секунды не сомневалась в своем народе и в своей республике, я знала, что меня поддержат. У нас менталитет такой, мне кажется, судя по тому, какие сообщения мне приходили в Instagram. Совершенно незнакомые люди желали мне удачи, писали приятные слова, говорили, что следят за моими выступлениями. В такие моменты понимаешь, насколько наш народ действительно болеет за своих. И это очень помогало психологически.

А ученики периодически писали и жаловались, как по мне скучают и хотят, чтобы конкурс побыстрее закончился и я вернулась к ним. Этот конкурс шел с марта, и это тяжелое испытание и для детей, потому что им хочется стабильности. Замещения, конечно, всегда обеспечиваются, но им нужен свой учитель.

Цена победы

— Конкурс был довольно сложный. Постоянное волнение. И хотя материал был готов, все время хотелось его усовершенствовать, что-то переделать. Это ощущение несовершенства не покидало меня до конца.

Муниципальный этап конкурса начался еще в марте и длился почти месяц, потом региональный — около двух недель. 25 мая объявили победителя. И сразу же началась подготовка к федеральному этапу. В этом году условия конкурса несколько изменились. Вместо эссе и интернет-ресурса ввели медиавизитку. Это трехминутный видеоролик, в котором нужно показать личность педагога, особенности его региона и школы. Очные туры конкурса — методическая мастерская, учебные занятия, классный час и мастер-класс.

На самом деле все, что случилось со мной за эти полгода, — это что-то невероятное. Было периодическое недосыпание, волнение, не могу сказать, что это какой-то стресс, который выбивал из колеи, но, конечно, моментами бывали тяжелые периоды. Когда ты долго движешься к какой-то цели, понимаешь, что нужно собраться и выдать стопроцентный результат. Для всех участников конкурс — очень выматывающий и изнуряющий процесс. Хотя положительных моментов тоже очень много, потому что все было организовано на высочайшем уровне.

Останусь ли я в школе навсегда? Ну, это как получится. Человек все время развивается, и за одну ночь у него может поменяться и мировоззрение, и планы на жизнь. Но пока уходить из школы я не планирую.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Полная версия