Владельцы и руководство зоопарков, океанариумов и зоосадов, лишенных выручки в связи с карантинными мерами, второй месяц стоят перед выбором: накормить животных, выдать зарплату сотрудникам или оплатить арендные и коммунальные счета. У некоторых нет средств уже ни на что. Узнали, где они ищут помощь.
Одними из первых забила тревогу ставропольская сеть зоопарков «Берендеево». Два из них находятся в Ставрополе (более 60 животных) и один — в курортном Пятигорске (75 животных). Еще в начале апреля на страницах в социальных сетях администрация бросила клич о помощи.
— Двери наши просто закрылись. Мы остались вообще без посетителей, а значит, без еды, без денег, — рассказывает директор «Берендеево» Кристина Кудиева, встречая нас у ворот зоопарка в Ставрополе. — Первую неделю карантина мы продержались, а когда объявили, что он будет до конца апреля, тогда мы обратились к людям. А к кому еще?
Тогда «Берендеево» попросило ставропольцев покупать билеты с открытой датой: чтобы посетить зоопарк уже после того, как снимут режим нерабочих дней. С тех пор было продано около 200 таких билетов. Чтобы прокормить почти 140 зверей, этого, конечно, оказалось недостаточно.
— Я, если честно, была просто в отчаянии. «Жировой прослойки» у нас не было. «Берендеево» — не коммерческий, а, скорее, социальный проект. Последние три года мы работали в минус. Зарплаты платились с кредитных денег. И сейчас, несмотря на пандемию, банки звонят каждый день.
Тогда зоопарк снова обратился к ставропольцам с просьбой поддержать их любыми возможными средствами. Одни стали жертвовать посильные суммы, вторые — приносить корм для животных. По словам Кристины, теперь практически каждый день у входа зоопарк она находит либо пакет бананов, либо мешок моркови.
— Никогда не думала, что, оказывается, у нас столько добрых людей. Иногда перечисляют суммы вроде 68 рублей 53 копейки, и это настолько нам дорого, слезы наворачиваются.
На днях Кристине позвонила женщина, чтобы уточнить реквизиты для перевода, и рассказала, что деньги решил пожертвовать ее сын-школьник. Мальчику подарили деньги на день рождения, и он попросил отдать их голодающим животным. Помощь оказал и один местный депутат: привез корма и купил билеты на всю семью.
В общей сложности с помощью пожертвований за это время удалось собрать около 200 тысяч рублей. Этой суммы пока что хватило на корма, но о зарплате сотрудникам, оплате аренды и уж тем более о платежах по кредиту речи пока не идет.
Сложная ситуация и в дельфинарии Кисловодска. Без посетителей остался десяток морских животных: черноморские дельфины, морские котики и кит-белуха.
С директором кисловодского дельфинария Левоном Тамбиевым мы встречаемся на рыбной базе. Каждое утро он сам покупает 100 килограммов замороженной рыбы для своих питомцев. И так уже 20 лет. Одна партия стоит 15 тысяч рублей. Из-за пандемии учреждению пришлось договариваться с базой о рассрочке. Такое бывало и раньше, но долги всегда удавалось покрыть за счет высокого летнего сезона. Что будет в этом году — пока непонятно. Но, несмотря на простой, животных тренируют каждый день. И кормят, конечно, тоже.
— Я даже не могу подумать о самом грустном исходе, — говорит Левон. — В сложившейся ситуации растут лишь долги и тают надежды. Пока нам верят, пока дают рыбу в долг. Но при этом надо платить зарплату, у нас 17 работников, среди них ветврач, тренеры, рабочие. Воду необходимо в бассейне чистить постоянно, иначе она превратится в болото через несколько дней. А для этого мы огромными насосами прокручиваем 2 тысячи тонн воды 3−4 раза в день. На это уходит огромное количество электроэнергии. Долг за электричество растет в геометрической прогрессии. Как-то мне позвонили. Это была группа пенсионеров, которые решили сложиться и помочь нам. Я отказался. Я не могу брать деньги у тех, кто и так кое-как сводит концы с концами.
Правда, без помощи дельфинарий все же не оставили. Одними из первых поддержку оказала мэрия Железноводска. По распоряжению главы города волонтеры привезли морским обитателям 100 килограммов рыбы. Но это была разовая акция.
— Писал письмо губернатору. Они тоже прислали 100 килограммов рыбы. Но это пропитание на один день. Два дня мы питались за счет известного актера и режиссера Сергея Пускепалиса. Он живет на Кавминводах. Приезжал, поиграл с дельфинами, привез помощь, за что мы благодарны. Наша мэрия пообещала подключиться: найти частные инвестиции, а также договориться с ресурсниками, чтобы не начисляли пени на долги. Но платить их рано или поздно все равно придется.
Немного защищеннее чувствует себя экзотариум в Ставрополе, там живут около 200 рептилий, насекомых, грызунов и птиц. В отличие от зоопарка и дельфинария, экзотариум — учреждение бюджетное. А значит, думать об аренде, коммуналке и зарплатах не нужно, но вот на корма парк всегда зарабатывал самостоятельно — с продажи билетов. Теперь доедает прошлогодние запасы и также обращается за помощью к ставропольцам. И те откликаются.
Небольшую сумму на корма — около 10 тысяч рублей — удалось собрать за счет пожертвований. Кроме того, почти каждый день кто-то из людей приносит эти корма самостоятельно. На входе в экзотариум нам встретилась семья — мама с дочкой, которые привезли для животных два мешка пшеницы.
— В социальных сетях увидели, что не хватает еды, корма, и решили поделиться. Жалко стало нам животных. У самих дома животные есть: и курочки, и собачки, и кошки, и вот прониклась так. Решили помочь, — рассказывает женщина.
За животными продолжают ухаживать, как и в обычное, «докоронавирусное» время. В помещениях зооэкзотариума поддерживается необходимая температура. В разных зонах организован особый свет и микроклимат. Но, по словам ветврачей, некоторым животным все равно не хватает самого главного — общения.
— Больше всех по людям скучает Вампир. Это наш макак яванский, самый древний обитатель зооэкзотариума. Он здесь уже 20 лет. Похоже, у него сейчас депрессия или просто весенняя хандра, — говорит заведующий зооветотделом Сергей Веревкин. — Попугай ара у нас тоже хандрит, он довольно общительный и старенький, скучает по людям. Сейчас людей приходит много, приносят продукты, огромное спасибо им. Надеюсь, скоро мы снова сможем открыть для всех свои двери.