— Ходили с фотоаппаратом по селу, людей фотографировали, дома, животных, природу. Снимал на брата фотоаппарат, но я даже не знаю, проявил он пленку или нет, — рассказывает о своем школьном кружке фотографии в селе Чох 37-летний Омар Пакалов.
В прошлом году его снимок «Перегон овец на летние пастбища», сделанный в родных местах, победил в конкурсе российского National Geographic «О высоком», обойдя около 2300 претендентов. Он же стал одним из 36 лучших снимков года по версии продюсера фотосообщества National Geographic Дэвида Ли, просмотревшего 19 000 кадров.
При этом фотографом Омар себя не называет.
— Фотография — это увлечение. Если спросите у меня, кто я: фотограф или ветеринар, однозначно — ветеринар, — говорит Омар.
В его родном селе почти все занимались животноводством. Дед, в честь которого назвали Омара, был чабаном и в начале 1950 годов вместе с односельчанином даже работал над выведением новой породы овец.
— Они тогда участвовали в выставке на ВДНХ в Москве, дед был награжден орденом Ленина и получил Сталинскую премию. И дядя мой пошел по его стопам. В нашей семье занимались животными. Мне приходилось не просто на это все смотреть, но и помогать. Тот же перегон овец на летние пастбища — это ведь не только красивая картинка, но и работа.
В профессии Омар уже больше 10 лет. После школы получил соответствующую специальность в Махачкале, а потом на несколько лет уехал в Москву. Там и появились первые успехи в старом увлечении — фото.
— Тогда только появился Instagram и телефоны с камерой. Как и все, я снимал на телефон. Каждые два-три месяца старался приезжать на родину, фотографировал что-то, распространял в социальных сетях.
Через некоторое время у фотографа-любителя появилась первая цифровая камера. А вскоре он стал один за другим менять фотоаппараты — в погоне за техническим совершенством. Фото в Instagram набирали своих зрителей, страница быстро стала популярной. И в какой-то момент Омар оказался перед выбором: либо быть блогером-инстаграмщиком, либо — ветеринарным врачом. И предпочел второе.
Сейчас, если нет загруженности на работе, Омар берет фотоаппарат и с друзьями выезжает в горы. И всегда с камерой, когда едет погостить в родной аул. Так появился и снимок с овцами.
— Эту локацию я давно присматривал. Холмы, где идут овцы, как бы на обрыве. С местом даже связана не очень приятная история: когда-то отару накрыло обвалившейся сверху землей. Немного опасно, но надо было взобраться туда, откуда хорошо просматриваются эти склоны, и ждать. Дождался. Я увидел, что овцы спускаются с гор. Это было вечером — как говорят фотографы, время длинных теней. Мне нужно было поймать определенный свет солнца, чтобы тень падала не сверху вниз, как когда оно в зените, — рассказывает Омар.
На успех в конкурсе он не рассчитывал.
— В нем участвовали люди, на чьи фотоработы я смотрел лет 10 назад и учился по ним снимать. Подумал: нет, вряд ли пройду. Что я хотел передать на своем фото? Жизнь — в первую очередь. На снимке видно движение. Есть снимки из этой же серии, они передают совсем другое настроение. А этот снимок более живописный, контрастный: пыль, зелень, мертвые серые холмы и свет — каждая овечка вырезалась отдельно.
Передать всю красоту и впечатления от природных зрелищ не сможет ни одна камера, признается Омар.
— Это надо видеть! В такие моменты наедине с природой ни о чем не думаешь. Просто смотришь и наслаждаешься. Снимать на камеру — это одно, а другое — просто смотреть и чувствовать умиротворение.
Пример — пик звездопада в ночь на 4-е января.
— Я утеплился, выбрал место, где не очень продувает. Начал снимать часов в 11 вечера, потом ушел на пару часов домой, все-таки минус десять было, горный мороз. Вернулся в 4 часа утра и до 6 снимал. В прошлом году я уже пытался снять подобную картину, но помешал свет луны, — говорит фотолюбитель. — Фотографией это даже не передать: болид пролетал, и после него происходил взрыв. Но кадры вышли все-таки туманные, камера не успевала все схватывать.
Есть кадры, добыть которые оказалось очень сложно. Прошлым летом Омар с братом отправились на границу высокогорных Чародинского и Тляратинского районов — к месту, где пасутся лошади. Снежные вершины, ледники, альпийские луга… Чтобы добраться до всех этих красот, пришлось сделать около восьми пересадок: сначала надо доехать до села Ритляб, а оттуда через перевал добираться на лошадях или пешком.
— Местность называется Колоросо. Дорог для машин там уже нет. И даже пеших почти нет. Мы шли полтора дня, добрались до локации пастухов, переночевали в палатке. Но надо было идти еще дальше. Это было непросто и, скажу как есть, опасно: разные в этой местности бывали происшествия. Приходилось и по лавинам идти, и по крутым склонам. Но трудности стоили того. Красивые, необычные места.
Лошадей, которых сфотографировали Омар с братом, выгоняют на эти пастбища на лето. Там же удалось запечатлеть диких туров — но издалека.
— Мы провели там три-четыре дня. Восстанавливаться после таких походов мне не нужно, потому что там я отдыхаю.
Где отдохнуть и чем полюбоваться другим, желающим приобщиться к красотам Дагестана, Омар посоветовать затрудняется.
— У меня субъективный взгляд на живописные края Дагестана. Для меня самое красивое место — это мой родной аул Чох, собственно, поэтому я там и снимаю. А так, в Дагестане много красот, практически повсюду.
Наверное, поэтому Омар обычно снимает пейзажи. За пределами Дагестана он успел поработать на озере Эльтон в Волгоградской области — фотограф называет его аналогом Мертвого моря. Скоро, после победы в конкурсе NatGeo, собирается с фотоаппаратом в Непал, куда мечтал попасть.
— Я люблю фотографировать горы, — говорит Омар. — А когда снимал в море, был забавный случай. Упал с камерой в воду, но камера при этом не намокла. Фотографию в итоге сделал, и она даже стала фаворитом на одном из конкурсов National Geografic.
Картины, которые Омар видит каждый день, сложно назвать красивыми: кошки со сломанными лапами, больные собаки.
— Ветеринария в Дагестане востребована, работы хватает каждый день. Раньше, если брали котенка, могли поиграть и выпустить его куда-то, когда подрастет, или игнорировать болячки: мол, это ж кошка, у нее само заживет. Сейчас люди более ответственно относятся к животным.
Ветеринария — это и источник дохода. Съемками Омар не зарабатывает.
— Все, что дает мне фотография, — это для души, никаких контрактов ни с кем я пока не подписывал. На самом деле я даже не все публиковать успеваю, у меня еще есть три террабайта сырого материала. Мне не нужны аплодисменты, участие в конкурсах — это не желание прославиться. Моя задача — обратить внимание на все, что вокруг, не на себя. Я привык быть за кадром. Для меня важнее оказывать помощь животным, быть ветеринаром.