Традиции
Одна нить от рождения до смерти. Как в Дагестане возрождают забытое искусство усишинской вышивки
26 августа, 2025
Загадочные знаки на полотнах, которые сопровождали женщин в течение всей жизни. Почему сохранилось так мало образцов старинной вышивки и удалось ли разгадать сакральные символы

Полотно-оберег

Усиша — крупный населенный пункт в Акушинском районе Дагестана. Рядом с ним есть небольшое поселение — Зилмук, когда-то сюда переселилась часть усишинцев для защиты границ села от набегов соседей. На протяжении нескольких сотен лет женщины этих двух поселений вышивали особые ритуальные покрывала. Времени и сил тратили немало: хлопковые полотна были большими по размеру, а использовались они всего два раза в жизни.

— Такие покрывала каждая девушка вышивала для себя. Когда выходила замуж, его клали ей на голову в сложенном виде. Входя в новый дом, девушка передавала покрывало свекрови, оно хранилось в сундуке. Больше его не доставали до самой смерти хозяйки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева, заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем.

После смерти тело оборачивали в вышитое полотно, а потом только в саван. Считалось, что все изображенные на ткани символы во время свадьбы должны были уберечь новобрачную от сглаза, а после смерти хозяйки облегчить ее переход в мир иной.

— Эти вышивки идут еще из доисламских времен. Солярные знаки, свастика, лабиринты, древо жизни, мать-богиня, всадник, узор пейсли, или турецкий огурец, — каждый человек вносил что-то свое. На вышивке изображен желаемый жизненный путь, — поясняет Мирзаева.

Магические знаки

От более известной кайтагской вышивки усишинская отличается по многим признакам. Например, фоном. На ярких кайтагских полотнищах мастерицы вышивали красочные узоры или сказочных существ шелковыми нитями. Фон усишинской — только белый.

— Вышивки отличаются и размерами. Кайтагская — 50−70 на 100−110 см. Усишинская была больше: метр на три метра или два на два. Кайтагские вышивки тоже доставали только по важному поводу: укрывали люльку новорожденного, заворачивали в них подарки невесте, клали на лицо умершему. Но эти вышивки делали каждому члену семьи — мужчине, и передавались они по мужской линии, — говорит Мирзаева.

Отличаются и узоры. Усишинская вышивка состоит из четкого графического рисунка с зооморфными и антропоморфными элементами. Символику удалось расшифровать лишь частично. Например, черные клетки, заполненные цветными нитями, — это окна в загробный мир, а всадник — проводник в него, предполагают исследователи. Фигурки из двух треугольников, касающихся острыми концами, могли символизировать держащихся за руки людей.

— Делалось все на глаз, не было кальки. Ширина ткани была узкой. Иногда вышивка делалась на двух полотнах, потом они аккуратно сшивались, совмещая рисунки, — рассказывает Зубалжат Мирзаева.

Вышивка на усишинских платках тоже была разной. Есть полотнища, вышитые цветными нитками, чаще черными, зелеными, красными и реже —розовыми. На других платках использована только нить коричневого цвета и строгие геометрические узоры.

Искусство уходит в землю

Усишинские рукодельницы в силу разных причин перестали вышивать свои ритуальные платки в 20−30-е годы прошлого века. Со временем практически все образцы искусства в буквальном смысле слова ушли в землю со своими хозяйками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Редкая профессия: реставраторы ковров
Дагестанские реставраторы ковров — одни из ведущих в России. Мало кто так владеет технологиями восстановления изделий. А все потому, что ковроткачество — один из старинных местных промыслов

— Мы видим только то, что случайно осталось, — незаконченные вышивки. Недавно я решила посчитать, сколько вышивок осталось в Дагестане. Они есть в музеях, в частных коллекциях. Всего около сорока образцов. В самом селе Усиша их только четыре, — говорит заведующая сельским музеем.

Часть образцов хранится в Национальном музее имени Тахо-Годи в Махачкале. Им не меньше 200 лет, уверяет Мирзаева.

В наши дни в Дагестане возрождают старинное искусство. Студенты художественного училища имени Джемала уже около десяти лет изучают орнаменты и методики предков, переносят на ткань с помощью кальки узоры со старинных платков. В музеях же читают лекции о почти исчезнувшем искусстве в надежде на его ренессанс.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Из Кули на подиум. Дизайнер из Махачкалы превращает культурный код Дагестана в высокую моду
BOUZMA — это не просто одежда, а переплетение древних узоров и актуальных силуэтов. Каждая коллекция бренда Майи Мамаевой рассказывает историю Дагестана, переосмысленную сквозь эстетику haute couture
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
«Я горец. Я аварец. Не пророк». Почему вы должны знать поэта Магомеда Ахмедова
13 ноября — день рождения поэта Магомеда Ахмедова, и сегодня мы вспоминаем его жизнь и наследие вместе с сыном, публицистом Мурадом Ахмедовым
Полная версия