{{$root.pageTitleShort}}

«У нас менталитет такой: наш народ болеет за своих»

Как стать «народным учителем» и что делать, чтобы ученики добровольно прочитали «Войну и мир»? О секретах мастерства рассказывает лауреат конкурса «Учитель года 2021» Хава Макаева из Грозного

Учитель русского языка и литературы из школы № 7 Грозного Хава Макаева не просто вошла в топ-15 лучших педагогов по итогам всероссийского конкурса «Учитель года», но и стала победителем в народном голосовании на площадке Viber. А ведь когда-то и не планировала быть педагогом.

По маминым стопам

— По первому образованию я социальный работник, не педагог. Я окончила Кабардино-Балкарский госуниверситет с отличием. И как только получила диплом, поняла, что это не мое. Буквально через полтора месяца решила устроиться в школу. Русский язык и литература, да и вообще школьная атмосфера мне были очень близки, так как педагогов в семье много: мама, тети, бабушка. Мама — филолог, она раньше преподавала в среднем звене, теперь работает учителем начальных классов. Она внесла огромный вклад в мое развитие. Я начала читать в три года. В школе выигрывала в различных олимпиадах, завоевала второе место в телеконкурсе «Я знаю все». И ЕГЭ успешно сдала — у меня был самый высокий результат в республике именно по русскому языку. Это был 2009-й — год введения ЕГЭ, и я набрала, если не ошибаюсь, 83 балла.

Хава Макаева

Как прочитать Толстого

— Любимых произведений у меня много. Во-первых, Михаил Лермонтов и его «Герой нашего времени». Наверно, из-за образа Печорина: интересно за ним наблюдать и находить какие-то сходства и отличия между его личностью и своей. Также «Горе от ума» Грибоедова: образ Чацкого очень близок. Ну и, наверно, «Война и мир». Я с удовольствием прочитала все четыре тома еще в школе. Толстой — это всегда очень глубокая философия, мне это близко и понятно. Современных писателей предпочитаю не читать — классика мне ближе. Возможно, некоторые их книги тоже станут классикой, но пока не пробовала.

И еще не разделяю восторга по поводу «Преступления и наказания». Понимаю, почему это произведение любят люди, но сама, погружаясь в мрачную атмосферу этого романа, некомфортно себя чувствую. И так в целом с Достоевским.

Добиться тишины

— Первый мой урок в качестве учителя — классный час с 5 «А», руководителем которого я была. И это был, наверное, самый волнительный момент. С классом мне повезло, с первого урока мы нашли общий язык, дети были очень сообразительные, способные, веселые, активные. Нам удалось направить эту активность в мирное русло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Особый вид людей»
Призер конкурса «Учитель года России — 2021» из Ставрополя Анастасия Шрамко — о духе соперничества, сложностях профессии и школьниках-блогерах

Сейчас я работаю в школе № 7 Грозного. Нагрузка — 36 часов в неделю. У меня четыре седьмых класса. Как я держу дисциплину и добиваюсь тишины в классе? Детей нужно заинтересовать, увлечь их, занять их чем-то, сделать литературу интересной.

Некоторые родители и даже современные учителя считают, что школьная литературная программа устарела: много непонятных слов, предметов быта и так далее. Но литературные произведения школьной программы — это прежде всего психологический анализ личности. Мне кажется, психологические моменты, проблемы, облик героев со сменой эпох не меняются. Поэтому если соотносить события из книг с реальной жизнью и тем более проводить параллели с жизнью самих детей, то можно неплохо их увлечь. К каждому произведению свой ключ — здесь нет универсальных методов. Например, у меня на конкурсном уроке была тема «Нравственный выбор героев» в романе Пушкина «Дубровский». Мы проводили параллель с жизнью детей, когда им приходилось вставать перед выбором. Задавались вопросом, что означает ошибочный выбор и к чему эти ошибки могут привести. Дети оживились: когда они понимают, что в аналогичные ситуации могут попасть они сами, у них появляется неподдельный интерес.

Народный учитель

— Самый главный принцип, которым я руководствуюсь и в работе, и в жизни, — «не навреди». Также принцип справедливости — везде пытаюсь его придерживаться и не быть предвзятой. Ну и не совершать в отношении других того, чего не хочешь в отношении себя. Это мое стопроцентное убеждение, и это не просто слова. Люди, которые со мной работают, общаются, могут это подтвердить.

Что касается моей победы во всенародном голосовании — я ни секунды не сомневалась в своем народе и в своей республике, я знала, что меня поддержат. У нас менталитет такой, мне кажется, судя по тому, какие сообщения мне приходили в Instagram. Совершенно незнакомые люди желали мне удачи, писали приятные слова, говорили, что следят за моими выступлениями. В такие моменты понимаешь, насколько наш народ действительно болеет за своих. И это очень помогало психологически.

А ученики периодически писали и жаловались, как по мне скучают и хотят, чтобы конкурс побыстрее закончился и я вернулась к ним. Этот конкурс шел с марта, и это тяжелое испытание и для детей, потому что им хочется стабильности. Замещения, конечно, всегда обеспечиваются, но им нужен свой учитель.

Цена победы

— Конкурс был довольно сложный. Постоянное волнение. И хотя материал был готов, все время хотелось его усовершенствовать, что-то переделать. Это ощущение несовершенства не покидало меня до конца.

{{current+1}} / {{count}}

Муниципальный этап конкурса начался еще в марте и длился почти месяц, потом региональный — около двух недель. 25 мая объявили победителя. И сразу же началась подготовка к федеральному этапу. В этом году условия конкурса несколько изменились. Вместо эссе и интернет-ресурса ввели медиавизитку. Это трехминутный видеоролик, в котором нужно показать личность педагога, особенности его региона и школы. Очные туры конкурса — методическая мастерская, учебные занятия, классный час и мастер-класс.

На самом деле все, что случилось со мной за эти полгода, — это что-то невероятное. Было периодическое недосыпание, волнение, не могу сказать, что это какой-то стресс, который выбивал из колеи, но, конечно, моментами бывали тяжелые периоды. Когда ты долго движешься к какой-то цели, понимаешь, что нужно собраться и выдать стопроцентный результат. Для всех участников конкурс — очень выматывающий и изнуряющий процесс. Хотя положительных моментов тоже очень много, потому что все было организовано на высочайшем уровне.

Останусь ли я в школе навсегда? Ну, это как получится. Человек все время развивается, и за одну ночь у него может поменяться и мировоззрение, и планы на жизнь. Но пока уходить из школы я не планирую.

Аза Исаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ