{{$root.pageTitleShort}}

«Я мечтала только об одном — вернуться в школу»

Идеальная школа для детей — это когда нет формы, нет домашки и на уроке можно зависать в смартфоне. А что такое идеальная школа для учителя? Рассказывает педагог из ставропольской школы
658

— Многих учителей раздражает выражение «образовательная услуга». А я согласна: да, мы, учителя, оказываем ребятам услугу по получению образования. И в этом нет ничего плохого. Как в торговле можно продать любой товар при правильной подаче, так и в школе учитель может грамотной подачей влюбить ученика в самую сложную и скучную тему.

Для 34-летнего завуча по воспитательной работе в школе поселка Ясная Поляна Ставропольского края аналогия с торговлей не случайна: проработав в школе три года, она ушла в бизнес, но потом снова вернулась в любимую профессию. Такой зигзаг карьеры помогает взглянуть на школу свежим взглядом. Знакомьтесь: энергичный амбициозный педагог Юлия Захаркина.

Юлия Захаркина

«Иди в школу!»

— Моя педагогическая деятельность началась в 21 год, когда я училась на пятом курсе физико-математического факультета Ставропольского госуниверситета. Мне тогда очень хотелось работать учителем информатики, и когда появилась вакансия в ставропольской школе № 1 с углубленным изучением английского языка, я сразу туда устроилась. Проработала три года, из них год — социальным педагогом. И ни дня об этом не пожалела.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Я сам учитель и прекрасно знаю, что и как делается… но камень в учителей не брошу»
Выпускники на Кавказе в этом году поставили медальные рекорды: в некоторых регионах отличился каждый пятый школьник. О цене и ценности высоких отметок поговорили с заслуженным учителем Дагестана

Но школу пришлось оставить. Моя зарплата составляла 7500 рублей — этого не хватало даже чтобы снимать жилье. Ушла в торговлю. Четыре года проработала в международных компаниях. У меня была высокая по нашим меркам зарплата, купила первую свою машину, но все эти годы мечтала об одном — вернуться в школу.

Даже родственники видели это и говорили: «Юль, у тебя раньше глаза горели. Школа — это твое, надо возвращаться». А я отшучивалась: мол, замуж выйду, тогда и вернусь. Так себе и напророчила. Мой жених сказал: «Ты же учитель, иди работать в школу!» В августе 2015 года мы с ним подали заявление в загс, а 1 сентября я уже вернулась в школу.

Правда, в этот раз в свою сельскую, которую сама закончила. Я вкладывалась в работу по полной, не пропускала ни одного конкурса, ездила на обучающие курсы. Преподавала информатику, экономику и математику в шестом классе, была классным руководителем. В итоге стала методистом в нашем районе по финансовой грамотности, а через полтора года — заместителем директора школы по воспитательной работе. Опыт в бизнесе помог мне легко налаживать отношения с учениками и их родителями. Я считаю, что учителя в первую очередь должны научить детей учиться. Если педагог искренне хочет, чтобы ребенок впитал знания, он должен их правильно преподнести.

Идеальная школа

— Идеальная школа глазами детей — это когда не задают домашнее задание, когда нет школьной формы и можно сидеть с телефоном на уроке. Идеальная школа моими глазами — это сотрудничество учителя, ученика и родителей.

Мне нравится, когда мамы в спорной ситуации не пишут жалобы, а начинают грамотно решать проблему внутри школы, привлекая и учителя, и директора. Хочется, чтобы родители поддерживали авторитет учителя, ценили его труд. Было бы идеально, если бы мамы вместо криков: «Опять меня в школу вызывают!» — верили в своего ребенка и мотивировали его на результат.

Ребенку на этапе взросления нужны родители и учитель, которые помогли бы ему открыть себя, подготовить к самостоятельной жизни и не давали ему слишком рано взрослеть.

Большая проблема современных семей — это то, что родители мало разговаривают с детьми. Детям не хватает грамотного совета взрослого, и они вынуждены искать ответы у ребят постарше или в соцсетях.

Иногда, конечно, дети сами не хотят делиться своими проблемами с родителями. Им кажется, что мамы старомодны и не поймут их. К сожалению, сейчас авторитетом у многих детей выступают звезды TikTok, они хотят им подражать — следят за тем, что они носят, что говорят, о чем спорят. Им нравятся их «смелые высказывания».

Практика показывает, что многие родители, сами того не понимая, тормозят развитие ребенка своим безразличием или, наоборот, гиперопекой. Часто сталкиваешься с тем, что мамы слишком много говорят о том, чего не надо делать ребенку, или, наоборот, заставляют делать то, что ломает в нем желание мечтать.

Бюрократ = некомпетентный

— У нас государство вроде бы стремится уйти от бюрократии, чтобы у учителей не было лишней отчетности, а оставалось больше времени на само преподавание. Но регионы все равно любят «бумаготворчество». Мне кажется, виной всему некомпетентность чиновников. Те, кто управляет образованием, должны быть сверхкомпетентными. Хотелось бы, чтобы мы с ними не трактовали по-разному одну и ту же информацию, чтобы была единая система требований. И чтобы у учителей была система наставничества. Эти наставники обучались бы всем новинкам в образовательной системе и объясняли их другим. Чтобы у нас была четкая инструкция, как решить проблему, как выйти из той или иной ситуации.

Часто слышу, что, мол, какие-то предметы в школе потеряли актуальность и их пора убирать из школьной программы. А я бы, наоборот, добавила новые — правовую и финансовую грамотность. И еще хотелось бы, чтобы школьник мог сам составлять свой индивидуальный учебный план, куда входили бы те предметы, которые ему необходимы для поступления в выбранный вуз. Тогда бы он целенаправленно изучал именно то, что его интересует, и смог бы легко сдать экзамены.

И я за то, чтобы дети носили школьную форму. Во-первых, это красиво. Во-вторых, она сглаживает социальное неравенство в классе. Ведь не все могут позволить себе модные брендовые вещи. Я это хорошо замечаю на практике каждый год.

Про ЕГЭ и репетиторов

— Я уверена, что к ЕГЭ можно подготовиться и без репетитора. У нас в регионе есть учителя в школах, которые на уроках так хорошо готовят детей к главному экзамену, что и за репетиторство не берутся. Я не против репетиторства, но мне не нравится этим заниматься. Я за целостность обучения, я хочу не только знания давать ребенку, как «урокодатель», но и воспитывать. Для этого нужен весь класс, нужна социализация детей. Правда, у меня была одна ученица, ну, тяжело ей давалось обучение в классе. Ей для усвоения учебного материала нужна была дополнительная работа, чтобы она наедине с учительницей могла сосредоточиться на предмете. Вот в таком случае репетиторство, конечно, очень полезно.

Никогда не говори «Не»

— Кричать на детей — это для меня что-то из ряда вон выходящее. Угрожать двойками тоже бессмысленно. Современных учеников это не пугает, да и как-то это не по-взрослому. Честно говоря, мне не приходится на уроках бороться с нарушителями дисциплины. Достаточно одного взгляда. Важна также грамотная посадка в классе, чтобы у детей не было соблазна разговаривать с болтливым другом.

Еще есть наработанные методы, как успокоить детей на уроках, если взгляд не помогает. Я поднимаю весь класс, и мы начинаем разминаться, говорить о чем-то постороннем. Потом все успокаиваются и мы возвращаемся к уроку. Кстати, грамотно спланированные занятия, смена видов деятельности, когда дети не устают от однообразной работы, способствуют хорошей дисциплине. Я советую коллегам хвалить своих учеников за хорошее поведение. Многим учителям это может показаться нелогичным. Но я уверена, что хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным.

Часто учителя, чтобы успокоить класс, говорят: «Не шумите», требуют НЕ делать чего-то. Эта неэффективная частица НЕ многому мешает. Лучше скажите, что им делать. Вместо «Дети, не кричите на перемене» я им говорю: «Дети, говорите вполголоса».

Удаленка — это неэффективно

— Из-за пандемии каждая школа испытала на себе дистанционное обучение. Больше всего учителям досталось весной 2020 года, когда школы, особенно сельские, оказались просто не готовы к удаленке. Из-за нестабильного интернета дети и педагоги не могли вовремя выходить на онлайн-уроки. Учебный процесс тормозили сбои на образовательных платформах.

Мне вести онлайн-уроки не пришлось. Вместо этого я решила начать вести свой блог в Instagram, где делилась с коллегами опытом и свежими идеями. Сейчас у меня более 25 тысяч подписчиков. После моих постов меня стали замечать на уровне правительства Ставропольского края, приглашать участвовать в престижных профессиональных конкурсах. Мне пишут коллеги из разных регионов с просьбой помочь советом, разработанными рекомендациями по воспитательной работе. Даже родители некоторых учеников перешли на общение в блог.

Эта страничка стала моей отдушиной во время карантина. Мы в школе пережили этот период без потерь, но с трудом. Мне кажется, удаленка, даже самая идеальная, — это неэффективно. Я за то, чтобы мы все-таки видели детей вживую.

Ася Асрян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Раздача яблок, освящение урожая, церковный звон без звонаря: как прошел Яблочный Спас на Ставрополье

Праздник нового урожая, торжественная встреча осени — Яблочный Спас не зря считается одним из самых красивых славянских праздников. Особенно если его отмечают в храме с 180-летней историей
В других СМИ
Еженедельная
рассылка