Однажды успешный дагестанский предприниматель Руслан Умалатов проснулся и понял, что устал от постоянной суеты и бизнеса, который приносит деньги, но не приносит удовольствие. Теперь большую часть времени он проводит в селе, где своими руками собирает клубнику. Но это не обычные грядки — ягоды Руслана растут прямо в воздухе.
— Я начинал с сельского хозяйства — в 1989 году первый запустил инкубаторы в республике и масштабно занялся птицеводством. Потом нефтяное дело, торговля. Так бы и торговал, может, но лет восемь назад загорелся идеей заняться аэропоникой — выращивать овощи без земли, на воздухе, — рассказывает Руслан.
Аэропоника — это технология, при которой корни растений находятся в воздухе и время от времени смачиваются питательными растворами. Изучив вопрос, свой первый урожай Руслан вырастил прямо в инкубаторе: сделал в одной из его камер небольшие установки из бочек, настроил автоматику.
— Взял минеральные соли, сделал составы и посадил салат — без земли, без света — просто в камере, — вспоминает предприниматель. — Через 24 дня получил огромные зеленые листья, а корень у них висел длиною метра полтора. Я обалдел!
Потом бизнесмен попробовал сделать то же с помидорами, мятой — получилось.
— Вырастил рассаду. Отдал ее маме. Та поделилась с соседками. Они были в шоке, когда увидели эти кусты.
Так Руслан решил выращивать помидоры-черри. Урожай не подвел, но наладить поставки на дагестанский рынок оказалось непросто. Предприниматель вспоминает, как упаковал красные и желтые черри в коробки по 250 граммов, уложил в ящики и рано утром повез на махачкалинский Второй рынок, куда приезжают закупаться оптовики.
— Разложил все на капоте машины. Женщины проходят, останавливаются, удивленно смотрят. «Это что, алыча?», «А чем они лучше обычных помидоров?», «А почему так дорого?», «А что значит экологически чистые?», «Как это без земли выращенные?» Столько вопросов, замучался объяснять. Закупщики боятся брать что-то новое, привыкли работать по стандарту, с привычным товаром. Не понимают, как это можно на воздухе выращивать помидоры.
Руслан приехал домой, разобрал установки и решил забросить аэропонику. Потом в голову пришла мысль: «А что, если заняться клубникой?»
Тепличный комплекс Руслана расположился в селе Эндирей в равнинной части Дагестана. Прозрачные полиэтиленовые шатры видны еще с дороги, а аромат пьянит, стоит лишь перешагнуть порог теплиц. Необычные клубничные клумбы растянулись на девять метров в ширину и заплели три тысячи квадратных метров. Вместо грядок — сделанные на заказ полые пластиковые трубы. В каждой из них — круглые отверстия для горшочков с клубникой. Вместо грунта — немного поролоновой губки для поддержки стеблей и листьев. Почти все здесь предприниматель делал своими руками.
— Когда у меня получилось выращивать помидоры без грунта в инкубаторе, я решил пойти на масштаб и усложнить задачу, уже с клубникой. Вспомнил, что у меня есть участок, купленный лет пятнадцать назад. Предложил братьям построить теплицы. Они меня сразу поддержали, сказали, начинай. Вот так и начал. Сначала освоил профессию геофизика, — улыбается бизнесмен. — Надо было выровнять площадку под теплицы. Потом стал сварщиком. Это я-то, человек, который никогда не занимался физическим трудом. Мне привычнее командовать, руководить. А тут попал по бизнесу, смотрю: денег не хватает. Посчитал, что на сварке можно миллион рублей сэкономить, и решил, что пусть этот миллион через мой пот выйдет.
Руслан обратился к другу, строящему нефтеперерабатывающие заводы — попросил дать под работы бетонную площадку и сварщиков. Завез гнущие и режущие станки, сварочные аппараты и приступил.
— День, другой посмотрел на рабочих и понял, что не устраивает качество. Надел маску и попросил показать, как варить металл. Через несколько минут уже сам сидел и пыхтел над железом в 40-градусную жару. И так 28 дней, чтобы получился прочный каркас для теплиц. Когда мой товарищ все это увидел, он прямо сказал: «Я ничего не понимаю. Либо ты жадный, либо ты… одно нехорошее слово», — смеется бизнесмен. — А здесь уже дело принципа, спортивный интерес: смогу ли я сам все это сделать?
Затем предприниматель взялся за отопление — обычный отопительный котел адаптировал под свои теплицы.
— Сделал воздушные рукава, рассчитал объем воздуха, который выходит, чтобы он раздувался, сделал необходимое количество дырок для выделения тепла. Вот так почувствовал себя еще и физиком.
Теплицы заработали, но первые три года не принесли нужного результата. Выяснилось, что клубника — культура капризная.
— Стоит сделать всего одну ошибку — и весь год насмарку. Если купишь непроверенный материал, то сколько сил ни вложишь, урожая все равно не будет. Посадочный материал чистый должен быть, — объясняет Руслан.
Сначала предприниматель заказывал клубнику в Италии — куст обходился в 30 рублей. Потом стал выращивать рассаду сам. Сделал ставку на сорт «Альбион» — красивые ягоды без кислинки. Несколько сортов клубники могут не ужиться в одной теплице, поэтому пришлось выбирать.
— Мою клубнику можно просто срывать с куста и сразу есть, мыть не надо, — рассказывает Руслан. — Никакого опрыскивания химикатами, никакого полива.
Все питание — это минеральные соли. Их бизнесмен заказывает из Италии, Голландии и Израиля. По схеме добавляет в резервуар с водой, откуда она в определенное время идет по трубам. Сейчас в теплице все автоматизировано — не надо вручную включать и выключать насос. Руслан просто корректирует интервал подачи в зависимости от температуры и влажности в теплице.
Идеальная влажность воздуха для клубники — 65 процентов, температура — 25 градусов тепла днем и 16 градусов ночью. Солнца ягоде нужно не меньше 12 часов в сутки.
— Летом сильно мучаюсь, когда под сорок. Ягода переспевает, подсыхает. Урожай сильно зависит от погоды, — объясняет хозяин теплицы. — Вот прошлой осенью я на некоторое время отъехал — и все, вся моя плантация погибла. Всего за два часа! Перепад температур — и кусты поникли. Я разозлился и всю вырвал. Дальше уже зима… смысла не было восстанавливать. Когда на улице холодно — слишком затратное дело выращивать клубнику, учитывая, что сюда не проведен газ. А на электричестве разориться можно.
Семья Руслана живет в Махачкале. С супругой и детьми он видится только в выходные. Все остальное время живет и работает вдали от дома. Иногда близкие приезжают, чтобы помочь собрать клубнику.
— За день здесь можно собрать и 50, и 100 килограммов спелой ягоды. В следующем году хочу довести эту цифру до 150−200, — делится планами бизнесмен.
Трубы он установил так, чтобы не надо было нагибаться при сборе. Ухаживать за кустами и снимать урожай помогает младший брат Артур и двое наемных рабочих.
— Когда только началась пандемия, вот это ужас был! — вспоминает Руслан. — Дороги все позакрывали из города в село, и работники приезжать не могли. Мы вдвоем с братом все делали. А один месяц я совсем без помощи остался. Поставки клубники тоже приостановились. Думаю, как быть? Взял и оборвал цветки, чтобы клубника не плодоносила. Так два месяца совсем без ягод сидел.
Цветы в теплице опыляют специально купленные шмели. Залетевших с улицы насекомых здесь не должно быть — за этим зорко следит хозяин. Обычно семья шмелей работает 20 дней, а потом выводит потомство и занимается им.
Работать на аэропонике в больших масштабах — сложно и дорого, говорит Руслан, поэтому обычно этим занимаются только отдельные экспериментаторы у себя на дому.
— Часто звонят мне из разных городов, спрашивают, — рассказывает бизнесмен. — Мне не жалко, я рассказываю, делюсь, но у людей не получается, так как аэропоника — это не заказал готовое оборудование, позвал специалистов, установил, заказал рассаду и сидишь, ждешь урожай. Это каждодневный нелегкий труд.
Бывает, что к Руслану специально приезжают смотреть на теплицы. Как-то были специалисты по тепличным комплексам из Южной Кореи, заглянувшие во время своей рабочей поездки по Югу России.
— Когда увидели мою клубнику — офигели! Такого технического оснащения у них там нет, — утверждает предприниматель. — А откуда ему быть, если это все собрано вручную по моим схемам? У меня друг есть из Краснодарского края, кореец. Он клубнику в грунте выращивает, экспериментирует, а я — на воздухе. Недавно ему удалось из Южной Кореи тайком в сумке вывезти несколько кустиков клубники, которую местные там вывели и никому не дают. Этот сорт в августе сажают, и зимой он дает отменный урожай. В России такого сорта нет. Вот на следующий год попробую немного его посадить, понаблюдать.
Основная поставка спелой клубники идет в Хасавюрт. Местный рынок каждый вечер получает свежую партию. С дагестанской столицей деловые отношения не сложились. Супермаркеты предпочитают работать с египетскими и турецкими фруктами и овощами: у них хорошая закупочная цена. Килограмм клубники у Руслана сейчас стоит 500−600 рублей, летом обходился в 300.
— Отдавать дешевле не могу, так как нужно покрыть все расходы и что-то заработать, — объясняет он.
Так что перекупщики его клубнику не берут, зато много частных заказов из кондитерских Махачкалы и просто от желающих взять домой экологически чистый продукт.
— До Нового года надеюсь дотянуть. А потом отключу теплицы, — делится планами предприниматель. — Обрежу листовой аппарат, заморожу кусты, а в феврале разбужу их и начну по новой.
Пока теплица будет простаивать, Руслан панирует достроить к имеющимся четырем еще два отсека. Трубы уже заказаны — осталось все собрать и настроить автоматику.
— Разом все запустить — дорогое удовольствие. Один отсек обходится мне порядка пяти миллионов рублей. А так, постепенно зарабатываю и вкладываюсь, расширяюсь.
Всего в теплицы бизнесмен вложит несколько десятков миллионов рублей. По его словам, бизнес окупается, но вся прибыль уходит в дело. Начать действительно хорошо зарабатывать он планирует через два-три года. Правда, утверждает, что главное для него — все-таки идея.
— Я в свое время был очень успешным бизнесменом, много зарабатывал, но понял, что деньги — не главное, — говорит предприниматель. — Гораздо важнее заниматься тем, что приносит тебе удовольствие. К счастью, могу себе это позволить, так как семья одета, обута, сыта, живет не на улице. Мне нравится ставить перед собой задачу и выполнять ее. Я не знаю, чем займусь завтра. Возможно, проснусь в один день и отключу теплицу, займусь чем-то новым.