{{$root.pageTitleShort}}

Не только Балхар

Древние знаки, мечеть-крепость, петроглифы и экономическое чудо — в фотомаршруте по Акушинскому району Дагестана

Обычно из сел Акушинского района Дагестана туристы выбирают древний Балхар — центр гончарного производства. Как правило, туда заезжают по дороге из популярного у гостей республики Гуниба в аул златокузнецов Кубачи. Однако на этом маршруте есть немало других мест, достойных внимания любознательного туриста.

Кули: акушинская Швейцария

Первое село на нашем пути — это Кули. Здесь может возникнуть путаница: село с таким же названием есть в Кулинском районе, населенном лакцами. В акушинском Кули живут тоже лакцы, хотя район преимущественно даргинский.

Сейчас старую часть села разрушает время, но некоторые дома еще хранят следы традиционной горской архитектуры.

Балхар: царство глины

{{current+1}} / {{count}}

Аул Балхар расположен в уютной горной долине на высоте около 1 600 метров над уровнем моря. Здесь тоже живут лакцы. Нужно обязательно найти время, чтобы прогуляться по запутанным узким улочкам села в поисках культурных артефактов — старых петроглифов и символов советской эпохи.

Гуляя по Балхару, вы обязательно встретите одну из мастериц гончарного промысла. Если повезет, можно попасть на мастер-класс в гончарном цеху или в домашней мастерской, но лучше договариваться заранее.

Мастерица Минажат Гасаева

Всесезонный декор балхарских улочек — кизяк. Это навоз, смешанный с соломой и спрессованный в лепешки или в брикеты. Кизяком отапливают помещения: в Балхар до сих пор не проведен газ. А еще, например, окуривание дома тлеющим кизяком помогает бороться с молью. Это актуально для балхарских домов, где вещи по старинке хранятся в традиционных деревянных сундуках.

Каждая хозяйка лепит, сушит и хранит кизяк по-своему. Чаще всего он украшает стены домов, пока не высохнет

Если стены балхарских домов украшает кизяк, то открытые веранды в прохладное время года — сушеное мясо. Осень и зима — пора заготовки главного дагестанского деликатеса.

В некоторых сельских домах в Дагестане есть комнаты, отведенные под домашние музеи. Хозяева хранят в них старую утварь, одежду и другие дорогие сердцу предметы, доставшиеся по наследству или собранные по знакомым. Есть такой музей и в Балхаре — в доме Гулизар Каландаровой, он стоит по правую руку на выезде из села.

Шукты: эхо экономического чуда

В следующем по маршруту селе — Шукты — живут уже даргинцы. Высокие горы окружают аул со всех сторон, создавая естественную защиту от холодных северных ветров, а в прежние времена — от внезапного нападения неприятеля.

Возникновение аула предположительно относят к периоду Средневековья. Считается, что село заложили беглые люди разных национальностей, ассимилировавшиеся под влиянием соседей. По одному из местных преданий, название села произошло от имени человека, который первым поселился здесь. По другой версии, название Шукты арабского происхождения и означает «аул, окруженный горами».

{{current+1}} / {{count}}

На подъезде к селу, слева от дороги — небольшое озеро. Оно образовалось несколько лет назад в результате оползня. Хорошее место для привала

В народе Шукты называют Белым городом

Новейшая история села неразрывно связана с именем экономиста, академика Магомеда Чартаева, сумевшего превратить отсталое хозяйство Шукты в колхоз-миллионер. За время его руководства в селе было построено около трехсот домов. Деньги на это шуктинцы заработали сами. Магомед Чартаев рано ушел из жизни, а его преемникам не удалось продолжить начатое дело. Село вновь пришло в упадок. Многие дома не достроены. Лишь несколько семей живут на первых этажах домов, которые с дороги кажутся заброшенными и пугают проезжающих пустыми глазницами окон.

Гапшима: старинные вышивки

На окраине села Гапшима находятся природные пещеры, с которыми связано старинное поверье. Парни, которые хотели жениться, бросали камень в пещеру над дорогой. Если удавалось забросить — свадьба не за горами. Если камень получалось добросить до пещеры, что расположена выше первой, разрешалось брать еще одну жену. А девушки, желающие выйти замуж, должны были забраться в третью пещеру и провести там немного времени. Местные старожилы говорят, что есть пещеры, куда ходят супруги, которые очень хотят иметь детей или помириться после ссоры.

Считается, что Гапшима образовалась в результате мирного объединения трех поселений, которым вместе было сподручнее отражать набеги соседей. Высоко над селом на краю отвесной скалы сохранились остатки старой крепости: полуразрушенная сторожевая башня XV века со множеством бойниц и фундаменты крепостных стен.

В старой части села Гапшима можно найти остатки древней, уже разрушенной женской мечети и мужскую купальню с чистейшей ледяной родниковой водой. Сохранилась и действует мечеть XV века, которую селяне возвели на свои средства прямо над родником, чтобы верующие могли совершать омовение. В XVIII веке, когда село разрослось, мечеть расширили, появился минарет. В 1995 году мечеть реконструировали.

Вышивальщица Габсат Абасова

Гапшима издавна славилась даргинской вышивкой. Она представляет собой прямоугольные куски домотканой материи, обычно хлопчатобумажной, редко — шелковой, расшитой гладью «вприкреп» разноцветными шелковыми нитями. На создание одного полотна уходило от трех до шести месяцев. Среди орнаментов — стилизованные образы людей и животных, геометрические и солярные знаки. Почти в каждой работе есть круг и овал, означающие Солнце и Вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или с поднятыми руками — женское и мужское начала. Такие вышивки сопровождали человека на протяжении всей жизни — от колыбели до последнего пути.

Сейчас единственная вышивальшица в Гапшиме — Габсат Абасова. На одну вышивку у нее уходит два-три месяца работы, за нее можно выручить 15−25 тысяч рублей. Недавно Габсат начала изготавливать доступные по цене вышивки небольших размеров — их можно приобрести в магазинчике через дорогу от мечети. Там же продаются джурабы — толстые вязаные носки или гольфы с традиционным орнаментом — и другие сувениры, которые можно увезти с собой на память о путешествии.

Акуша: неприступная мечеть

Чтобы попасть в районный центр, после Гапшимы нужно свернуть с привычного маршрута налево. Село Акуша расположено в горной котловине на холмах, между которыми протекает одноименная река.

Символ Акуша — местность Маара, на которой возвышается гряда из четырех вершин. Ее видно практически с любого края села.

Доминанта села — главная мечеть — расположена на высоком холме, называемом Хала межит (Большая мечеть). Здание построено в 1990 годы на народные деньги на фундаменте мечети, разрушенной в 1943 году. Со смотровой площадки открываются живописные панорамные виды на село и его окрестности.

Недалеко от главной мечети находится старая часть села — Карша, что в переводе с даргинского означает «верхнее село».

Издавна горцы старались строить свои дома только в непригодных для земледелия местах, таких, как каменистые вершины и горные склоны. Так было легче обороняться от врагов.

{{current+1}} / {{count}}

Еще недавно брендом села была вкусная рассыпчатая картошка, но сейчас с полей ее вытеснила более урожайная капуста.

Руководитель Акушинского краеведческого музея Зубалжат Мирзаева

Историю Акуша и всего района можно узнать, посетив Акушинский краеведческий музей. Здесь находится богатая коллекция экспонатов, среди которых есть редкие экземпляры. Осенью 2020 года музей переехал из временного помещения в здание одной из акушинских школ, обустроился и готов принимать гостей.

Марина Львова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ