Первая на Северном Кавказе общеобразовательная онлайн-школа «Дом знаний» начала работать в Махачкале в сентябре прошлого года, и до введения режима самоизоляции в ней училось 40 школьников. Сейчас с помощью платформы занимается больше 21 000 детей.
Цель — заинтересовать
Директор онлайн-школы Халипа Тагиров говорит, что часто наблюдал, как неохотно дети идут в школу, а учатся ради оценки или для родителей. Так он задумался об альтернативах.
— Мы пересмотрели финскую, американскую, сингапурскую и другие системы образования. Остановились на онлайн-школе, где информация подается в виде видеоуроков, максимально емко и интересно, — поясняет директор.
В прошлом августе школа получила лицензию на образовательную деятельность — на общих основаниях, так как отдельных требований к онлайн-школам пока нет, а недавно получила право выдавать аттестаты.
Правда, явиться на ОГЭ и ЕГЭ ученикам все равно придется лично: другой формат в России не предусмотрен. Ходят на работу и педагоги. У онлайн-школы есть свой офис: здесь находятся студии, где снимают видеоуроки — их на образовательной платформе уже больше 10 тысяч, есть «учительские» и звукоизолированные кабинеты для консультаций. А вот школьники в офисе никогда не были. Все занятия, контрольные, общение проходят на сайте школы.
Как это работает
Видеоуроки ученики могут смотреть в удобное время — для этого надо зайти в личный кабинет и выбрать нужный. Возникшие за просмотром вопросы школьник отправляет с помощью специальной формы и разбирает их с учителем на индивидуальной консультации. После урока ученики проходят тесты и онлайн-тренажеры — проверяют, как усвоили информацию.
Большая часть информации подается в форме презентаций, анимации и графики. Дети помимо учителя общаются с анимационными персонажами. Видеоуроки записывают в соответствии со стандартным учебным планом и по учебникам, утвержденным Минпросвещения России. Рисование, музыка, труд и физкультура тоже проходят онлайн. Учитель рисования, к примеру, показывает, как изобразить каждую деталь, а если у ребенка возникают трудности, пригождается видеоконсультация. К альбомным листам ученика направляется камера — учитель видит и контролирует весь процесс. Такой же метод применяется на уроке русского языка во время диктантов, чтобы школьник не смог никуда подглядеть. Урок физкультуры учитель записывает в спортзале или на стадионе. Педагог показывает упражнения, а ребенок записывает свою тренировку дома или во дворе.
Как контролировать учебу
Контролировать, что «домашку» выполнил именно ученик, учителя пока не могут — в этом они рассчитывают на сознательность детей. Отметки выставляются автоматически, а оценить, насколько ученик освоил тему, преподавателю помогают видеоконсультации.
У ученика онлайн-школы есть куратор, он отслеживает выполнение домашних заданий, поддерживает связь с родителями и договаривается о расписании занятий на неделю. Дети из одного класса, как правило, никогда не видели друг друга вживую, но общаются в чатах. Иногда они создают конференции и помогают друг другу по учебе.
Каждый учитель готовит обратную связь для родителей в конце каждой четверти. Педагоги информируют об успеваемости ученика, уведомляют родителей о том, с какими предметами у ребенка возникают сложности. Свою оценку в отчет вносит и психолог.
Вместо репетитора
В «Доме знаний» есть три тарифа. Можно выбрать курс только по одному или по нескольким предметам — если нужно подтянуться или подготовиться к экзамену. Второй тариф — занятия по всей программе, но без зачисления в школу. Ребенок продолжает учиться в обычной школе плюс занимается онлайн. Третий вариант — полный переход в онлайн-школу.
За месяц учебы без зачисления придется заплатить — 7 тысяч, с зачислением — 8 тысяч. За 3 месяца — 20 и 22 тысячи, за 9 месяцев — 56 и 65 тысяч. Изучение одного предмета в месяц стоит 3 тысячи рублей, трех — 5 тысяч, а сразу шести — 6 тысяч.
Новый подход учителей
Учителей в онлайн-школе более 60, некоторые из них совмещают работу в «Доме знаний» с обычной школой, но большая часть — на полной ставке. Обычно педагогов привлекает новизна формата и возможность экспериментировать.
— Думаем, как донести информацию до ребенка и сделать ее доступной. Находим дополнительную информацию, например документальные фильмы, — говорит учитель истории и обществознания Сапигет Курбанова.
Победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года-2019» Ильдар Хусаинов совмещает работу в онлайн-школе с преподаванием в обычной. Там у него не только часы географии, но и классное руководство, поэтому уходить из «классической» школы он не спешит, хотя и считает, что традиционная школа перестает быть интересной как для детей, так и для их родителей.
— Сейчас очень трудно заинтересовать ученика, поэтому в онлайн-школе у опытных коллег я ищу новые педагогические подходы, — делится Ильдар.
Для кого онлайн-школа?
Онлайн-школы часто выбирают семьи, где растут дети-спортсмены, вынужденные разъезжать по соревнованиям, или дети с ограниченными возможностями. Но переходят в онлайн и без очевидных причин — такой формат кажется удобнее и эффективнее.
— Сначала дети ходили в обычную школу, но дополнительно занимались онлайн. Мы увидели только плюсы: индивидуальный график, возможность неограниченного просмотра уроков, внимательное отношение педагогов. Психолог помогает им с профориентацией. Остается больше времени на любимые кружки по интересам и прогулки с семьей и друзьями, — рассказывает Рамина Фарманова.
В новом году ее дети — Алина, Сабина и Ислам — полностью перешли в онлайн-школу и собираются получать в ней аттестат.
— Они и в обычной школе учились хорошо, но там чаще приходилось заставлять и проверять, а сейчас они стали более собранными, — делится Рамина.
Переходя в онлайн, согласен Халипа Тагиров, дети сталкиваются прежде всего с проблемой самоконтроля: приходится становиться более дисциплинированными.
— На проблемах с отсутствием техники у некоторых обучающихся я акцентировать внимание не буду. Это решаемая проблема, — считает директор. — Важнее организовать удобное рабочее место и режим для ученика.
Карантин онлайн
Сейчас адаптироваться к удаленному обучению многим школьникам, родителям и учителям приходится не по своему желанию. Еще месяц назад в «Доме знаний» было 40 учеников. Халипа Тагиров объясняет, что в учебном заведении не делали упор на быстрый прирост учеников, чтобы последовательно отладить систему обучения. Но после того, как из-за пандемии нового коронавируса школьники перестали посещать школы, «Дом знаний» предложил всем желающим бесплатное дистанционное обучение на период карантина: доступ ко всем видео, заданиям, тренажерам и электронной библиотеке. По словам Халипы Тагирова, обратились за помощью 28 школ, а число подключенных пользователей превысило 21 000.
— Сейчас мы организуем групповые консультации с этими учениками, проводим вебинары, — рассказывает директор школы. — Сказать, что мы были на 100% готовы к шквальному приросту учеников, будет лукавством. У нас еще никогда не было такого потока, но система способна выдержать десятки тысяч подключенных пользователей одновременно. Обращения из школ продолжаются. Мы уже решаем задачи, связанные с увеличением числа пользователей. Параллельно будем дополнять платформу образовательным контентом.
Исчезнут ли обычные школы?
Обычно принять решение о переводе детей на онлайн-образование родителям мешает недостаток информации, говорит Халипа Тагиров.
— У них самих не было такой альтернативы, так что многие с опаской смотрят на онлайн-обучение. Плюс многие родители беспокоятся о социализации ребенка, но и при удаленном обучении ребенок всегда может проводить время со сверстниками во дворе или общаться онлайн.
Но цифровизация происходит, хотят того родители или нет. Согласно нацпрограмме «Цифровая экономика» к 2024 году 100% малокомплектных и удаленных школ и дети с ограниченными возможностями смогут использовать онлайн-занятия, а две трети домашних заданий школьники будут выполнять в цифровом виде. Ускоряет процесс адаптации к онлайну и пандемия. Умрет ли в итоге обычная школа?
— Вопрос философский. Школы будут вынуждены меняться, потому что родители не всегда видят ожидаемый результат. И это уже происходит, — говорит Тагиров. — Думаю, что оффлайн-обучение останется одной из альтернатив, но будет интегрировать в себя все лучшее, что есть в онлайне. Поэтому выносить приговор традиционной школе мне бы не хотелось. Наша общая задача — дать качественные знания ученикам.