Во Владикавказе распахнулись двери Дома Евгения Вахтангова. На втором этаже здания на Армянской, 2 в интерьерах с мебелью и предметами дореволюционной эпохи выставлены экспонаты, связанные с жизнью режиссера. На первом этаже находится арт-кафе, сцену которого 3 мая откроют Евгений Князев с моноспектаклем «Пиковая дама» и Юлия Рутберг с программой «Кабаре „Бродячая собака“». В течение недели, до 8 мая, в арт-кафе пройдут вечера и других вахтанговских артистов.
— Мы не хотели, чтобы это был просто музей. Нам важно, чтобы сюда приходили на мероприятия, где будут играть музыку, читать стихи, выходить на сцену артисты. Нам важно, чтобы Дом влиял на культурную карту Владикавказа, чтобы все то новое, что мы привносим, брали на вооружение осетинские театры, — рассказывает Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. — Теперь наша главная задача, чтобы Дом не был памятником самому себе, а жил активной творческой жизнью.
Черепицу собирали по всей республике
Открытие прошло под лозунгом «Вахтангов. Путь домой». Крок объясняет: название выбрано не случайно.
— Владикавказ повлиял на Евгения Вахтангова — его сформировал бурлящий Терек, Столовая гора. Он ходил по этим переулкам, смотрел на эти дома, дышал этим воздухом. Сначала Вахтангов проделал путь из дома, чтобы стать реформатором театра. Его фамилия называется в одном ряду со Станиславским, Немировичем-Данченко и Мейерхольдом. Теперь он возвращается домой — мы возвращаем ему дом.
Идеей вдохнуть в здание жизнь Крок загорелся, когда в 2015 году увидел печальное зрелище. Дом в историческом центре Владикавказа был в аварийном состоянии, и от сноса его спас лишь факт, что Вахтангов здесь родился и провел первые 20 лет жизни.
После расселения квартир и технической проверки выяснилось, что сохранить можно лишь три внешние стены, а внутри придется все сносить и строить заново. К творческому осмыслению интерьеров удалось приступить лишь после укрепления фундамента и зажима внешних стен в тиски.
— Нашей целью было сохранить все, что можно. Мы реставрировали все находки, например старинную дверь, которая была замурована в стене. При укреплении фундамента отыскали подкову — теперь она часть экспозиции. Надеялись, что найдем хоть кусочек оригинальной краски или обоев и увидим, каким дом был изначально. Ведь фотографий интерьеров не сохранилось, только описания Вахтангова. Увы, находки относились к советскому периоду, поэтому мы были свободны в плане исторической реконструкции. Ее делал художник Максим Обрезков, — делится Кирилл Крок.
Реставрацией занималась владикавказская компания «СКИФОС-РСК». По словам директора Петра Павлова, самым сложным было уложиться в сжатые сроки.
— Главной из поставленных задач стало сохранить исторические фасады. Работа предполагала вычинку и докомпановку кладки, для чего мы использовали кирпич той эпохи со штампом завода барона Штейнгеля и Грозмани. Благо, у нас есть свой фонд с дореволюционным кирпичом.
До наших дней дошли также ворота и шесть окон. Оригинальные отреставрировали и по их образцу создали из лиственницы новые. Сохранилась и часть черепичной кровли. Материал для ее восстановления искали по всей Северной Осетии.
— Черепицу собирали в домах под снос и выкупали у людей, у которых она просто лежала в сарае. Под черепицей той эпохи — «современный пирог» — защитные материалы, которые не видны. В этом и есть смысл истинной реставрации: сохраняя подлинное, применить современное, — делится Петр Павлов.
Ни одного не осмысленного сантиметра
Кирилл Крок лично взбирался на леса, когда приезжал проверять фасад. Директор театра признается: хотел потрогать каждый кирпич.
— Мне это дало какую-то необыкновенную жизненную силу, потому что я прикасался к великой человеческой истории, — говорит Крок. — Эти два с половиной года мы не экономили ни копейки — старались купить лучшие предметы быта того времени и антикварную мебель, привезли все, что имело отношение к Вахтангову.
Среди экспонатов — два десятка артефактов, связанных с жизнью режиссера. Например, папка с портретами друзей-гимназистов, театральными программками и написанными от руки билетами. Крок рассказывает: папку 20-летний Вахтангов взял с собой в Москву, и вместе с ним она путешествовала по съемному жилью, затем поселилась в полученной квартире в Денежном переулке, а спустя полвека после смерти режиссера — в архиве музея его театра.
— И вот все эти программки, билеты и фото через 120 лет я привожу обратно в Дом Вахтангова. Так замыкается жизненный круг, — добавляет Крок.
Еще четыре фото и мундштук Вахтангова передала приехавшая на открытие его правнучка Дина. Другой артефакт появился благодаря местной жительнице, рассказывает искусствовед, помощник директора Дома Вахтангова Мадина Атаева.
— Женщина, по имени Белла Пашкова, принесла нам молочник, подаренный ее прабабушке матерью Вахтангова. Для семьи Беллы этот маленький предмет был важной реликвией, связывающей ее и с семьей Вахтангова, и с историей нашего города, дух которого сформировал режиссера.
В свою очередь, дух театра Вахтангова в его родном Владикавказе удалось передать благодаря таланту Максима Обрезкова, добавляет Мадина Атаева. Художник создал не просто музейное, а театральное пространство, где нет ни одного не осмысленного сантиметра. Итог долгого пути к открытию подводит и Кирилл Крок.
— Это долг, который мы должны были выполнить перед Вахтанговым. Весь коллектив театра — каждый вахтанговец, каждый артист — сделал то, что должен был сделать: вернули Вахтангову дом.