{{$root.pageTitleShort}}

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Все дети от природы открыты к знаниям, но многие родители ежедневно слышат: «Не хочу идти в школу». Кто виноват и что делать — мы спросили учителей школы для одаренных детей

Говорят, что где-то существуют школы, из которых детям не хочется уходить. У центра для одаренных детей «Сириус», два с половиной года назад появившегося в Сочи на базе олимпийской инфраструктуры, именно такая слава. Поэтому в Махачкале все ждали открытия его «младшего собрата» — школы «Сириус-Альтаир». В ее первую смену, математическую, попали только 75 учеников — победители и призеры профильных олимпиад. Для родителей всех остальных мы попросили педагогов, приехавших сюда со всей России, рассказать, как мотивировать ребенка на успех.

Разделите с ребенком его интересы и будьте рядом

Юрий Карпенко, преподаватель математики, Майкоп:

— Замотивировать ребенка на учебу можно, если опираться на его интересы. Найдите применение знаниям в его повседневной жизни. Он любит спорт? Познакомьте его с наукой спорта высоких достижений. Например, покажите научно-популярный фильм, как медики находят индивидуальные особенности спортсмена, подключая к нему массу оборудования, и расскажите, что в каждом таком устройстве лежит записанная на алгоритмическом языке математическая модель. Видеоигры? Опишите связь программирования и математики. Путешествия? Покажите математику в природе и архитектуре. В том числе с применением гаджетов и технологий.

Ребенка можно научить любить учиться, но делать это нужно ненавязчиво. Ребята по своей природе открыты к знаниям. Необходимо создавать атмосферу, в которой дети поймут, что знания приводят к успеху. Так, детям полезно участвовать в мероприятиях типа олимпиад. Недавно была кавказская математическая олимпиада, где я был в жюри. Дети увидели свой уровень; может быть, раньше он казался им достаточным, а на международной олимпиаде оказалось, что он не такой уж хороший. Теперь они с новыми силами будут готовиться к следующим мероприятиям. Когда ребята выходят из зоны комфорта, они меняют свой взгляд на учебу, тратят на нее больше сил и получают удовольствие от этого процесса. Поэтому нужно погружать детей в атмосферу, где они будут общаться с такими же талантливыми и любопытными. Школьники должны общаться не только с учителем, но и между собой — обсуждать решения и ошибки, делиться идеями, соревноваться.

Опытный педагог может заметить ребенка и помочь родителям. Победители олимпиад, а в дальнейшем профессионалы высокого уровня появляются благодаря слаженной работе педагогов и родителей. Но отношение к учебе воспитывается, конечно, в семье. Сегодня дети осваивают значительные объемы информации, и на плечах родителей ответственность за её качество. Это и контроль работы школьников в Сети, и выбор кружков и профильных школ, например летних.

Еще родителям стоит помнить — учиться никогда не поздно. На Кавказе очень развит спорт, и в первую очередь мальчики занимаются борьбой, другими единоборствами, футболом. Их трудно увлечь науками. Но в какой-то момент — классе в 9−10 — они понимают, что спорт хорош для здоровья, но не каждому удается добиться больших успехов. А высшее образование и знания им пригодятся в жизни, поэтому они сами осознанно принимают решение налечь на учебу. Конечно, мы можем попытаться повлиять на отношение ребенка к учебе. Но обычно ребята взрослеют и сами это понимают. Нужно просто быть рядом, когда он скажет: «Мне это интересно, как мне теперь разобраться во всем, что я упустил?» В этот момент и нужно подключиться.

А вот за двойки ругать однозначно не надо. Я знаю ребят, которых родители всегда ругают за двойки. Они ждут этого и никак не реагируют — потому что привыкли. Идти на поводу привычек ребенка — неправильно. Нужно постараться достучаться до него, он должен сам понять, зачем ему нужны эти отметки. Да, иногда они не отражают фактический уровень знаний. Но тем не менее мы живем в формальном мире. И в большой жизни есть правила, которым мы должны следовать.

Показывайте личный пример и обсуждайте успехи и неудачи

Марат Гусейнов, преподаватель физики, Махачкала:

— С точки зрения физики причиной любого движения является сила. Следовательно, для того чтобы ребенок двигался в направлении учебы, науки и учился хорошо, должна быть «движущая сила». Общую «движущую силу» можно представить как результат внутренней и внешней сил. Интерес, мотивацию, любознательность — я рассматриваю как «внутреннюю силу», а все внешние факторы, препятствующие правильному развитию ребенка, — как «внешние силы». Между ними всё время идет борьба. Нам, как педагогам, так и родителям, нужно вмешаться в эту борьбу, чтобы помочь детям преодолеть эти «внешние силы». Это можно сделать двумя способами: уменьшить «внешние силы» или увеличить внутренние. Второй способ лучший. Поэтому главное, что мы должны делать для повышения мотивации детей к учебе, — вызвать к ней познавательный интерес.


Это должны делать и педагоги, и родители. Родителям я бы посоветовал контролировать учебу детей не только дома, но и в школе — часто рассказывать учителю, как ребенок занимается дома, интересоваться его делами в школе. И обязательно нужно прививать ребенку любовь к учебе — для этого поддерживайте все познавательные увлечения ребенка, поощряйте его за достижения и, безусловно, показывайте личный пример. Меня, например, переполняют позитивные эмоции, когда старший сын Альберт Маратович, ученик 7 класса, составляет очередную компьютерную программу для приборов, которые я разрабатываю, а младший сын Ахмед Маратович, он в 4 классе, помогает мне изготавливать и собирать приборы по физике.

Про своему опыту могу сказать, что познавательный интерес возникает у детей, когда с ними активно взаимодействуешь. Зрение — прекрасный канал получения информации, можно показать ребенку наглядные пособия, вместе провести какой-то опыт. Еще я, например, даю возможность ученикам задавать мне вопросы анонимно. Мне самому очень интересно отвечать на вопросы детей, типа: почему вреден сотовый телефон, почему небо синее, почему нагретые тела светятся.

Еще родителям стоит обсудить с ребенком каждую оценку — и вместе с ним разобрать упущения. Ругать за двойку не нужно — нужно понять, почему она оказалась в его дневнике. Если ребенок виноват, то в меру пристыдить его стоит. Если он постарается — он наверняка сможет исправить ситуацию. Бывали случаи, когда двоечник за один семестр превращался в отличника. Секрет простой — кропотливая работа над собой.

Найдите индивидуальный подход

Игорь Барышев, преподаватель математики, Москва:

— Не существует единого рецепта, как замотивировать школьника учиться. У каждого ребенка есть свои особенности. Я чаще всего использую, как бы смешно это ни звучало, тот самый стандартный метод кнута и пряника. Неудача разделяет детей на два типа. Первый — дети, которые сразу же сдаются и говорят: «Все, я не хочу больше этим заниматься». В этот момент надо обязательно подойти, подбодрить, сказать, что это не последний урок и так далее. А есть дети, которых неудача очень сильно заводит. Я в таких случаях даю много заданий, чтобы, пока ребенок «горит», он их выполнял.

Так и родители должны понимать особенности своего ребенка — что нужно именно ему. Детей, которые все болезненно воспринимают, нельзя ругать за двойки. Им нужно говорить, что необходимо собраться, приложить усилия — и в следующий раз двойки не будет. Пусть сделает выводы — почему произошла эта неудача — и в следующий раз попробует ее исправить. А «бойцов» можно ругать за двойки в том случае, если они получили их умышленно, просто потому, что ничего не сделали. Если он по своей природе боец и ему задание давалось одной левой ногой, а он не стал его делать, тогда да, действительно нужно ругать.

Сейчас такая государственная программа — мы пытаемся заставить детей любить учиться, научить учиться и так далее… Я считаю, что это все в пределах метафизики. Каждый отдельный предмет — он специфический. Если мы привьем ребенку любовь к математике, это еще не означает, что мы научим его любить все. Лично мое мнение — невозможно научить ребенка любить учиться.

Зато можно попытаться сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу каждый день. Школам нужно создавать образовательную среду. Школа, где я работаю, — самая обычная, но детям хочется приходить туда даже на выходных, просто чтобы пообщаться, — им интересно говорить друг с другом, с учителями, что-то делать. Это не отдельная заслуга учителя математики или учителя русского, так происходит благодаря атмосфере в школе. А как этого добиться? Надо следить за тем, что происходит в жизни детей, по крайней мере, в рамках школы. Должны присутствовать какие-то элементы культуры — обязательно нужно проводить литературные вечера, музыкальные, театральные… В нашей школе на одном этаже стоят теннисные столы, на другом — шахматные доски. На каждом этаже стоят книжные шкафы, откуда можно взять любую книгу, почитать и потом вернуть обратно. Ребенок находит себя.

Анастасия Расулова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ