Священные рощи есть не только у Юпитера или древних кельских богов. Если выехать из Владикавказа на запад, в сторону села Гизель, то через 30 километров, не доезжая до Алагира, по правой стороне увидите рощу размером с полкилометра практически идеально круглой формы. Для осетин Роща Хетага — это природный храм Уастырджи, Георгия Победоносца, выше которого в мире только Бог.
К этому памятнику природы, истории и сразу двух религий осетины приходят в день, когда в горах начинается жатва (по устоявшейся традиции — второе воскресенье июля) и наступает «Хетаджи барагбон» — День Хетага, чудесно спасшегося в роще от своих врагов. В минувшее воскресенье в этом сказочном месте собрались на праздник не менее десяти тысяч паломников.
Виртуально к ним присоединились десятки, если не сотни тысяч, пользователей Facebook, Twitter, «Вконтакте», WhatsApp и Telegram — кто-то праздновал, кто-то, как это часто бывает в соцсетях, спорил, как правильно праздновать один из главных дней осетинского календаря.
В Роще Хетага молятся о мире, процветании, единстве — считается, что молитвы, прозвучавшие в роще, доходят до Бога быстрее. Когда слушаешь старинные предания, рассказывающие о празднике, снова напрашиваются параллели с античностью: в этот день (как и во времена древнегреческих Олимпиад!) прекращалась любая вражда, осетины стремились использовать это время для примирения — между людьми, родами, народами.
Олимпийских состязаний здесь нет, но спортивная подготовка, как выясняется, не помешает. Единственный «вид спорта» в День Хетага — ритуальный танец симд. Он считается вершиной осетинской хореографии. Его исполняют, встав в круг и сомкнувшись живой цепью (и снова о греках: чем не критский сиртос? ну разве что круг там открытый). Мужской вариант этого танца — нартон симд, по преданию его танцевали богатыри-нарты. Этнографы описывают его как двухъярусный круговой танец вокруг костра, в котором принимали участие до двухсот молодых мужчин.
В этом году молодые осетины решили повторить в Роще Хетага самый трудный вариант нартон симд — выстроив вокруг рощи двухкилометровую «стену» в три яруса. И продемонстрировав тем самым единство осетинского народа. Благородная идея оказалась труднореализуемой: не нашлось необходимых трех тысяч танцоров, умеющих делать такой сложнейший трюк. Зато среди исполнивших другой старинный вариант этого танца — тымбыл симд (мужчины и женщины становятся в круг через одного) — были два весьма статусных танцора: Леонид Тибилов и Вячеслав Битаров, руководители Южной и Северной Осетии. Так что в каком-то смысле единство народа продемонстрировать все же удалось.
— Неудивительно, что обрядовый нартон симд сразу не удался, — говорит Олег Ходов, руководитель национального оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, занимающийся возрождением массовых осетинских танцев. — Двухъярусный, а тем более трехъярусный танец требует серьезной подготовки, иначе участники могут даже покалечиться. А вообще, идея отличная: ведь в танце наши предки молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. И мы обязательно станцуем симд в следующем году.
Так что, может быть, и правы были паломники, когда решиили отложить рекордный танец до следующего года и предпочли застолье с традиционными тремя осетинскими пирогами, шашлыком и осетинским домашним пивом (другие напитки здесь пить запрещено). Ведь и еда тут тоже не просто еда: в праздник в роще совершаются — и освящаются — жертвоприношения, а потом паломники делятся друг с другом приготовленной из жертвенных животных пищей. Да и пиво не просто пиво: говорят, во времена сказок и легенд, когда Дионису открылась тайна вина, где-то на Кавказе чудесная птица принесла секрет изготовления пива богатырям-нартам.
Но главное в День Хетага — это поклонению Богу. И симд — это не только танец, а ритуал-испытание (и снова об античном: греческие Олимпиады тоже были в первую очередь поклонением богам, лишь потом спортивными состязаниями). В этот день осетины поклоняются — в том числе через симд — Святому Георгию и тому самом Хетагу, в чью честь названы роща и праздник.
Одно из преданий гласит, что Хетаг — сын кабардинского князя, принявшего христианство, за что его стали преследовать родственники. Когда враги настигли Хетага, он попросил заступничества у Святого Георгия, и тогда от труднопроходимого леса отделилась роща и укрыла беглеца. Более прозаичная, но от того не менее фантастическая версия гласит, что Хетаг похитил невесту и благодаря помощи Уастырджи спасся в роще от ее родни.
Обе версии, конечно, невероятные, но пока нет другого объяснения появления загадочной Рощи Хетага. Загадкой остается не только ее форма, хотя и она тоже (где вы еще увидите естественный — а может, и не естественный — лесной массив круглой формы диаметром в полтора километра?). Сами деревья здесь — необычных для этой местности пород. Не меньшее удивление вызывает и то, что в горах есть поляна таких же размеров, на которой растут те же самые редкие деревья, что и в роще. Ученым еще предстоит сказать в этой истории свое слово и объяснить, как подобное могло случиться без вмешательства христианского святого или языческих богов.
Еще один животрепещущий для осетин вопрос: можно ли ездить к Роще Хетага женщинам. Известно, что изначально находиться в роще им запрещалось, но в Великую Отечественную войну женщины стали приходить туда молиться за воюющих сыновей, братьев и мужей, и с тех пор запрет перестал быть строгим. Правда, единства мнений на этот счет среди осетин нет, споры продолжаются по сей день. Как их решить — тоже одна из важных для осетин загадок священной рощи.
Дискуссия о статусе женщин в Роще Хетага и вокруг нее каждый год предсказуемо перекидывается в интернет. Вот и в этот раз кто-то очень недоволен фотографиями из рощи, где мало того что видно женщин, так они еще и «неподобающе одеты». А кому-то это не кажется из ряда вон выходящим.
И это не единственный водораздел, поляризующий осетинское общество в праздник единения. Считать ли, например, День Хетага христианским праздником (он ведь связан с чудом, совершенным Святым Георгием) или языческим, берущим начало в традиционных верованиях осетин? Или одно другому не мешает? Кто-то настаивает на искоренении всего языческого, кто-то готов оставить все как есть и совмещать языческое с христианским, кто-то согласен только на язычество и отвергает христианство (принесенное, кстати, сюда опять же греками).
Вопросы моды и стиля в контексте Дня Хетага обычно не обсуждались, разве что могли пройтись по дресс-коду Олега Ходова, который не разрешает на своих уличных мастер-классах во Владикавказе парням танцевать в шортах, а девушкам — в мини (им сразу выдают большой платок, чтобы прикрыться). Но на этот раз завсегдатаи соцсетей, которые, как известно, хорошо разбираются во всем, получили новый повод для дискуссий.
Вячеслав Битаров, глава республики, приехал в Рощу Хетага в дизайнерской рубашке от Лизы Габарати! Стилизованной под традиционную осетинскую рубашку — хадон! (Простите, опять античное, но… хитон?) Это затмило всё: и участие Битарова и Тибилова в ритуальном танце, и вопрос о женщинах в роще, и извечный спор о языческих корнях праздника. Лайки, репосты, комментарии. Как водится, кто-то за, кто-то — против.
Пользователи соцсетей резонно предсказывают, что дела у Лизы Габарати непременно пойдут в гору. Кто знает, может, через год в Рощу Хетага в хадоне с застежками из тесьмы вместо пуговиц придут не только Битаров с помощниками.