{{$root.pageTitleShort}}

Добраться, увидеть, сфотографировать

В горах могут ждать медведи, волки и камнепады, но все это не имеет значения, если цель — удачный кадр. О том, как поймать природу в объектив, — фотограф и охотник за красотой Магомед Шапиев

Глазами фотографа и блогера Магомеда Шапиева Дагестан видят 130 тысяч подписчиков его Instagram в разных концах мира. Он объездил каждый уголок родной республики — и точно знает, какие испытания стоят за красивым кадром. Шесть таких снимков среди прочих работ кавказских авторов могут увидеть посетители фотовыставки #СеверныйКавказ_7историй, которая проходит в 15 крупных российских городах. Это гора Пабаку, высокогорное село Талсух, заброшенное село Шиназ, пасущиеся лошади на границе с Грузией, одинокое дерево на фоне млечного пути, Седло-гора на рассвете. О том, куда отправляться за пейзажами и какие опасности могут ждать в дикой природе, Магомед рассказал корреспонденту «Это Кавказ».

Куда ехать: исландские пейзажи в горах Дагестана

— Как я выбираю места для путешествий? Бывает, я просто выезжаю туда, где еще не был. Сначала смотрю карту: выясняю, какие там горы, реки, ущелья, интересные места, и делаю наброски плана. А бывает, что люди сами отправляют мне фотографии своих сел, рассказывают, куда я мог бы приехать, что посмотреть, приглашают.

Я очень люблю горы. И на своих снимках показываю дикую природу, красивые места и жизнь горцев. Я побывал во многих селах и уже во всех районах Дагестана — на днях вернулся из поездки по Курахскому району, он оставался единственным, где я не был. Горы там скандинавские, без деревьев — это выглядит интересно. Кадры, как будто из Исландии.

Магомед Шапиев

Люблю ездить на границу с Грузией — это Цунтинский, Тляратинский, Рутульский, Докузпаринский районы Дагестана. Очень величественные горы. Если говорить о месте, где я нашел больше всего кадров как фотограф, то это Тляратинский район. А вообще, в Дагестане очень богатая и разноликая природа: море, песок, альпийские луга, снежные вершины, сосновые леса, скалистые горы — есть все. Потому что-то одно выделить сложно, мне многое нравится. Но вспоминается, например, очень красивое село Шиназ в Рутульском районе. Интересные села есть и в Ахтынском районе, там же есть живописное место — водопад, мы с другом шли к нему по ущелью минут сорок.

Если говорить обо всем Северном Кавказе, мой фаворит — живописное озеро Хурла-Кель высоко в горах Карачаево-Черкесии. Как и многие красивые пейзажи, оно, к сожалению, находится в труднодоступном месте — ехать очень долго, и нужен специальный транспорт, желательно внедорожник.

Что брать: теплая одежда и запас сил

— В поездках иногда долго приходится искать что-то необычное, но когда находишь это место, понимаешь, что оно того стоило. Я могу находиться в походе не больше четырех дней — это забирает очень много сил. Представьте: нужно успеть снять рассвет, а потом взобраться на совсем другую точку, чтобы зафиксировать закат, или просто много ходить в поисках красивого места. Устаешь даже за один день, а на четвертый может просто не остаться сил.

Я езжу в путешествия с другом, он тоже любит природу. У меня с собой бывает большой 110-литровый рюкзак, туда умещается все что нужно. Мы берем с собой палатки, обязательно спальные мешки, термобелье, теплую одежду, потому что в горах даже летом очень холодно, а если еще и нарвешься на непогоду… Самое тяжелое — это фототехника. Чтобы это все перемещать, в горах надо быть осторожным. Мы стараемся подниматься правильно, зигзагами, не идти по очень крутым склонам.

За питание мы особо не переживаем: дагестанский народ, как известно, очень гостеприимный — в каждом селе нас приглашают в дом и угощают. Иногда это, на самом деле, бывает очень грустно. Ты сидишь за столом в гостях у жителя аула и понимаешь, что через 5−10 лет здесь уже может никто не жить. Я вижу, что горы пустеют, люди уезжают из сел.

Сложности: дикие звери и ясная погода

— Не страшно ли ночевать в горах под открытым небом? Ну, прежде всего, это очень красиво. По ночам горное небо совершенно другое, чем на равнине. Ты как будто оказываешься совсем близко к звездам. Это завораживающее зрелище — фотография всего не может передать. Но бывали разные случаи. Иногда мы сами не знали, в насколько небезопасном месте находимся. Бывало, когда мы возвращались в село, местные жители встречали нас с удивлением и говорили, что в местах, где мы ночевали, обычно ходят волки и медведи. Нам, к счастью, не доводилось их встречать.

Самое сложное в походе для меня — это поймать подходящую погоду. Я, конечно, заранее интересуюсь прогнозом, но в том-то и дело, что очень часто нужна не хорошая погода, а, наоборот, туман и дождь. Я люблю работать с такими природными декорациями, поскольку в ясную погоду все обычно, свет плоский — интересны только краски на восходе или закате солнца.

Бывало, что в походе мы оказывались в тяжелой ситуации, например в Тляратинском районе, где глубокие ущелья. После дождя там случился камнепад. Наша машина почему-то заглохла, мы остановились, и, пока возились с аккумулятором, прямо перед автомобилем обрушилась скала… Еще был случай в Цунтинском районе: мы, взяв пропуск у пограничников, поднимались на машине в гору уже почти у самой границы с Грузией. Мы плохо знали местность и не предполагали, что там идут военные учения. Был уже вечер, как вдруг наш автомобиль буквально провалился сквозь землю прямо в окоп — в нем мы и застряли. Пришлось звонить пограничникам, и где-то в полночь они приехали и вытащили нашу машину.

Техника не главное, главное — атмосфера

— Я не «никонист» и не «кэнонист». Я снимаю на Sony, он дает для печати фото высокого разрешения. Иногда снимаю на телефон — с его помощью тоже можно сделать красивый кадр.

Для меня обработка фотографии имеет большое значение, потому что я работаю не в классическом стиле. Мои фотографии отличает осенний оттенок, коричневатый, он создает атмосферу сказочного пейзажа, мне нравится. Но злоупотреблять возможностями обработки, конечно, нельзя, иначе может потеряться истинное лицо места.

Как я воспринимаю это место — такую же атмосферу я стараюсь передать на готовом снимке. Я стараюсь показать особенность каждого места. Многие люди даже не подозревают, какие красоты вокруг них; возможно, потому что для них эти пейзажи знакомы и поэтому стали обычными, а я смотрю свежим взглядом. И потом люди не верят, что я сделал этот кадр рядом с их селом, спрашивают у меня, где находится это место. Очень много мне пишут дагестанцы из-за пределов республики и страны, их очень впечатляют кадры с родины.

Любимую фотографию назвать не смогу. А вот свой самый трудный кадр я сделал на горе Цамаури в Тляратинском районе. Мы шли туда пешком пять дней. Этот поход оказался для меня самым интересным и сложным. И там же были сделаны одни из самых любимых мной кадров — два дерева с гамаком, звездное небо. Фотография неба на долгой выдержке в итоге попала на сайт московского бюро National Geographic. Это кадр без искусственных прикрас, все по-настоящему.

Мне нравится находиться на природе, наслаждаться ее красотой, а фото — это уже что-то второстепенное. В первую очередь я все-таки путешественник. Если бы я оказался в красивейшем месте и не привез оттуда ни одного фотокадра, не расстроился бы. И такие случаи были.

Почему Instagram — не ерунда

— Я вырос в горном селе Нижний Батлух Шамильского района. Всегда любил природу, прогулки, походы. И когда появились телефоны с камерой, я был, наверное, в 9 классе, я начал это все снимать. Снимал, конечно, плохо, но и фото никуда не выкладывал. А уже когда приехал учиться в Махачкалу — был студентом факультета нефти и газа в политехе — стал делиться снимками в соцсетях. Позже сестра, которая видела мой интерес к фотографии, подарила мне фотоаппарат, обычную мыльницу. Я был очень рад и благодарен ей, первое время почти не расставался с этим подарком. Так постепенно стал делать более качественные фото.

Я пробовал снимать и свадьбы, но понял, что это не мое. Сама атмосфера слишком «нагруженная», быстро устаешь. Мне легче на два дня подняться в горы, чем провести их на свадьбе. Два года я проработал фотографом в пресс-службе главы и правительства Дагестана, научился репортажной съемке, это полезно, но творчески проявить себя там было сложно, поэтому я все-таки ушел. В первое время зарабатывать пейзажными снимками не получалось, но сейчас моими фотографиями интересуются, их покупают.

Дома раньше считали, что я занимаюсь ерундой. Теперь радуются вместе со мной удачным кадрам и успеху.

У меня появилось много друзей-фотографов по всему миру. Это не говоря о подписчиках в Instagram. Мою страницу чаще всего просматривают жители России, потом идут США и Бразилия.

Не так давно меня начали приглашать поработать в другие страны. Так я ездил в Чехию по приглашению чешского министерства по туризму, они узнали обо мне в Instagram — с помощью блогеров там развивают туризм. Нас было трое — я, фотограф из Испании и из самой Чехии. Мы снимали западную Чехию. Эта страна мне очень понравилась, не только Прага, везде красиво, даже деревни там аккуратные. Но если говорить о стране, в которой я бы хотел поснимать, то это Новая Зеландия, Исландия или США. В России я бы поехал на Камчатку, в алтайский парк Ергаки. Скоро поеду в Карачаево-Черкесию на Архыз, а зимой надеюсь попасть на Байкал.

Как перестать беспокоиться и начать фотографировать? Советует Магомед Шапиев

1. Начните. Бывает, что фотографы не понимают, что им больше подходит — снимать портреты или пейзажи, и спрашивают меня. Я могу посоветовать только просто начать снимать. Со временем человек сам поймет, что ему больше по душе, и это будет правильный, а главное, собственный выбор.


2. Не старайтесь приобрести самое дорогое оборудование. Можно сделать красивые фотографии и с помощью техники попроще. Чем больше вы будете снимать, тем легче будет понять, какая камера вам на самом деле нужна.


3. Не бойтесь экспериментировать. Если у вас цифровая камера, вам не нужно платить за ошибки: всегда можно удалить то, что не понравилось. Рискуйте, и, возможно, ваша следующая фотография станет мировым шедевром.

Фотографии: аккаунт Магомеда Шапиева в Instagram

Магидат Абакарова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ