{{$root.pageTitleShort}}

Право руля

Амина Закаева — инструктор из Грозного, обучившая вождению сотни девушек. Но даже она не знает, как управлять машиной, не привлекая внимания мужчин

Заслужить права

— Десять лет назад тетя предложила купить мне водительские права — в качестве подарка. Тогда в наших автошколах обучали только теории, практики не было. А я была очень правильной девочкой, поэтому возразила: «Нет, я буду сдавать сама». Отучилась в автошколе и параллельно брала частные уроки у инструктора. Тогда в городе не было женщин, обучающих вождению, и мы, молодые девочки, наняли инструктора-мужчину. Но, поскольку оставаться наедине с ним нам было неудобно, мы ждали еще одну взрослую женщину-одногруппницу, чтобы она сидела с нами в машине. У нее не всегда получалось приехать, и в итоге полноценной практики у нас не вышло. Но на права я все же сдала.

Амина Закаева

Через два года тетя купила мне машину. Это была двухдверная «единичка» BMW — на тот момент единственная в городе. Папа пригнал ее из Ставрополя. Мы решили, что на следующий день проедемся с ним и проверим мои навыки. Я еле дотерпела до вечера, и тут отец заявляет: «Я устал». Я говорю: «Пап, я всю жизнь этот день ждала, давай сейчас». Покатались, и папа отдал мне ключи: «Водишь ты неплохо, пользуйся на здоровье! А если что, останавливайся, включай аварийки, думай, что делать, и езжай дальше».

Сначала я каталась по нашему району, потом — по городу, потом стала «брать» Аргун, а через пару месяцев сама выехала в Кисловодск, где получала высшее образование.

Бизнес-идея

— У меня две специальности — юрист и социальный работник, два красных диплома. Но мне не хотелось сидеть где-то в офисе с девяти до шести. Я пробовала себя в разных амплуа: была фотографом, открывала ИП и магазин подарков, получила сертификат по хиджаме (лечебное кровопускание. — Ред.). Мне всегда нравилось что-то менять.

Несколько лет назад я проходила бизнес-обучение, где проводили мозговой штурм для генерации бизнес-идей. Так у меня появилась мысль открыть женскую автошколу. Я объявила по каналам, что открывается автошкола, и начала набор, чтобы посмотреть, есть ли отклик. Отклик был, и 80% заявок было на инструктора-женщину. Думаю: а почему бы не попробовать стать им?

Не делай мне стресс

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ladylone: территория женщин
Женскими фитнес-залами и такси в Чечне никого не удивишь, но женская автомойка — это что-то новое. Мужчинам вход сюда строго запрещен, зато женщинам всегда есть чем заняться

— За четыре с половиной года я обучила порядка 600 девушек. К женщинам на дорогах у нас особое отношение. Особо плохое, я бы сказала. Очень много агрессивных мужчин, которые всячески показывают, как ты их раздражаешь. Когда я только начала ездить, я видела много негатива в свой адрес. Возвращалась домой, в очередной раз читала ПДД и думала: «Я же ничего не нарушила, почему он на меня наорал, почему он мне посигналил?»

95% моих учениц говорят, что муж забраковал их способность к вождению. То есть супруг пробует научить ее водить, но после первой же попытки навсегда убивает в ней желание сесть за руль.

Часто приходится слышать, что женщинам машину доверять нельзя. Я, как инструктор, говорю: женщины — не дуры. Но есть несколько факторов, из-за которых они водят не так хорошо, как мужчины. Во-первых, их качественно не учат. Если посадить человека за руль, выпустить сразу в город и орать на него, конечно, ничего не получится. У меня было такое, что человек вроде вначале не особо боялся, но инструктор сделал ему стресс и внушил страх перед дорогой.

Как устроены женщины

— Предвижу возражение, что мужчин тоже никто не учит. Учат! Причем с детства, а это важно. Как-то ко мне на курсы записалась бабушка 65 лет. Думаю про себя: ну, Амина, наберись терпения. Чем старше человек, тем больше страха, тем дольше он учится. Посадила ее за руль, прочитала молитву… Едет нормально. Повернула направо — хорошо, налево — отлично! Я говорю: «Забу, ты отлично водишь, вовремя притормаживаешь, правильно делаешь маневр, в чем прикол? Ты училась раньше?» Она сначала отрицала, а потом вспомнила, что в подростковом возрасте садилась в машину отца и каталась на ней во дворе туда-сюда. 50 лет назад она немного покаталась, а руки запомнили! Ребенок почему быстро учится? У него в голове «стопа» нет, если ему нравится — он учится. Вот поэтому мальчики в детстве впитывают все, что связано с машинами, и играючи учатся водить.

Кроме того, у нас разные способы познания мира. У мужчин — тоннельное мышление, а у нас — более рассеянное. Женщина на дороге заметит и разметку, и собачку, и кошку. А мужчина видит помеху, светофор, знак — на постороннее он не распыляется.

Как-то едем с ученицей по частному сектору. Она оборачивается и куда-то смотрит. После пары-другой таких «оборотов» я спрашиваю: «Элина, вам нужно ворота дома поменять?» — «Откуда ты знаешь?» — «Да потому что ты ни одни красивые ворота не пропускаешь». Вот так устроены женщины: вроде пришли учиться, но все равно высматривают по дороге то, что им интересно.

Рыцари на дорогах

— Еще наших мужчин раздражает, что женщины осторожничают. Он бы давно проскочил, а она все выжидает подходящий момент. И эта осторожность очень похвальна. У нас меньше тяжелых ДТП с участием женщин, потому что они лишний раз не идут на обгон, не затевают маневр, в котором не уверены. Это опять-таки проявление характера. Как-то я еду по трассе — и навстречу летит машина. Я нажимаю на тормоз и ухожу вправо, чтобы избежать лобового столкновения. А у мужчин другая логика: «Я на своей полосе, пусть он уходит». Он будет сигналить, мигать, но не уступит, «заднюю не даст».

Но хотя к женщинам за рулем у нас в основном относятся предвзято, есть и приятный момент. Что бы с тобой ни случилось: аккумулятор сел или лопнуло колесо, когда ты стоишь на дороге с включенными аварийками, все как один бросаются на помощь. Мгновенно останавливаются и чуть ли не соревнуются друг с другом за право помочь.

Еще к нам очень снисходительны гаишники. Редко останавливают, протокол вообще на моей памяти ни разу не выписали. Могут проверить документы и сказать: «Не нарушайте, будьте осторожны». У них словно негласный закон: не придираться к женщинам.

«Колхозники твои хейтеры»

— Как-то я дала интервью местному телевидению, они выложили этот ролик в соцсетях. Наверное, он стал у них одних из самых топовых в истории. Тысячи комментариев: «Женщина должна управлять только стиральной машинкой», «Как хорошо, что моей жене не нужно приходить учиться к таким, как ты».

У меня нет родного брата — нас четыре девочки в семье, но есть двоюродный, и он начал меня под этим постом защищать. Я спрашиваю: «Охота тебе этим заниматься?» Он говорит: «Да ну, колхозники твои хейтеры, даже подраться не с кем. Я хотел разобраться с ними, но у них духу не хватило встретиться, все начали давать заднюю».

Парадокс: то, что женщине приходится ездить в такси с посторонним мужчиной наедине, их не смущает, а вот женщину за рулем они воспринимают как личное оскорбление. Мне кажется, мозг человеку дан, чтобы думать, а хейтеры его используют только для того, чтобы сидеть в телефоне. Машина не делает человека хуже или лучше. Хорошему человеку она помогает в благих делах, плохому — в злых и нечестивых.

Аза Исаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«А где парень, который за рулем был?»
Как живет и работает чеченская девушка-водитель

На женщин за рулем на Кавказе уже перестали коситься. Но девушка, которая открыла свое дело и возит туристов по разным республикам и даже за границу, — это все еще очень необычно для Чечни

Пять пешеходных маршрутов по Чечне: советуют местные краеведы

Заброшенные селения, ущелья с водопадами, горные озера и, возможно, встреча с медведем — все это ждет тех, кто решится отправиться пешком по чеченским горам вслед за экспедицией «Тропами предков»