Событие
Оползень-Юрт
6 июля, 2016
3137
В такие моменты кажется, что потеряно всё: крыша над головой, имущество, нажитое за всю жизнь. Но потом тебе за две недели строят новый дом — лучше, чем был. Опыт оперативного строительства в Чечне

Это случилось в один из первых дней священного месяца Рамадан, 9 июня. Ничто, как говорится, не предвещало, жители селения Ца-Ведено прожили еще один день поста и готовились встречать новое утро новой молитвой. Все как всегда, разве что шли необычно сильные дожди. И вдруг среди ночи дома поползли вниз.

Наутро после оползня выяснилось, что 22 семьям теперь негде жить. Вердикт специалистов — дома восстановлению не подлежат. На следующий день было решено строить для них новое жилье. Подобное происходит не в первый раз, отстраивали у нас в стране и целые города — тот же Ленск в Якутии. Но опыт Чечни стоит особняком: не прошло и половины Рамадана, как был готов под ключ целый поселок. Уложились в 13 дней. «Под ключ» — это значит с коммуникациями, мебелью, бытовой техникой и велосипедами для детей.

Пилотный поселок

Первое, что бросается в глаза при въезде в поселок, — облагороженные территории вокруг домов. Нет ожидаемых куч песка и других стройматериалов, как это бывает во время стройки и сразу после нее. По поселку беззаботно бегают дети — жизнь идет своим чередом. Трудно поверить, что месяц назад здесь ничего не было. Все выглядело бы так, будто люди здесь живут давно, если бы не отсутствие деревьев — они не вырастают за 13 дней по команде. Времени прошло слишком мало, даже трава на газонах не успела прорасти.

Поселок состоит из одной асфальтированной улицы, на ней расположились 17 домов — около 3 гектаров жилой застройки. Семьи, жившие в остальных пяти разрушенных домах, выбрали другой вариант переезда — четырехкомнатные квартиры в Грозном.

Каждый дом в поселке, помимо жилой части, имеет пристроенный навес — обязательный атрибут большинства домов в Чечне. Строители позаботились, чтобы он был и в этих домах.

Поселок построили не в самом Ца-Ведено, а в нескольких километрах от него, на окраине районного центра — села Ведено. Для строительства нашли в горах более или менее ровную местность.

Стоит ли говорить, что стройка велась в условиях практически неограниченных ресурсов. Финансирование шло из Фонда Ахмата Кадырова. На месте круглосуточно работал организованный властями республики штаб, контролировавший буквально каждое действие строителей — те трудились, без преувеличения, не покладая рук: в три смены, без остановки. Потому и удалось отстроить поселок так быстро.

Опыт такого «скоростного строительства» чеченским специалистам уже пригодился еще раз — неделю назад по такой же схеме возведен поселок из 12 домов в Новом Беное, который тоже попал под оползень. Удалось даже побить рекорд Ца-Ведено и построить его за 12 дней. На очереди новые поселки — оползни и наводнения затронули многие села Веденского, Гудермесского и Ножай-Юртовского районов, жилья лишились десятки семей.

А корову, наверное, придется продать

120 квадратных метров: две спальни, гостиная, кухня, ванная комната. Новый дом Нурида Расуловича, одного из самых великовозрастных жителей нового поселка. Дом кирпичный — не стоит думать, что здесь сборно-щитовые домики, раз их удалось так быстро построить. Все комнаты обставлены новой мебелью и бытовой техникой. Что до внутренней отделки, то о такой, по словам новоселов, они в прежних домах и не мечтали.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кармадон. Затаившийся ледник
О том, как ожидаемый сход ледника стал полной неожиданностью, о мистических совпадениях в трагической судьбе съемочной группы Бодрова, о нечеловеческой силе стихии — говорят ученые, спасатели, поэты

— Со следующего года обязательно начнем сажать! — Нурид Расулович с энтузиазмом показывает на свежевспаханный участок. Нашлось здесь место и для огорода.

Ему 67 лет, всю жизнь проработал строителем, выезжая на заработки в разные уголки страны. До недавнего времени жил в Грозном. В село приехал не от хорошей жизни.

— Лет шесть назад в результате инсульта у меня парализовало правую часть тела, и я решил с женой перебраться в отцовский дом, в родное село Ца-Ведено, — рассказывает он. — С нами живет и младший сын с женой и тремя детьми.

Когда оползень разрушил отцовский дом, казалось, что беды продолжают преследовать семью, которой теперь еще и негде жить. В этом году, говорит глава семейства, дожди были сильные, ничего подобного старожилы припомнить не могут. Оползень начался посреди ночи. Это, конечно, стало неожиданностью, но поначалу все шло медленно, потому никто и не пострадал — люди успели выйти из домов и перебраться к соседям, в безопасную зону.

— Самое интересное, что дом мой разрушило, а вот прилегающий участок, где мы держали корову, остался невредим. Она до сих пор там, соседи за ней ухаживают, теперь подумываю ее продать.

Но остальное имущество потеряно, родного дома больше нет. Трагедия — другим словом это не назовешь. Но не прошло и месяца, и один из внуков Нурида Расуловича уже весело катается на велосипеде по двору нового дома.

— Это тоже подарок, как и дом: во время новоселья всем ребятишкам подарили велосипеды, — объясняет хозяин дома.

Невестка говорит, что, по ее наблюдениям, детям тут нравится больше, чем на прежнем месте: больше места для игр, да и вообще здесь ровно, а не крутые склоны. Говорит, дети быстро успели привыкнуть к новому месту — так всегда бывает с чем-то лучшим.

— Магазин недалеко, до первого сентября рядом обещают построить школу — что еще нужно?

Это вам не каменные джунгли

— Понимаете, когда случается такая трагедия и люди в одночасье остаются без всего, только чудо может исправить ситуацию, — это уже другая жительница поселка, Адаш Абдуразакова. — Именно оно с нами и случилось.

Многие жители Ца-Ведено, говорит она, въехали в новые дома, даже не успев до конца осознать и почувствовать утрату.

— Поверьте, прежний дом у меня был намного скромнее, а такую отделку и мебель я вряд ли смогла бы себе позволить в ближайшем будущем.

По поводу варианта с квартирой в Грозном — было ведь и такое предложение оползневикам — отвечает с улыбкой:

— В середине прошлого века наш народ выселяли с родных земель, но при первой же возможности наша семья вернулась в родные горы, где не было благ цивилизации, а у некоторых был разрушен дом. Неужели вы думаете, что сейчас, имея все необходимые условия и опыт, я променяю этот утопающий в зелени и до боли мне близкий край на каменные джунгли?

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мэр Грозного: «Каждая улица кажется мне особенной»
Хас-Магомед Кадыров — о районе Путина, новой церкви, лучших туристических локациях города и миллиардах Wildberries
Едем кататься. Обзор всех семи горнолыжных курортов Северного Кавказа
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
Новые вызовы журналистики. Что обсуждают на международном медиафоруме «PRO Кавказ» во Владикавказе
Более 400 экспертов, журналистов федеральных и региональных СМИ собрались в столице Северной Осетии, чтобы поговорить о трансформации медиасферы
«Опыт вслушивания в территорию». Что смотреть на фестивале современного искусства «Аланика»
Работы современных художников были представлены в малых музеях Северного Кавказа, а теперь их можно увидеть во Владикавказе
«Песни ветра» на Татарском городище. Как прошел фестиваль этнической музыки в Ставрополе
В День народного единства гостей фестиваля ждали народные мелодии, мастер-классы и спортивные игры. Все самые яркие моменты — в нашем фоторепортаже
Звезда чеченской эстрады: «Быть артисткой на Кавказе не просто. Иногда отвечаешь за целый тейп»
Ее песни звучат на свадьбах и торжествах по всему Кавказу, а гастроли расписаны на несколько месяцев вперед. Певица Макка Межиева — о хиджабе, русских песнях, хейтерах и борьбе за свой выбор
Полная версия