Рестбол появился три года назад и стал настоящим открытием в спортивном мире. Кадры с первого шоу не оставили равнодушным никого — игра набрала бешеную популярность не только в России, но и за рубежом. Станет ли рестбол олимпийским видом и кто в него играет лучше всего, рассказал один из отцов нового спорта, президент Международной лиги рестбола Алан Магомадов.
— У нас довольно необычная, интернациональная компания друзей-основателей: осетин Маирбек Хостикоев, грек Христофор Калогеропуло и мы с братом Али — чеченцы. Мы все занимались спортом и часто наблюдали за тренировками борцов. И по ним, и по себе знали про разминку с баскетбольным мячом. Такую тренировку называют борцовским регби или дагестанским баскетболом.
Мы с ребятами подумали, что если это все красиво упаковать: придумать название, написать правила, создать лигу, то игра будет очень зрелищной. Мы назвали проект «рестбол» - от английских слов wrestling и ball, борьба и мяч. Чтобы проверить, зайдет ли это зрителям и самим спортсменам, провели тестовую игру-прототип. Собрали медийных, знаменитых борцов, с некоторыми мы сами дружили, других подтянул Дзамболат Тедеев (тогда главный тренер сборной России по вольной борьбе. — "ЭК"). И в первой же игре в декабре 2021 года у нас выступали такие звезды, как Заурбек Сидаков, Абдулрашид Садулаев, Аббас Гаджиев.
Нам надо было увидеть, рабочая ли это схема. В процессе дали немного трэш-тока, ребята потолкались, все это снимали на камеры телефонов, даже не было профессиональной съемки. Когда игра прошла, мы просто залили видео на свои нулевые аккаунты в соцсетях, а они сразу начали набирать бешеные просмотры. Так мы поняли, что это работает и надо делать не «закрытую вечеринку», а что-то масштабное.
— Я близко знаком с парнями из борцовского мира и мира поп-ММА. Начал предлагать провести игру между профессиональными борцами и бойцами ММА. И все неожиданно стали подтягиваться. Тогда мы оформили все, как положено: пиарили турнир в соцсетях, устраивали вызовы, качали противостояние, записывали разговоры спортсменов. Все они были медийные — и к их назревавшему якобы конфликту было много интереса.
В итоге на матч на «ВТБ-арене» в июле 22-го пришло пять тысяч зрителей. Это была очень яркая, эмоциональная и нашумевшая игра. Мы словили сумасшедший хайп, и уже нельзя было остановиться.
Видео с игры залетели не только в России, но и на Западе. Наш ролик запостил даже легендарный рэпер Снуп Дог. Не говоря уже обо всех спортивных иностранных СМИ. В общей сложности просмотры перевалили за миллиард. Все были в шоке от нового дерзкого вида спорта, который изобрели в России. Примерно 70% нашей аудитории сегодня — за рубежом. И ни аналогов, ни конкурентов у нас нет.
После первой игры к нам начали поступать заявки от обычных спортсменов, не очень популярных. Их не пугает, что это новый вид спорта. Они все присоединяются, потому что им нравится, как мы это делаем. Ребят даже не интересует призовой фонд — они просто хотят выиграть.
Еще одной нашей целью было объединить разные виды спорта. И сейчас у нас играют борцы, боксеры, самбисты, дзюдоисты, регбисты. И все могут отлично проявить себя в рестболе. Как и любой человек, который спортивно развит, живет спортивным режимом. Даже девушки уже собрались в команду. Всего в нашей лиге 16 российских и 16 международных команд, то есть 480 спортсменов в России и за рубежом.
— Правила? Мы их придумывали вчетвером на ходу, а Христофор все собрал и расписал. Игра проходит на матах и начинается не с броска мяча, а с борцовского поединка. Матч состоит из трех 10-минутных периодов. Если ничья — назначается дополнительное время.
Кольца мы опустили на 2,7 метра — борцы ведь не баскетболисты и не могут делать красивые броски на классической высоте. Но сейчас закидывают зрелищно.
На площадке есть «чистые» и «грязные» зоны, где можно касаться игрока и где нельзя. Но главная фишка рестбола — борцовский бросок. Этот прием я придумал спонтанно. Когда смотрел разные игры, я понял, что в наших правилах чего-то не хватает. Нужно что-то, что будет держать людей в напряжении. Так появился скрытый рестлер. Он есть в каждой команде, заранее записан у арбитра, но соперники не знают, кто именно. Этот игрок один раз за период может бросить противника на мат борцовским приемом и заработать два очка. И тем самым переломить ход игры или выиграть добавочное время. Эта опасность держит игроков в тонусе: они понимают, что в любой момент их могут атаковать.
— Среди наших игроков практически нет баскетболистов. Мы пытались привлечь некоторых, но они не соглашаются. Считают, что их там «поломают». Но у нас выступают братья Колесниковы, например. Эти двое — и баскетболисты, и борцы.
У нас есть даже хейтеры. Их мало, но они умудряются жаловаться где-то в комментариях. Основная претензия — травмоопасность рестбола. Но за все игры у нас было всего две или три травмы: растяжение и вылетевшее колено. Это может случиться отдельно и в борьбе, и в баскетболе, и в ММА.
Для нас важен элемент шоу — это неотъемлемая часть игры. Приглашаем звезд, развлекаем зрителей на паузах и в перерывах, выбираем лучшие арены, ведем статистику, делаем все на высоком уровне.
По части финансирования это полностью самостоятельный проект. Есть спонсорская поддержка, но в основном все мероприятия мы проводим за свой счет. Многие интересуются, делают предложения, но пока мы не готовы работать на тех условиях, что нам предлагают. На все нужно время. Главное, чтобы были те, кто верит в этот проект.
— Мы хотим сделать чемпионат среди ведомств Минобороны и сейчас активно продвигаем эту идею. Многие видели наши матчи и были впечатлены, им понравилось.
В планах также провести турниры на Кавказе — в Грозном, Махачкале, Владикавказе. У нас есть команды из этих регионов, и если кто-то из них выйдет в финал чемпионата, то можно провести игры там. Думаю, собралась бы огромная аудитория. Хотя не могу сказать, что в рестболе больше кавказцев. У нас есть только русские команды, только туркменские, только осетинские, татарские, хотя в основном все смешанные.
Сегодня рестбол популярнее, чем борьба. Я делаю такой вывод, исходя из его узнаваемости, количества просмотров, заявок, поступающих к нам со всего мира. Мы не хотим заменить борьбу, но собираемся стать олимпийским видом спорта. Для этого может потребоваться много времени. Может, это вообще будет не при мне, а при моих детях, например. Но это наша цель — рестбол будет частью Олимпиады!