Владикавказ считается культурной столицей Северного Кавказа: музеи, выставки и, конечно же, театры. Академические, драматические, музыкальный, кукольный… Сегодня в столице Северной Осетии семь профессиональных театров с самыми разными спектаклями, балетными и оперными постановками, концертами. Некоторые можно увидеть только во Владикавказе.
Исторический вид фасада Академического русского театра имени Вахтангова, одного из первых театров на Юге страны, восстановили несколько лет назад. Профессиональные реставраторы из Владикавказа и Москвы раскрывали многочисленные штукатурные, покрасочные слои, обновляли кирпичную кладку.
Сейчас фасад выглядит так же, как и в начале XX века. Сам театр с первых же дней стал популярен среди горожан. Именно на его сцене начинали творческий путь Евгений Вахтангов, Михаил Булгаков и Коста Хетагуров. Радует зрителей он и сегодня. Одна из последних премьер — спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского. Это сказочная, но в то же время глубокая, трагическая история, в которой задействована почти вся труппа — полсотни человек. Заядлые театралы отмечают: такого Островского публика точно не видела. Поражает не только авторское прочтение, но и подход: в спектакле используют современные технологии, благодаря чему сцена в буквальном смысле играет новыми красками.
Премьерами радует и осетинский театр. Самая яркая — номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» спектакль «Король Лир». Шекспир в осетинском прочтении звучит ярко и необычно. Рекомендуем также премьерную инсценировку бессмертного произведения Э. Л. Войнич «Овод» в постановке молодого, но уже известного режиссера Эльдара Трамова. У зрителей есть возможность разглядеть под маской главного героя благородную натуру человека, по-прежнему верного идеалам юности.
Но не стоит расстраиваться, если не получилось раздобыть билет на классику. В репертуаре театра — более 30 разнообразных спектаклей. Есть и мюзикл: музыкальная версия романа Ильфа и Петрова на осетинском языке «12 стульев». Крылатые фразы узнаваемы даже в переводе, произведение не потеряло своего тонкого юмора. Среди премьер нового сезона — комедийный спектакль «Чернокожий» и психологическая новелла «Загляни в свое сердце», поставленные по пьесам одного из самых востребованных современных драматургов республики Асахмата Айларова. Эти спектакли передают национальный колорит и погружают в аутентичную атмосферу.
Еще одна громкая премьера, но уже в филиале Мариинского театра в Северной Осетии — балет «Фатима» по одноименной поэме Коста Хетагурова — поставлен в память о композиторе и пианистке Жанне Плиевой. Автором идеи и художественным руководителем проекта выступил Валерий Гергиев. Одна из изюминок — непривычные для балета национальные костюмы. Но главное, конечно же, музыка. Необычная, космическая. Работа над записью симфонической версии балета «Фатима» была долгой. Партитура существовала в виде рукописи, только на ее разбор ушло семь месяцев, после чего специалисты занимались оцифровкой. Постановщик и главный балетмейстер филиала Мариинского театра в Северной Осетии Валерий Суанов назвал проект сложнейшим за всю свою практику. Но, надо признать, творческой команде удалось гармонично вплести национальную хореографию в балетную эстетику.
После капитального ремонта открылся единственный в России государственный конный театр «Нарты». Выступлений не так много, но все проходят с аншлагом. Каскадерские трюки, джигитовка и глубокое погружение в произведение. Здесь каждая история обретает свое прочтение, характер и восхищает и детей, и взрослых. Сейчас на сцене идет уже полюбившаяся сказка «Али-баба и разбойники». Красочные декорации, оригинальные костюмы, завораживающие танцы, зрелищные номера конной труппы и неожиданная концовка. Зрители же не просто наблюдают за происходящим, а помогают главному герою проверить на прочность веревку Али-Бабы и открыть волшебную пещеру.
Если времени на спектакль нет, а прикоснуться к прекрасному хочется, стоит посетить Дом Вахтангова. Экспозиция открыта ежедневно, кроме вторника. В нее входят личные вещи режиссера, мебель того времени, фотографии — многое ранее не выставлялось. Например, мундштук Вахтангова, который передала праправнучка режиссера, или старинный патефон конца XIX века. Сейчас он отреставрирован и находится в рабочем состоянии. Кому принадлежал, установить не удалось, но так как сердце Вахтангова всегда было наполнено музыкой, создатели музея решили, что патефон определенно должен звучать и в Доме Вахтангова.
Кстати, доноситься музыка может и из арт-кафе. Концерты, творческие вечера, спектакли проходят почти каждый вечер. Мест мало, билеты раскупают быстро, поэтому с афишей лучше знакомиться заранее.