Сноха не должна называть близких родственников и друзей мужа настоящими именами. Это считается фамильярностью и неуважением к ним. При посторонних нельзя называть по имени и мужа. Обычно в день свадьбы молодой снохе подсказывают, кого как называть. Она и сама может придумать прозвище для кого-нибудь из своих новых родственников. Брата мужа чаще всего называют «хаза канта» («красивый мальчик»), даже если его внешность и возраст далеки от этого определения. Если братьев несколько, приходится давать им разные эпитеты: «жима канта» («маленький мальчик»), «дика канта» («хороший мальчик»). То же самое касается и золовок — «хаз йо» («красивая девочка»)
Женщины, даже пожилые, за исключением почитаемых старушек, всегда встают при появлении мужчины. Даже в офисе, даже если руководители не приветствуют этот обычай, считая, что он мешает работе. В сельском общественном транспорте, где многие пассажиры знакомы, можно наблюдать картину, как женщина в возрасте пытается уступить место мужчине моложе себя. А вот в городских маршрутках бывает и наоборот: сидящая молодежь упорно утыкается в телефоны, дабы не замечать старших людей, стоящих рядом.
Тому, кто приходит в гости первый раз, обязательно дарят подарок. У предусмотрительных хозяек на этот случай всегда имеется заначка: для мужчин — рубашки, носки, для женщин — платки, духи, посуда.
На поминках и других религиозных мероприятиях, где предусмотрен прием пищи, мужчин обслуживают только юноши и подростки, которые стараются опередить друг друга, ведь такая миссия считается почетной. Женщины к столам даже не подходят, они готовят, раскладывают еду по тарелкам и передают их молодым людям.
Женщина за рулем в Чечне давно уже не диковинка. Но вот правило семейного этикета, не позволяющее жене сидеть на переднем сиденье, если за рулем муж, все еще актуально. Почему? Долгих объяснений по этому поводу вы не услышите. Просто «хаз дац» — «некрасиво». Кстати, «хаз дац» мужу находиться в машине, если жена за рулем. Вообще, чеченское «хаз дац» накладывает табу на многие элементы поведения в быту.
В какой бы части света ни умер чеченец, его везут на родину, чтобы похоронить по исламским обычаям. Пожилые люди просят об этом в своих завещаниях. Только чрезвычайные обстоятельства могут быть оправданием для исключения.
Это правило похоронного обряда невольно нарушает другое — обязательно похоронить умершего в день смерти или на следующий день. Но чтобы доставить тело покойного на родину даже самолетом, нужно не менее трех дней. Процедура эта дорогостоящая, поэтому чеченские диаспоры в разных странах создают кассы взаимопомощи, куда каждая семья ежемесячно вносит определенную сумму денег, чтобы помогать родственникам умерших. Если родственников нет, все расходы и хлопоты берет на себя диаспора.