Село у слияния рек Назранка и Сунжа, основанное в XIX веке, никакого отношения к барсукам, конечно, не имеет. Просто русские переделали под себя имя первого старшины этой местности — урядника Борцакха Мальсагова. А ингушское название — Буро-кале — в переводе означает «под крепостью», потому что село находится рядом с Назранью и некоторое время входило в ее состав.
На левом берегу реки Назранки стоит деревянное сооружение — водяная мельница, построенная Ахмедом Майсиговым в 1878 году. Говорят, что мука отсюда поставлялась не только в соседние села, но даже на царский двор. Возможно, эти слухи связаны с тем, что Ахмед благодаря своей стати и двухметровому росту в юности служил в личном конвое государя Александра II, а вернувшись на родину, оборудовал мельницу по последнему слову тогдашней техники. Жернова с особыми насечкам, например, привезли из Грузии. Мука «майсиговского» помола не приобретала запаха паленого, как это бывало у других мельников, и ценилась за высокое качество.
После революции Ахмеда Майсигова признали кулаком и лишили имущества, ему пришлось скрываться от властей. Земляки не выдали мельника, более того, установили негласное правило, которое действовало до самого развала СССР: Майсиговы не должны платить за помол на собственной мельнице.
Еще в начале двухтысячных годов мельничное колесо крутилось, а потом на реке были установлены бетонные укрепления, которые перекрыли поток воды к мельнице. Сейчас, несмотря на статус памятника истории и архитектуры республиканского значения, мельница находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реконструкции.
Еще одна достопримечательность Барсуков — мечеть, которая считается одной из самых старых в Ингушетии. По данным республиканского госархива, она была построена в 1901 году «на личные средства перса, мусульманина из Азейрбайджана Сейт-Али Мухтарова». Пятничные молитвы проводились здесь до 1937 года, а потом здание отдали под колхозный склад.
Но в 1977 году мечеть вновь была открыта. Власти сочли, что для имиджа республики будет полезно, если иностранные делегации, проезжающие по бакинской трассе, будут видеть сверкающий медью минарет.
В 1999 году мечеть снова отреставрировали. Во время общего пятничного намаза она вмещает триста прихожан.
Если перед въездом в село посмотреть по сторонам, то слева можно увидеть небольшой холм, на котором расположено кладбище, в справа будет холм чуть побольше, но со срезанной вершиной. Местные жители говорят, что эти два холма некогда были единым курганом, но во время прокладки автодороги Назрань — Карабулак его разделили на две части.
Погребальные археологические памятники Ингушетии начали изучать еще до революции. Так, в 1879 году археолог Владимир Антонович раскопал курганы на западной окраине Назрани и в Кантышево. Свои находки он датировал разным временем — от 2 тыс. до н. э. до позднего Средневековья. Сегодня курганные погребения в Ингушетии, к сожалению или, возможно, к счастью, изучены крайне слабо. Никто не знает об исторической ценности холмов возле Барсуков, хотя легенды ходят самые разные. По одной из них, где-то здесь спрятан клад времен противостояния ингушей Чингисхану.
Барсукинская школа № 1 считается одной из самых красивых в республике. Она названа в честь известного уроженца села, большевика, основоположника ингушской государственности Идриса Зязикова. Он был первым руководителем Ингушской автономной области, активным сторонником того, чтобы Ингушетия оставалась самостоятельным регионом со столицей Владикавказом, за что и был подвергнут репрессиям. Он умер в 1938 году в тюрьме НКВД в Грозном.
О трагической судьбе Идриса Зязикова знают все жители Барсуков. Некоторое время во дворе местной школы стоял мемориал знаменитому земляку. Но в период террористических нападений в 2008 году памятник был разрушен.
Проезжая вдоль федеральной трассы «Кавказ» в районе Барсуков, сложно не заметить небольшое скопление машин, водители которых активно набирают воду в бутылки и канистры. Эта местность богата родниками. Вода в них всегда кристально чистая, холодная, вкусная и считается целебной — не хуже, чем в горах Джейраха. Местные жители благоустроили прилегающую к источникам территорию, так что воду удобно набирать из кранов.
На юге Барсуки граничат с другим селом — Гамурзиево, и тут есть родник, названный в честь устаза (духовного наставника) Кунта-Хаджи Кишиева.
Личность чеченского суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева известна и почитаема в Ингушетии. Именно его визит в Ингушетию в 1847 году сподвиг большую часть ингушей к принятию ислама. До этого многие оставались язычниками и поклонялись верховному богу Дялу. Говорят, Кунта-Хаджи был такой добрый и чуткий человек, что одно только общение с ним заставило ингушей обратить свой взор и сердце к мусульманству.
По преданию, когда устаз и его сподвижники поднялись на гору Дуан-гув (Гора молитвы) с намерением совершить молитву, они не нашли воды для омовения. Спутники Кунта-Хаджи хотели идти на поиски воды к близлежащим домам, но он, улыбнувшись, сказал: «Вот вода, никуда идти не надо». Он разрыл руками почву, и оттуда начал бить источник.
Шейх окончил свои дни в ссылке в Новгородской губернии. Есть мнение, что его учение о ненасилии оказало влияние на Льва Толстого.