Общество
Почему европейцы не ездят на Кавказ
13 июля, 2016
7167
Экс-советник министра финансов Голландии не послушал предостережений европейской дипломатии — не ездить в Чечню и Дагестан. И рекомендацию «срочно их покиньте» проигнорировал. И вот что из этого вышло

— Правда ли, что в Голландии — сплошные геи, наркоманы и проститутки?

— Нет, и меня печалит, что российская пропаганда так изображает мою страну.

— А как пишут голландские газеты о Кавказе?

— Да уж, и наши ничуть не лучше…

Во время каждой встречи с кавказцами на Геррита Яна Баухауса сыпался град вопросов, подчас своеобразных.

Из всех туристов, которых я сопровождал в путешествиях по Северному Кавказу, он был самым необычным. Высокого, как мачта, вечно серьезного путешественника не интересовали ни народные праздники, ни музеи — только общение с людьми.

Выйдя на пенсию, Геррит Ян с голландской прагматичностью прикинул, что у него в запасе минимум десять лет активной здоровой жизни, и решил посвятить их изучению общества в разных странах мира.

Поездку по России бывший советник начал с Крыма. Голландец хотел увидеть, как живут крымчане, и услышать мнения как сторонников, так и противников присоединения полуострова к России. Затем он отправился на Кавказ — общаться со священниками в Северной Осетии и преподавателями Исламского университета в Чечне, с музыкантами и журналистами. Геррит Ян не только слушал, но и сам читал лекции о своей стране. Все это он делал с неизменно серьезным выражением лица, подобающим видному государственному деятелю. Лишь однажды суровый голландец расплылся в довольной улыбке — когда утащил у солдата на посту возле Гуниба шлем и жезл, чтобы сфотографироваться на фоне плотины ГЭС.

Кавказ надо изучать

— Геррит Ян, вы провели неделю на Северном Кавказе, проехали от Пятигорска до Махачкалы. Что вы поняли о местных жителях?

— Кавказские республики очень разные. И в то же время у них много общего: живые адаты, сильное чувство национальной идентичности и связь с историей своего народа. Возможно, раньше и европейские страны были такими же. Я постоянно думаю о промелькнувшей фразе, что если Россия перестанет поддерживать республики Северного Кавказа, то тут возникнет «Исламское государство» (в России организация признана террористической и запрещена). Многое вызывает у меня вопросы, но я не сторонник легких решений и поспешных выводов.

Эти республики, как и всю Россию, надо изучать глубоко. Иначе разобраться в чужой культуре нельзя. Я кальвинист, мне трудно поставить себя на место адептов других конфессий. И в то же время людям извне сложно понять мою.

 — Но исключительно изнутри культуру тоже нельзя понять. Здесь, как Архимеду, необходима внешняя точка опоры. Недаром религиовед Макс Мюллер утверждал, что человек, знающий лишь одну религию, не знает ни одной.

— Непонимание — ключевая проблема цивилизации. Демократия — это прежде всего диалог. В Крыму постоянно спрашивали мое мнение о конфликте вокруг полуострова. Я не сторонник санкций. Они ведут только к озлоблению. Вместо них надо было всем сесть за стол переговоров — русским, украинцам, татарам, представителям Евросоюза. Даже если бы оптимальное решение и не нашли, главное — стороны бы выслушали друг друга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Она привезла с собой Эшвилл
Северный Кавказ ничуть не хуже Северной Каролины, говорит Жанин. Здесь прекрасно всё — люди, природа, условия для творчества. Да и может ли быть иначе там, куда привела любовь?

Но вместо этого каждый настаивает на своей правоте и не понимает соседа. То же относится и ко взаимоотношениям с мусульманами. Невероятно, как мало людей на Западе, в тех же Нидерландах, знают исламский мир. СМИ освещают его однобоко. Есть исключения — несколько британских профессоров, но в целом мы совершенно не разбираемся в этих сложных сообществах. Когда американцы входили в Ирак, они почти не имели о нем представления. Арабская весна оказалась полной неожиданностью. Сейчас в Европе проблема номер один — мусульманские беженцы. Все потому, что даже специалисты мало знают о других культурах. Нужно изучать друг друга. Сам я сейчас учу русский язык и надеюсь через пару лет бегло на нем разговаривать.

— Есть ли разница между кавказцами и европейцами?

— Я на Кавказе общался со многими людьми, и все они абсолютно нормальны. Да, наши культуры различаются, но доминирует ощущение дружбы и гостеприимства. Это самый обычный регион. Мы беседуем в махачкалинском кафе, и оно неотличимо от аналогичных заведений Западной Европы.

Прогресс есть, но медленный

— Что вы думаете о путешествиях иностранцев по Кавказу?

— Когда у вас гид из доверенного агентства, это просто. Перед самостоятельным путешествием тратишь много сил и времени на сбор информации, однако и в одиночку риск невелик.

Я не понимаю, почему европейские министерства иностранных дел помечают Северный Кавказ красным. Есть несколько уровней безопасности. Зеленый — все нормально, желтый — путешествуйте с осторожностью. Про Чечню и Дагестан сказано коротко: «Риск очень высок. Не приезжайте сюда, а если вы все же попали в эти республики, срочно их покиньте». Полная чушь. Конечно, не надо в Чечне стоять на площади и ругать Кадырова. Да, это полицейское государство, но не бандитская страна, где вас ограбят и убьют. Хотя у региона много проблем, он безопасен.

— Что надо сделать, чтобы больше иностранных туристов приезжали на Кавказ?

— Главное, министерства иностранных дел Германии, Великобритании и Нидерландов должны изменить свои рекомендации. Сейчас в них одинаковые слова, словно они копируют друг друга. Добиться этого сложно, но оно того стоит. Пока государства говорят «нет», турагентствам не дают полноценную страховку для путешествий на Северный Кавказ.

— Каков ваш прогноз?

— Будущее предугадать почти невозможно. В долгосрочной перспективе, думаю, Россия будет двигаться в сторону демократии и найдет общий язык со странами Европы. Прогресс медленный, но его не остановить. Иностранный туризм на Кавказе — лишь частный случай взаимоотношений между государствами, ситуация в этой области улучшится по мере решения других проблем. Так что я полон осторожного оптимизма.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
34 маршрута к вершинам, альпинистские рекорды и тайны Ассинского каньона
Эксклюзивное интервью министра культуры и туризма Республики Ингушетия Залины Льяновой
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
От лаборатории к заводу: как Ставрополье стало пионером российского производства лактулозы
Местный молочный комбинат и ученые СКФУ создали технологию, которая может изменить фармрынок и пищевую индустрию страны
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Полная версия