{{$root.pageTitleShort}}

Античные тени священной рощи

Языческий это праздник или христианский? Только мужской или и женский тоже? Почему не получился нартон симд? Осетия отметила День Хетага ритуальным танцем, молитвами и баталиями в соцсетях

Священные рощи есть не только у Юпитера или древних кельских богов. Если выехать из Владикавказа на запад, в сторону села Гизель, то через 30 километров, не доезжая до Алагира, по правой стороне увидите рощу размером с полкилометра практически идеально круглой формы. Для осетин Роща Хетага — это природный храм Уастырджи, Георгия Победоносца, выше которого в мире только Бог.

К этому памятнику природы, истории и сразу двух религий осетины приходят в день, когда в горах начинается жатва (по устоявшейся традиции — второе воскресенье июля) и наступает «Хетаджи барагбон» — День Хетага, чудесно спасшегося в роще от своих врагов. В минувшее воскресенье в этом сказочном месте собрались на праздник не менее десяти тысяч паломников.

Виртуально к ним присоединились десятки, если не сотни тысяч, пользователей Facebook, Twitter, «Вконтакте», WhatsApp и Telegram — кто-то праздновал, кто-то, как это часто бывает в соцсетях, спорил, как правильно праздновать один из главных дней осетинского календаря.

Нартон симд. Попытка первая

В Роще Хетага молятся о мире, процветании, единстве — считается, что молитвы, прозвучавшие в роще, доходят до Бога быстрее. Когда слушаешь старинные предания, рассказывающие о празднике, снова напрашиваются параллели с античностью: в этот день (как и во времена древнегреческих Олимпиад!) прекращалась любая вражда, осетины стремились использовать это время для примирения — между людьми, родами, народами.

В советское время День Хетага находился под запретом, праздновался не столь массово и фактически подпольно. Возрождение праздника началось в 1990 годы, его инициировали общественные организации. С 1994 года узаконен окончательно — указ о праздновании Дня Хетага подписал президент Северной Осетии.

Олимпийских состязаний здесь нет, но спортивная подготовка, как выясняется, не помешает. Единственный «вид спорта» в День Хетага — ритуальный танец симд. Он считается вершиной осетинской хореографии. Его исполняют, встав в круг и сомкнувшись живой цепью (и снова о греках: чем не критский сиртос? ну разве что круг там открытый). Мужской вариант этого танца — нартон симд, по преданию его танцевали богатыри-нарты. Этнографы описывают его как двухъярусный круговой танец вокруг костра, в котором принимали участие до двухсот молодых мужчин.

В этом году молодые осетины решили повторить в Роще Хетага самый трудный вариант нартон симд — выстроив вокруг рощи двухкилометровую «стену» в три яруса. И продемонстрировав тем самым единство осетинского народа. Благородная идея оказалась труднореализуемой: не нашлось необходимых трех тысяч танцоров, умеющих делать такой сложнейший трюк. Зато среди исполнивших другой старинный вариант этого танца — тымбыл симд (мужчины и женщины становятся в круг через одного) — были два весьма статусных танцора: Леонид Тибилов и Вячеслав Битаров, руководители Южной и Северной Осетии. Так что в каком-то смысле единство народа продемонстрировать все же удалось.

— Неудивительно, что обрядовый нартон симд сразу не удался, — говорит Олег Ходов, руководитель национального оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, занимающийся возрождением массовых осетинских танцев. — Двухъярусный, а тем более трехъярусный танец требует серьезной подготовки, иначе участники могут даже покалечиться. А вообще, идея отличная: ведь в танце наши предки молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. И мы обязательно станцуем симд в следующем году.

{{current+1}} / {{count}}

Так что, может быть, и правы были паломники, когда решиили отложить рекордный танец до следующего года и предпочли застолье с традиционными тремя осетинскими пирогами, шашлыком и осетинским домашним пивом (другие напитки здесь пить запрещено). Ведь и еда тут тоже не просто еда: в праздник в роще совершаются — и освящаются — жертвоприношения, а потом паломники делятся друг с другом приготовленной из жертвенных животных пищей. Да и пиво не просто пиво: говорят, во времена сказок и легенд, когда Дионису открылась тайна вина, где-то на Кавказе чудесная птица принесла секрет изготовления пива богатырям-нартам.

Загадки Рощи Хетага

Но главное в День Хетага — это поклонению Богу. И симд — это не только танец, а ритуал-испытание (и снова об античном: греческие Олимпиады тоже были в первую очередь поклонением богам, лишь потом спортивными состязаниями). В этот день осетины поклоняются — в том числе через симд — Святому Георгию и тому самом Хетагу, в чью честь названы роща и праздник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Волки ушли
Дидойский карнавал — радость местных мальчишек и находка для этнографов — не проводится уже восемь лет. Уникальная традиция висит на волоске. Оборвется — и в мире станет немного меньше прекрасного

Одно из преданий гласит, что Хетаг — сын кабардинского князя, принявшего христианство, за что его стали преследовать родственники. Когда враги настигли Хетага, он попросил заступничества у Святого Георгия, и тогда от труднопроходимого леса отделилась роща и укрыла беглеца. Более прозаичная, но от того не менее фантастическая версия гласит, что Хетаг похитил невесту и благодаря помощи Уастырджи спасся в роще от ее родни.

Обе версии, конечно, невероятные, но пока нет другого объяснения появления загадочной Рощи Хетага. Загадкой остается не только ее форма, хотя и она тоже (где вы еще увидите естественный — а может, и не естественный — лесной массив круглой формы диаметром в полтора километра?). Сами деревья здесь — необычных для этой местности пород. Не меньшее удивление вызывает и то, что в горах есть поляна таких же размеров, на которой растут те же самые редкие деревья, что и в роще. Ученым еще предстоит сказать в этой истории свое слово и объяснить, как подобное могло случиться без вмешательства христианского святого или языческих богов.

Еще один животрепещущий для осетин вопрос: можно ли ездить к Роще Хетага женщинам. Известно, что изначально находиться в роще им запрещалось, но в Великую Отечественную войну женщины стали приходить туда молиться за воюющих сыновей, братьев и мужей, и с тех пор запрет перестал быть строгим. Правда, единства мнений на этот счет среди осетин нет, споры продолжаются по сей день. Как их решить — тоже одна из важных для осетин загадок священной рощи.

А если отметить праздник стильно?

Дискуссия о статусе женщин в Роще Хетага и вокруг нее каждый год предсказуемо перекидывается в интернет. Вот и в этот раз кто-то очень недоволен фотографиями из рощи, где мало того что видно женщин, так они еще и «неподобающе одеты». А кому-то это не кажется из ряда вон выходящим.

И это не единственный водораздел, поляризующий осетинское общество в праздник единения. Считать ли, например, День Хетага христианским праздником (он ведь связан с чудом, совершенным Святым Георгием) или языческим, берущим начало в традиционных верованиях осетин? Или одно другому не мешает? Кто-то настаивает на искоренении всего языческого, кто-то готов оставить все как есть и совмещать языческое с христианским, кто-то согласен только на язычество и отвергает христианство (принесенное, кстати, сюда опять же греками).

Вопросы моды и стиля в контексте Дня Хетага обычно не обсуждались, разве что могли пройтись по дресс-коду Олега Ходова, который не разрешает на своих уличных мастер-классах во Владикавказе парням танцевать в шортах, а девушкам — в мини (им сразу выдают большой платок, чтобы прикрыться). Но на этот раз завсегдатаи соцсетей, которые, как известно, хорошо разбираются во всем, получили новый повод для дискуссий.

{{current+1}} / {{count}}

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, руководитель общественной организации «Стыр Ныхас» Борис Басаев и врио главы Северной Осетии Вячеслав Битаров.

Врио главы Северной Осетии Вячеслав Биртаров и руководитель администрации главы республики Рустем Келехсаев

Вячеслав Битаров, глава республики, приехал в Рощу Хетага в дизайнерской рубашке от Лизы Габарати! Стилизованной под традиционную осетинскую рубашку — хадон! (Простите, опять античное, но… хитон?) Это затмило всё: и участие Битарова и Тибилова в ритуальном танце, и вопрос о женщинах в роще, и извечный спор о языческих корнях праздника. Лайки, репосты, комментарии. Как водится, кто-то за, кто-то — против.

Пользователи соцсетей резонно предсказывают, что дела у Лизы Габарати непременно пойдут в гору. Кто знает, может, через год в Рощу Хетага в хадоне с застежками из тесьмы вместо пуговиц придут не только Битаров с помощниками.

Мадина Сагеева, Руслан Салахбеков

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звезда чеченской эстрады: «Быть артисткой на Кавказе не просто. Иногда отвечаешь за целый тейп»

Ее песни звучат на свадьбах и торжествах по всему Кавказу, а гастроли расписаны на несколько месяцев вперед. Певица Макка Межиева — о хиджабе, русских песнях, хейтерах и борьбе за свой выбор

«Костюм — это доспехи сильной женщины». Как бренд сестер из Осетии покорил Наталью Водянову и Сати Казанову

В нарядах Z’KOD красовались модели мирового уровня, певицы и даже принцесса Саудовской Аравии, а костюмы-тройки, культовые для бренда из Владикавказа, стали символом женственности и свободы