{{$root.pageTitleShort}}

Горянки рулят

Помочь маме, отвезти ребенка в сад, вести бизнес, доказать мужу, что тоже можешь, и просто получить удовольствие — для чего женщины в Дагестане садятся за руль и почему им нужна отдельная автошкола

Медленно и осторожно, внимая каждому слову инструктора, повар Мадинат Гасангаджиева преодолевает свои первые метры за рулем. Молодая женщина давно мечтала водить машину, но боялась даже приближаться к автошколе. Однако однажды, после очередного похода на рынок за продуктами, решила, что больше не хочет таскать кучу пакетов и толкаться в маршрутках.

—  Захотелось ехать самой налегке спокойно и куда угодно, — рассказывает Мадинат. — Наконец, решилась пройти курсы. Рассказала об этом старшему сыну, он поддержал. Еще с несколькими близкими людьми поделилась, но брату сказать побоялась. Не принято, вроде как, в дагестанских семьях, чтобы женщина садилась за руль. Позже, конечно, узнал. Но, на удивление, не ругался, наоборот, похвалил, сказал, что я молодец.

Дорогу женщинам

Ислам Махмудов

Поддержать желающих сесть за руль дагестанок вместе с командой взялся бизнесмен Ислам Махмудов. На базе своей автошколы весной он открыл новое направление — женское.

— У меня супруга долгое время хотела сесть за руль и все просила меня научить ее водить. Я согласился, но быстро пожалел, — смеется Ислам. — Я решил, что лучше доверить это профессионалам.

Тогда и возникла идея открыть женскую школу вождения. Над названием голову ломать долго не пришлось — решили, что это будет «Горянка».

— Мы стараемся учесть все запросы, в том числе и религиозные, в процессе учебы, — говорит Ислам. — Если девушка не хочет или не может позволить себе остаться наедине с чужим мужчиной в машине во время вождения, мы ей предлагаем в наставники профессиональных инструкторов-женщин. В учебном центре есть комната, где мусульманка может совершить намаз. Имеется и игровая зона — на случай, если ученице не с кем оставить ребенка и пришлось взять его с собой на урок.

В школе поставили цель — не только обучить желающих женщин профессиональному вождению, но и сделать весь процесс максимально комфортным для них.

— Беря во внимание ревнивость многих мужей и строгость братьев наших учениц, мы для вождения оборудовали свой закрытый от посторонних глаз автодром, — продолжает Ислам. — Здесь только дорога, машина, ученица и инструктор, тоже девушка.

В школе больше 10 автомобилей и столько же инструкторов. Работают два филиала в Махачкале, в ближайшее время появится еще один в Каспийске, а в планах — дальнейшее расширение: спрос оказался велик. Каждый день в Instagram школы пишут женщины с просьбой открыть отделение в Дербенте, Кизляре, Избербаше, Кизилюрте.

Резкие и дерзкие


Автоинструктор Альбина Магомедова дает от 5 до 8 уроков вождения в день. Девушка села за руль, когда ей было 11 лет — с практикой помог отец. А вот за теорией уже в 18 пошла на специальные курсы. Сегодня многодетная мать чувствует себя уверенно на сложных махачкалинских дорогах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«В душе я художница, а не водитель маршрутки»
Наида Куяева — единственная девушка за рулем маршрутки в Махачкале. Одни ею восхищаются, другие крутят пальцем у виска, а она считает свою работу самой обычной, но на всякий случай носит электрошокер

— Если мне мешают, я таких не оставляю. Я нервничаю: «Ничего себе! Чего это он меня подрезал?» — и даю газа, обгоняю. Когда видят, что за рулем не парень, типа «девушка — и меня обогнала», то давай ставиться! И начинается форсаж на дороге. Мужчины почему-то считают, что девочки медлительные и неуверенные. А я люблю погонять. Но своих девочек этому не учу, честно, — смеется инструктор.

За полгода работы в «Горянке» обучились около 150 дагестанок. Одна из них — каспийчанка Саида Амирханова. Девушка давно мечтала сесть за руль. Но родители никак не соглашались.

— Когда мама серьезно заболела, помимо моего желания появилась и необходимость, — вспоминает она. — Надо было маму возить по врачам, на прогулки, параллельно заниматься своей работой и выполнять мамину.

Сегодня девушка уверенно держится за рулем и уже не удивляется, когда молодые люди на дороге пытаются подрезать или познакомиться.

— Однажды даже пришлось подключать сотрудников полиции, такой настойчивый оказался ухажер. Мы ехали как-то с подругой по Махачкале, и за нами увязался какой-то парень. Начал обгонять, сигналить. А как поравняется с нами, спускает стекло и просит номер телефона. Нам сначала смешно было, но потом уже не до смеха, когда увидели, что он катается за нами по городу. Пришлось искать какой-нибудь пост, чтобы просить помощи. Как на зло, в этот день полицейских на дорогах было мало. Но, к счастью, нашли. Они его остановили, а мы в это время мы быстро уехали, — смеется Саида.

Инструктор Альбина Магомедова (слева) проводит занятие

В Махачкале — свои правила

Курс вождения рассчитан на 2,5 месяца. За это время преподаватели разложат по полочкам ученицам все тонкости взаимоотношений водителей на дороге, дадут возможность отработать знания на автодроме и в городе, научат оказывать первую медицинскую помощь в случае ДТП и психологически настроят на безопасное и уверенное вождение.

— Мы подготовили программу обучения так, чтобы наши выпускницы могли сдать экзамен в ГИБДД и без проблем ездить по непростым махачкалинским дорогам. И здесь очень важным оказались не только знания, но и сам настрой водителя. А с женщинами все сложнее, чем с мужчинами. Дорога ошибок не прощает, поэтому у нас есть психолог, — делится основатель автошколы Ислам Махмудов.

По окончанию учебы «горянки» проходят обязательный психологический тест и получают допуск к сдаче экзаменов в ГИБДД.

Большая часть учебного процесса отводится теории. Преподаватель Ирина Кузнецова предпочитает игровую форму обучения.

— Так проще и понятнее. Мы на пальчиках считаем количество пересечений проезжих частей. Это важно знать, но совсем неважно, какими словами я это до них донесу, — делится преподаватель теории ПДД. — Бывает, некоторые девчонки психуют. Мол, зачем нам все эти правила учить, если в Махачкале у водителей свои правила? Но я объясняю, что это важно хотя бы для того, чтобы сдать экзамен на права. А уже в городе, хочешь не хочешь, придется адаптироваться под наши особенности вождения — никогда не спешить трогаться с места на зеленый. Надо пропустить лихачей, которые завершают маневр. Быть предельно внимательными на нерегулируемых перекрестках, даже если ты едешь по главной дороге. Никакого телефона и косметики за рулем! Девочки мы в жизни, но в машине — уже водители.

Ирина Кузнецова

Применить свои знания на практике Ирина давно не прочь сама, но между нею и машиной, как это водится во многих семьях, встал муж. Сначала пытался отговорить ее от желания сесть за руль, а когда понял, что бесполезно, согласился, понадеявшись, что она сама передумает в процессе учебы или провалится на экзамене.

— Муж пошел вместе со мной на экзамен, чтобы я, не дай бог, не купила права. Он удивился, когда увидел у меня в руках долгожданный документ. Это было лет семь назад. Но тут же он придумал новые отговорки, лишь бы не брать мне машину, — смеется Ирина. — Мол, права должны отлежаться, пока не время. А недавно опять вернулись к этому разговору. И тут уже он мне говорит: «Похудеешь до 90 кг, куплю машину». Делать нечего. Нашла специалиста по правильному питанию, начали работать с нею. Большую часть условия уже выполнила — 43 кг, осталось сбросить 29 кг.

Доказать мужу

— Основные причины, по которым девушки все чаще садятся за руль, — это дети и бизнес, — отмечает инструктор Альбина Магомедова. — Но бывают и те, кто хочет доказать своим мужьям, что они смогут, или просто сделать им сюрприз. Одна ученица пришла к нам в школу, чтобы удивить супруга. Воспользовалась моментом, когда он уехал в командировку на три месяца, добросовестно прошла всю теорию и практику, сдала экзамены, получила права и поехала в аэропорт на машине встречать мужа. Он, увидев ее за рулем своей машины, был в шоке.

За знаниями и опытом в «Горянку» приходят как студентки, так и женщины постарше. Самой молодой ученице было 17 лет, самой взрослой — 72 года.

— Я никогда не разделяю учеников по возрасту или на девочек и мальчиков. Для меня они все мои ученики, и я требую строго со всех, никаких скидок и поблажек. Мой девиз — «Ноль нарушений, ноль штрафов, ноль ДТП», — рассказывает самый опытный наставник «горянок» Руслан Эвленов.

Руслан Эвленов (слева)

В школе мужчина рассказывает теорию ПДД. За плечами — почти полвека опыта вождения автомобиля и преподавательской практики. Однако обращаться к аудитории, заполненной исключительно ученицами, Руслану Гвейибековичу раньше не приходилось.

— Меня мой сын постоянно ругает, что преподаю девочкам, — смеется преподаватель. — Не нравится, что папа работает в женском коллективе. А мне очень комфортно. С женщинами даже проще. Они более собранные и внимательные, и, на мой взгляд, девочки — более безопасные водители. Им не приходится говорить, что нельзя садиться пьяными за руль или что ни в коем случае нельзя с собой за руль сажать маленького ребенка. В этом плане у них ответственности больше, чем у парней.

Елена Еськина

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ