Общество
«У нас менталитет такой: наш народ болеет за своих»
7 октября, 2021
673
Как стать «народным учителем» и что делать, чтобы ученики добровольно прочитали «Войну и мир»? О секретах мастерства рассказывает лауреат конкурса «Учитель года 2021» Хава Макаева из Грозного

Учитель русского языка и литературы из школы № 7 Грозного Хава Макаева не просто вошла в топ-15 лучших педагогов по итогам всероссийского конкурса «Учитель года», но и стала победителем в народном голосовании на площадке Viber. А ведь когда-то и не планировала быть педагогом.

По маминым стопам

— По первому образованию я социальный работник, не педагог. Я окончила Кабардино-Балкарский госуниверситет с отличием. И как только получила диплом, поняла, что это не мое. Буквально через полтора месяца решила устроиться в школу. Русский язык и литература, да и вообще школьная атмосфера мне были очень близки, так как педагогов в семье много: мама, тети, бабушка. Мама — филолог, она раньше преподавала в среднем звене, теперь работает учителем начальных классов. Она внесла огромный вклад в мое развитие. Я начала читать в три года. В школе выигрывала в различных олимпиадах, завоевала второе место в телеконкурсе «Я знаю все». И ЕГЭ успешно сдала — у меня был самый высокий результат в республике именно по русскому языку. Это был 2009-й — год введения ЕГЭ, и я набрала, если не ошибаюсь, 83 балла.

Как прочитать Толстого

— Любимых произведений у меня много. Во-первых, Михаил Лермонтов и его «Герой нашего времени». Наверно, из-за образа Печорина: интересно за ним наблюдать и находить какие-то сходства и отличия между его личностью и своей. Также «Горе от ума» Грибоедова: образ Чацкого очень близок. Ну и, наверно, «Война и мир». Я с удовольствием прочитала все четыре тома еще в школе. Толстой — это всегда очень глубокая философия, мне это близко и понятно. Современных писателей предпочитаю не читать — классика мне ближе. Возможно, некоторые их книги тоже станут классикой, но пока не пробовала.

И еще не разделяю восторга по поводу «Преступления и наказания». Понимаю, почему это произведение любят люди, но сама, погружаясь в мрачную атмосферу этого романа, некомфортно себя чувствую. И так в целом с Достоевским.

Добиться тишины

— Первый мой урок в качестве учителя — классный час с 5 «А», руководителем которого я была. И это был, наверное, самый волнительный момент. С классом мне повезло, с первого урока мы нашли общий язык, дети были очень сообразительные, способные, веселые, активные. Нам удалось направить эту активность в мирное русло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Особый вид людей»
Призер конкурса «Учитель года России — 2021» из Ставрополя Анастасия Шрамко — о духе соперничества, сложностях профессии и школьниках-блогерах

Сейчас я работаю в школе № 7 Грозного. Нагрузка — 36 часов в неделю. У меня четыре седьмых класса. Как я держу дисциплину и добиваюсь тишины в классе? Детей нужно заинтересовать, увлечь их, занять их чем-то, сделать литературу интересной.

Некоторые родители и даже современные учителя считают, что школьная литературная программа устарела: много непонятных слов, предметов быта и так далее. Но литературные произведения школьной программы — это прежде всего психологический анализ личности. Мне кажется, психологические моменты, проблемы, облик героев со сменой эпох не меняются. Поэтому если соотносить события из книг с реальной жизнью и тем более проводить параллели с жизнью самих детей, то можно неплохо их увлечь. К каждому произведению свой ключ — здесь нет универсальных методов. Например, у меня на конкурсном уроке была тема «Нравственный выбор героев» в романе Пушкина «Дубровский». Мы проводили параллель с жизнью детей, когда им приходилось вставать перед выбором. Задавались вопросом, что означает ошибочный выбор и к чему эти ошибки могут привести. Дети оживились: когда они понимают, что в аналогичные ситуации могут попасть они сами, у них появляется неподдельный интерес.

Народный учитель

— Самый главный принцип, которым я руководствуюсь и в работе, и в жизни, — «не навреди». Также принцип справедливости — везде пытаюсь его придерживаться и не быть предвзятой. Ну и не совершать в отношении других того, чего не хочешь в отношении себя. Это мое стопроцентное убеждение, и это не просто слова. Люди, которые со мной работают, общаются, могут это подтвердить.

Что касается моей победы во всенародном голосовании — я ни секунды не сомневалась в своем народе и в своей республике, я знала, что меня поддержат. У нас менталитет такой, мне кажется, судя по тому, какие сообщения мне приходили в Instagram. Совершенно незнакомые люди желали мне удачи, писали приятные слова, говорили, что следят за моими выступлениями. В такие моменты понимаешь, насколько наш народ действительно болеет за своих. И это очень помогало психологически.

А ученики периодически писали и жаловались, как по мне скучают и хотят, чтобы конкурс побыстрее закончился и я вернулась к ним. Этот конкурс шел с марта, и это тяжелое испытание и для детей, потому что им хочется стабильности. Замещения, конечно, всегда обеспечиваются, но им нужен свой учитель.

Цена победы

— Конкурс был довольно сложный. Постоянное волнение. И хотя материал был готов, все время хотелось его усовершенствовать, что-то переделать. Это ощущение несовершенства не покидало меня до конца.

Муниципальный этап конкурса начался еще в марте и длился почти месяц, потом региональный — около двух недель. 25 мая объявили победителя. И сразу же началась подготовка к федеральному этапу. В этом году условия конкурса несколько изменились. Вместо эссе и интернет-ресурса ввели медиавизитку. Это трехминутный видеоролик, в котором нужно показать личность педагога, особенности его региона и школы. Очные туры конкурса — методическая мастерская, учебные занятия, классный час и мастер-класс.

На самом деле все, что случилось со мной за эти полгода, — это что-то невероятное. Было периодическое недосыпание, волнение, не могу сказать, что это какой-то стресс, который выбивал из колеи, но, конечно, моментами бывали тяжелые периоды. Когда ты долго движешься к какой-то цели, понимаешь, что нужно собраться и выдать стопроцентный результат. Для всех участников конкурс — очень выматывающий и изнуряющий процесс. Хотя положительных моментов тоже очень много, потому что все было организовано на высочайшем уровне.

Останусь ли я в школе навсегда? Ну, это как получится. Человек все время развивается, и за одну ночь у него может поменяться и мировоззрение, и планы на жизнь. Но пока уходить из школы я не планирую.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
Авторская колонка. Снега нет, шампанское нельзя: как я встречала Новый год в Грозном
Под главной елкой города смешались в кучу пони, гринчи, деды морозы, маши и медведи. Наш автор из Чечни — об особенностях национального Нового года
Население Чеченской Республики
Чечня — один из лидеров по естественному приросту населения среди регионов России. Несмотря на отрицательный показатель миграции, количество жителей республики только растет
«После застолья — что надо!» Зачем на Ставрополье 1 января устраивают «Забег обещаний» и кто в нем участвует
Одни россияне на Новый год ходят в баню, а другие — бегут традиционный мини-марафон, и не простой, а мотивационный. В этом году — на 2025 метров
Дагестанский язык: существует ли и на скольких языках говорят в республике
На каких языках говорят в республике и всегда ли люди понимают друг друга?
«Я не чувствовала пальцев, но продолжала снимать». 5 историй необычных фотосессий на Кавказе
Восхождения на Эльбрус, поиск моделей в торговом центре — фотограф-блогер Ульяна Осколкова на многое готова ради хорошего кадра
Полная версия