Среднестатистический российский отдыхающий летом стремится на юг. А куда устремляются южане? Жители Нальчика, к примеру, в Приэльбрусье. Если же речь идет о короткой оздоровительной поездке на воды, то вовсе не в Джилы-Су, как можно было бы подумать (туда ехать слишком долго и утомительно), а в маленькое село Аушигер, что в 23 километрах к юго-востоку от столицы Кабардино-Балкарии.
Село лежит в предгорной зоне республики на берегу реки Черек, под склонами Лесистого хребта, в окружении яблоневых садов. Здесь начинается Черекское ущелье, и это одно из красивейших мест Северного Кавказа.
Но не только ради красивых видов едут в Аушигер. Местные иногда говорят, что село стоит на «водяной бомбе»: тут находится один из самых известных в Кабардино-Балкарии термальных источников, привлекающий и туристов, и жителей республики.
Горячая вода поднимается из земных недр — с глубины более четырех тысяч метров. Говорят, бурить начали в поисках нефти, а нашли минеральную воду. Это хлоридно-натриевая вода малой минерализации солями и минералами, она обладает слабой щелочной реакцией и высокой температурой. Ее относят к азотно-углекислым водам.
Показания к применению ванн широкие — от кожных заболеваний (псориаз, нейродермит, угревая сыпь) до проблем с позвоночником и суставами. Но перед посещением источника необходимо проконсультироваться у врача, поскольку есть и серьезные противопоказания. Здесь же добывают и голубую глину, также обладающую целебными свойствами.
Территория источника огорожена, въезд на нее платный — 100 рублей. Желающие могут окунаться в общем открытом озере или арендовать маленькие закрытые бассейны с комнатами отдыха в здании, построенном на берегу водоема, стоимость — 500 рублей в час. Тут же находится и гостиница.
Буквально в 500 метрах от термального источника расположен еще один искусственный водоем — озеро с насыпными островками. Зона отдыха еще обустраивается, но уже сейчас сюда приезжают любители рыбалки и посиделок на свежем воздухе: в водоеме водится рыба, тихо журчит вода, квакают лягушки, в кронах деревьев поют птицы. Что еще нужно для умиротворения на лоне природы? Разве что шашлык. И это тоже не проблема — на островках можно найти столы, скамейки и мангалы.
Термальный источник — важная составляющая экономики Аушигера, но большинство сельчан живет садоводством и животноводством. Причем сады устроены не просто так, а по-научному. В 1969 году в Аушигере было создано экспериментальное хозяйство Министерства сельского хозяйства СССР. До сих пор окрестности села засажены яблонями того хозяйства, многие сельчане арендуют эти сады и собирают в них богатые урожаи. Основные сорта — «Джонатан», «Рэд делишес», «Старкримсонс», «Айдаред».
А еще Аушигер богат легендами, преданиями и знаменитыми уроженцами. В его окрестностях когда-то располагался город Идарей — владения верховного князя Кабарды, политика и дипломата Темрюка Идарова. Того самого, что в 1557 году отправил в Москву к Ивану Грозному посольство с целью заключить военно-политический союз против крымских татар. Одним из результатов этого соглашения стал брак русского царя и дочери Темрюка, княжны Гуашаней (или Кученей), получившей в крещении имя Мария Темрюковна. Именно отсюда, из Идарея, Кученей отправилась в далекое путешествие на север, чтобы стать второй женой одного из самых неоднозначных персонажей российской истории.
Позже Идаровы покинули эти земли и переселились в низовья реки Терек. А через сто лет здесь вырос аул Догужоково, названный так по фамилии дворян — владельцев земли. Нынешнее свое название село получило после 1917 года, когда большевики начали искоренять прежние топонимы, особенно несущие в себе память о старом порядке. Аушигер — имя близлежащей горы, и оно имеет неоспоримый христианский след. Согласно одной гипотезе, название горы — адаптированное кабардинским языком имя Георгия Победоносца, культ которого, как известно, поныне существует на Кавказе.
Но знаток кавказской и адыгской ономастики, профессор Джамалдин Коков приводил иную этимологию: «Название унаследовано от христианского периода адыгской истории… Предки современных адыгов почитали за пророка Аус Герга, то есть «греческого Иисуса».
На южной окраине села, у самой дороги на Голубые озера, возвышается курган. По преданию, здесь похоронен герой средневекового героического эпоса адыгов Андемиркан.
Отчаянный храбрец, для которого бог кузнечного дела Тлепш выковал меч, полководец и лихой наездник, Андемиркан вызывал зависть многих, но никто не мог с ним справиться, если при нем было его оружие. Но сила не спасла его от предательства. Лучший друг заманил его в засаду, устроенную ревнивыми врагами:
Громко вскрикнули всадники вражьего стана,
Окружили отважного Андемиркана.
Кровь горячим потоком втекает в Черек.
С целым войском воюет один человек.
Он стоит, опершись подбородком на меч.
Даже мертвый на землю не хочет он лечь!
(Перевод Сергея Липкина)
На месте гибели герой и был похоронен. В селе говорят, что в 1930-е годы курган пытались срыть, но вандалов остановил Бетал Калмыков — партийный руководитель Кабардино-Балкарии в довоенные годы.