Семейный театр «Добрый жук» — первый частный театр кукол в Ставропольском крае. Художественный руководитель Наталья Ледовских рассказала о работе с особенными детьми и о том, как за 11 лет удалось пройти путь от выездных спектаклей с домашними репетициями до уникального социального проекта.
У Натальи Ледовских 20-летний стаж. Больше половины этого времени она проработала артистом в краевом театре кукол, у которого в те годы еще не было собственной сцены — труппа работала в приспособленных помещениях. В 2010 году брат Натальи Кирилл предложил создать свой театр, а мама Галина Дмитриевна идею поддержала.
— Как театр мы существовали с 2010 года, сделали спектакль «Рождественский вертеп», играли его в детских домах, социальных центрах. Спектакль был, а помещения не было, и, чтобы он существовал, мы решили играть его на благотворительных началах. Потихоньку делали спектакли, репетировали их у мамы дома, — рассказывает Наталья.
В 2013 году «Добрый жук» обрел собственную сцену. Творческий процесс пришлось ставить на коммерческие рельсы.
— По всем законам жанра театр всегда невыгодное предприятие. Тогда в стране были единицы частных театров, даже спросить было не у кого, как все это должно существовать. Работали как могли: дни рождения проводили, весь спектр услуг, которые можно было предоставить в этой сфере, все делали, — отмечает худрук.
В первый год работы театра артистке Наталье Ледовских пришлось освоить сразу несколько профессий. От управленца до декоратора и мастера по изготовлению кукол.
— Сейчас, когда смотришь со стороны на все это — страшно, а когда находишься в ситуации, то просто планомерно работаешь. Самовыражаться и до этого была возможность, но здесь по-другому. Там ты актер, а здесь воплощаешь в себе все: спектакль выставить, репетировать, кукол сделать, полы помыть. Но все это в удовольствие, и ты понимаешь, что это твое дело, и делаешь это ты для себя, — поясняет Наталья.
Небольшая труппа за время существования театра изменилась не сильно. Команда «жуков» держится вместе.
— Внешне мы, наверное, не соответствуем привычному образу актера, но в этом и изюминка театра. Даже на фестивале в Москве, где сложно кого-то удивить, забавно комментировали: «Приехали какие-то креативные ребята, а худрук у них вообще с красными волосами и наполовину лысая». Но в этом есть жизнь, здесь люди нестандартные работают, — смеется художественный руководитель, правда, теперь уже не с красными волосами, хотя по-прежнему с нетипичной для театрального работника стрижкой.
Одним из новшеств «Доброго жука» в свое время стали мастер-классы. Зрителей интересовала закулисная жизнь: создание кукол, декораций, постановки. Театру новая форма работы позволяла получить дополнительный доход. Через год после появления собственной сцены труппу пригласили со спектаклем в Психологический центр города Михайловска (Ставропольский край). Среди маленьких зрителей были и дети с особенностями развития.
— Все очень хорошо прошло, педагоги даже сами не ожидали. Нам говорили, что дети не высидят 35 минут: для них это тоже был первый опыт с кукольным театром, но оказалось, что все сработало. После этого нас позвали на мастер-класс — дети стали включаться в работу, стали внимательнее, усидчивее, — рассказывает Наталья.
Спектаклем и мастер-классом дело не закончилось. Руководитель центра предложила создать театральную студию.
— Я отнекивалась, у меня не было близкого опыта работы с особенными детьми, я не психолог. При договоренности, что психологи тоже будут присутствовать, мы разработали программу, основанную на упражнениях для артистов-кукловодов. Это упражнения на пластику кистей рук, на мелкую моторику, логопедические упражнения. Через полгода мы увидели плоды, эффект увидели и родители. Мы сделали с ребятами спектакль, — поясняет художественный руководитель.
Так Наталье опять пришлось осваивать новое направление работы. Актриса слушала лекции и изучала литературу по психологии.
— У нас в стране работы с особенными детьми в таком формате практически нет, и опыта почти никакого нет. В 2018 году центр меня отправлял на стажировку в Москву, приезжали специалисты из Швеции. Со всей России приехали человек 50. Я хотела узнать, как и кто работает, оказалось, что никто такого не делал. В итоге им было интересно уже то, как мы работаем, — рассказывает Наталья.
Студия в Михайловске существует до сих пор. Многие воспитанники, повзрослев, сами помогают заниматься с новичками.
— Сейчас определенный опыт уже есть: когда начинается занятие, я могу примерно понять, как с каким ребенком работать. На занятиях и психуют, и жалуются, говорят: «Я устал». Но это занятие, и через этот труд идет движение. Самый главный посыл — не относиться к ним как к особенным, и это детей сразу подкупает. Ребенок понимает степень ответственности, что он имеет здесь какой-то вес, — делится представитель театра.
Работа в Михайловске запустила цепную реакцию: о сотрудничестве узнали в других социальных учреждениях, труппу начали приглашать в разные города и села. Театр присоединился к волонтерским проектам, а в 2021 году «Добрый жук» выиграл грант президентского Фонда культурных инициатив. Господдержка позволит артистам подготовить два адаптированных спектакля, создать документальный фильм о своей программе реабилитации и, что в театре называют самым важным, проехать с мастер-классами по Ставрополью.
— Два года назад мы работали в волонтерском проекте, играли спектакли в самых отдаленных уголках края. Актеры возвращались с квадратными глазами. Их приезд для детей был сродни появлению летающей тарелки. Когда мы поняли, что получили грант, наш арт-директор Евгения сразу сказала, что нужно возвращаться туда, собирать социальные группы и работать. Важно охватить всех, — рассказывает Наталья.
Мастер-классы театра включают в себя упражнения, работу с куклами и их изготовление. Детям дают и самим поуправлять куклами.
— Для них это самое крутое. Иногда они показывают очень интересные этюды, включается творческое мышление. Мы привозим заготовки, и дети сами делают кукол: планшетная кукла из поролона и цветная теневая кукла из пластика. После делают маленький спектакль или сами выходят и представляют свою куклу, ее историю, — перечисляет артистка.
Выступление со сделанной своими руками куклой превращается в отдельный элемент реабилитации: общество не всегда принимает детей с особенностями.
— Из-за этого возникает неуверенность в себе, страхи и так далее. Здесь в игровой форме в знакомой обстановке ребенок выходит на импровизированную сцену, в опосредованной форме происходит адаптация. Дети становятся социально активными, ребенок может выражать свои эмоции — это способствует налаживанию отношений в детском коллективе, повышается работоспособность в учебе, — рассказывает представитель театра.
Помимо детей с особенностями развития артисты занимаются с ребятами, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Волшебство театра помогает и тем, кто редко видел любовь и заботу в своей семье.
— У них есть определенная форма общения, которая для них является нормой: чтобы на них кричали, ругали, чтобы они были плохими. Сегодня мальчик половину занятия пытался вывести меня на понятную ему эмоцию. Максимально пытался разрушить все, что можно, не хотел заниматься. Я спокойно начала с ним разговаривать, как со взрослым человеком. К концу занятия он начал делать все, а потом заявил: «Еще хочу». Из озлобленного волчонка он превратился в человека, с которым можно разговаривать по-взрослому. Если это зернышко укоренится, значит, все не зря, — делится Наталья.
«Добрый жук» готов делиться наработками со всеми и для этого запускает запускает канал с упражнениями на YouTube. Художественный руководитель уверена: заниматься можно и нужно всей семьей, включая бабушек и дедушек. Упражнения помогают не только детям пробуждать свои возможности, но и пожилым людям дольше сохранять ум гибким и ясным.
— Мы работаем над пластикой рук, мелкой моторикой, плюс логопедические упражнения — это целый комплекс, который запускает работу мозга. Наша программа хороша тем, что она включает в себя все: пластику, тренировку концентрации, развитие творческого мышления. Театр кукол — это образная история, запускается воображение, а если оно работает, то появляется определенное восприятие мира. Это воздействие с разных сторон, — поясняет Наталья Ледовских.
Эффект подобной реабилитации и действие программы артисты видят на своих первых, «михайловских» детях. Стеснительные и неуверенные в себе ребята теперь устраивают дома спектакли, выступают в школе со стихами, самостоятельно сочиняют истории и даже работают над пьесами.
— Один из мальчиков начал импровизировать. Это было безумно смешно. Могу точно сказать, поскольку я работаю с профессиональными артистами, что немногие из них могут так импровизировать, как начали это делать дети, — радуется успехам воспитанников Наталья.
Художественный руководитель рассказывает, что артисты театра с любовью относятся к тому, что делают. С удовольствием играют спектакли, работают с особенными детьми, сочиняют новые проекты.
— Для нас большая радость — обратная связь от родителей, руководителей социальных центров и детских домов и, конечно же, от самих детей. Сама большая благодарность для нас, когда в финале спектакля или мастер-класса маленькие зрители в порыве эмоций идут на сцену и обнимают нас. Это самая главная благодарность, — говорит Наталья Ледовских.