Усиша — крупный населенный пункт в Акушинском районе Дагестана. Рядом с ним есть небольшое поселение — Зилмук, когда-то сюда переселилась часть усишинцев для защиты границ села от набегов соседей. На протяжении нескольких сотен лет женщины этих двух поселений вышивали особые ритуальные покрывала. Времени и сил тратили немало: хлопковые полотна были большими по размеру, а использовались они всего два раза в жизни.
— Такие покрывала каждая девушка вышивала для себя. Когда выходила замуж, его клали ей на голову в сложенном виде. Входя в новый дом, девушка передавала покрывало свекрови, оно хранилось в сундуке. Больше его не доставали до самой смерти хозяйки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева, заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем.
После смерти тело оборачивали в вышитое полотно, а потом только в саван. Считалось, что все изображенные на ткани символы во время свадьбы должны были уберечь новобрачную от сглаза, а после смерти хозяйки облегчить ее переход в мир иной.
— Эти вышивки идут еще из доисламских времен. Солярные знаки, свастика, лабиринты, древо жизни, мать-богиня, всадник, узор пейсли, или турецкий огурец, — каждый человек вносил что-то свое. На вышивке изображен желаемый жизненный путь, — поясняет Мирзаева.
От более известной кайтагской вышивки усишинская отличается по многим признакам. Например, фоном. На ярких кайтагских полотнищах мастерицы вышивали красочные узоры или сказочных существ шелковыми нитями. Фон усишинской — только белый.
— Вышивки отличаются и размерами. Кайтагская — 50−70 на 100−110 см. Усишинская была больше: метр на три метра или два на два. Кайтагские вышивки тоже доставали только по важному поводу: укрывали люльку новорожденного, заворачивали в них подарки невесте, клали на лицо умершему. Но эти вышивки делали каждому члену семьи — мужчине, и передавались они по мужской линии, — говорит Мирзаева.
Отличаются и узоры. Усишинская вышивка состоит из четкого графического рисунка с зооморфными и антропоморфными элементами. Символику удалось расшифровать лишь частично. Например, черные клетки, заполненные цветными нитями, — это окна в загробный мир, а всадник — проводник в него, предполагают исследователи. Фигурки из двух треугольников, касающихся острыми концами, могли символизировать держащихся за руки людей.
— Делалось все на глаз, не было кальки. Ширина ткани была узкой. Иногда вышивка делалась на двух полотнах, потом они аккуратно сшивались, совмещая рисунки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева.
Вышивка на усишинских платках тоже была разной. Есть полотнища, вышитые цветными нитками, чаще черными, зелеными, красными и реже —розовыми. На других платках использована только нить коричневого цвета и строгие геометрические узоры.
Усишинские рукодельницы в силу разных причин перестали вышивать свои ритуальные платки в 20−30-е годы прошлого века. Со временем практически все образцы искусства в буквальном смысле слова ушли в землю со своими хозяйками.
— Мы видим только то, что случайно осталось, — незаконченные вышивки. Недавно я решила посчитать, сколько вышивок осталось в Дагестане. Они есть в музеях, в частных коллекциях. Всего около сорока образцов. В самом селе Усиша их только четыре, — говорит заведующая сельским музеем.
Часть образцов хранится в Национальном музее имени Тахо-Годи в Махачкале. Им не меньше 200 лет, уверяет Мирзаева.
В наши дни в Дагестане возрождают старинное искусство. Студенты художественного училища имени Джемала уже около десяти лет изучают орнаменты и методики предков, переносят на ткань с помощью кальки узоры со старинных платков. В музеях же читают лекции о почти исчезнувшем искусстве в надежде на его ренессанс.