{{$root.pageTitleShort}}

«В душе я художница, а не водитель маршрутки»

Наида Куяева — единственная девушка за рулем маршрутки в Махачкале. Одни ею восхищаются, другие крутят пальцем у виска, а она считает свою работу самой обычной, но на всякий случай носит электрошокер
5310

Дагестанка Наида Куяева мечтала стать художницей, но судьба привела ее за руль троллейбуса. А потом она решила пересесть на маршрутку — транспорт, о манере езды которого в Махачкале давно ходят страшные байки. Ничего сверхъестественного в своем выборе профессии она не видит, главное — кормить семью.

«Все могут и ты сможешь!»

— Когда я пришла работать в троллейбусный парк, мне было 24 года. Если честно, я даже не знала, что в городе есть троллейбусы. Но жизнь рассказала и показала, какие они. Мы жили в поселке за городом. Муж работал, но была маленькая дочь, денег не хватало, и я очень хотела работать. Готова была выйти куда угодно. И тут золовка, теперь уже бывшая, предложила мне стать водителем троллейбуса. Я, конечно, всерьез ее не восприняла. Где маленькая я и где большой неуклюжий троллейбус? Но она сказала: «А почему нет? Все могут и ты сможешь!» Я пошла учиться и через полгода выехала на дороги Махачкалы.

Это не шутки

— Четыре месяца назад я решила пересесть на маршрутку: развод с мужем и съемное жилье заставили искать более выгодную работу. Вроде ничего особенного, но окружающих мое решение почему-то шокировало.

Да, маршрутки в Дагестане — это отдельная история. Водители могут и гонять с пассажирами, и драки устраивать, и переговоры прямо посреди дороги. Ну, это особенности нашего менталитета. Мне тоже несколько раз предлагали «ставиться» — кто кого обгонит. Но я отказывалась. Я вышла работать и зарабатывать, а не дурачиться.

Очень переживала, примет ли меня начальство. Думала, скажут: «Девушек не берем». Но нет, взяли. Водители на линии меня тоже очень хорошо встретили. Поначалу даже опекали, уступали очередь, сделали гибкий график. Сейчас я сама не хочу поблажек и скидок: мы все сели в маршрутку работать, план одинаковый — 3500 рублей в сутки, значит, и условия должны быть равные.

«Люди крутят пальцем у виска»

— Когда пересела на маршрутку, долго осваивала педали. В троллейбусе их было две, а тут — три. Но ничего! Привыкла. Как и к реакции водителей на дороге. Одни, когда видят меня, сигналят и округляют глаза от удивления, другие одобрительно кивают, мол, «Молодец! Красотка!» Есть и такие, кто, не стесняясь, крутит пальцем у виска. Но я уже привыкла, не обижаюсь. А пешеходы иногда улыбаются и пальцами показывают: «Класс!» А одна пассажирка, взрослая женщина, зашла в салон, посмотрела на меня и говорит: «Давно пора власть женщинам отдавать!»

Мне интересно было посмотреть на себя чужими глазами. Не могу понять, что необычного в том, что за рулем маршрутки я, а не мужчина? Какая разница, где ты работаешь, если делаешь это не хуже других?

Не от хорошей жизни

— Некоторые водители меня на дороге пропускают, уступают на поворотах. Но среди водителей маршруток джентльменов дефицит. Все куда-то спешат, стараются обогнать, нервно сигналят, могут и обматерить в окно, если мешаешь проехать или долго высаживаешь пассажиров. Но это не от хорошей жизни, я уверена. Работа у водителей очень нервная и напряженная. Каждый хочет больше заработать, сделать больше кругов, не уступить людей конкуренту.

Женщины, кстати, намного уважительнее на дороге, всегда уступают. С пассажирами отношения тоже попроще. Хотя бывает, что попадаются скандалисты: цена за проезд не нравится, не там остановила. Но в целом у нас взаимопонимание. Я стараюсь следить, чтобы в салоне всегда было чисто, езжу аккуратно, не гоняю… Даже если захочется, в нашем городе это сложно: очень много транспорта, постоянно пробки. Я и музыку громко не включаю, у меня в маршрутке ее просто нет. Вот поэтому с пассажирами конфликтов и не бывает.

Электрошокер для работы

— Работа в троллейбусе научила меня быть готовой ко всему. Поэтому в моей сумочке во время работы всегда электрошокер. Это после случая с дебоширами, которые сначала подрались в салоне, потом начали грубить пассажирам и мне, а когда их вытащили из троллейбуса, они устроили за мной погоню на такси. Так я решила, что электрошокер не помешает. В тот вечер, правда, и монтировка пригодилась: пришлось взять ее и припугнуть драчунов, чтобы вышли на улицу из машины. Но, к счастью, на маршрутке таких ситуаций не было еще. Надеюсь, и не будет.

Руль вместо кистей и карандашей

— Я хотела стать художником, даже поступила после школы в художественное училище, но после первого курса оставила учебу и окунулась в семейный быт. Сейчас очень жалею об этом. Мечтала рисовать пейзажи. У меня хорошо получалось, но уже рука отвыкла, наверное, как села за руль. Мои пейзажи теперь перед глазами. Маршрут 69А проходит через весь город. За целый день такую красоту увидишь, что художники мне позавидуют: то дождь, то солнце, то закат. Особенно прекрасные виды открываются по проспекту Акушинского, когда едешь в сторону гор. Телефон всю эту палитру не может передать!

Иногда дома по телевизору наблюдаю, как художники рисуют. Очень люблю вглядываться в природу. Все-таки в душе я больше художница, чем водитель маршрутки. Но для творчества обязательно нужно вдохновение, а я так устала от этой езды и дорог, что, кажется, ничего меня не вдохновляет.

{{current+1}} / {{count}}

Нерабочие каблуки

— Я в маршрутке всегда в штанах и в кроссовках. Привыкла одеваться удобно и на работу, и на прогулки с дочерью. Хотя есть у меня одно платье, юбка и шпильки. Как-то надевала их на свадьбу, теперь они лежат, ждут очередного повода. Но когда это будет?

Хочется, конечно, быть красивой и женственной. Я всегда немного с завистью смотрю на девушек в шубе, на каблуках, с распущенными волосами и с макияжем. Но я никогда так не ходила: мне неудобно. И на линию выезжаю в комфортной одежде. Из косметики только тушь на ресницах. Не хочу привлекать к себе внимание еще и ярким макияжем — и так все оборачиваются. Мне нравится скромный вид, тогда меньше ненужных разговоров вокруг. Я, кстати, почему-то думала, что второго мужа встречу именно за рулем, столько времени провожу на работе. Но нет, никаких таких предложений не поступало.

Спорт на трассе

— Я на троллейбусе была стройнее, чем на маршрутке. А по-другому никак! Едешь по дороге, авария, надо объехать… Немного отклонилась от траектории — и все, штанга вылетела. Надо ее вправить, залезть, слезть. Один раз вообще пришлось толкать троллейбус. Выскочила штанга на повороте, машина остановилась. Что тут началось! Все начали сигналить. Я их понимаю, мешаю проехать. Но мне что делать? Чтобы дотянуться до проводов, надо троллейбус сдвинуть. Кто-то из пассажиров вышел — а со мной ездили в основном пенсионеры, молодежь на маршрутках и такси; ребята из проезжающей машины тоже согласились помочь. Вот так все вместе и толкали. С такой работой и спортзал не нужен.

На красный

— За четыре года у меня нет ни одного штрафа. Я стараюсь ездить аккуратно и по правилам. Но однажды случилось дело, за которое мне стыдно. Было уже темно, я заканчивала работу, решила быстро сделать еще один рейс и поехать домой к дочери. А у нас на конечной недавно поставили светофор, и в тот вечер почему-то так долго горел красный свет, что я решила сделать как многие водители — начала медленно поворачивать маршрутку. И за поворотом сюрприз — полицейский. Останавливает меня. А мне и смешно, и стыдно, и сказать нечего, потому что не права. Он увидел меня и говорит: «Вот кого-кого, а вас я точно не ожидал здесь увидеть». А я и сама от себя этого не ожидала. Просто, видимо, так хотела побыстрее поехать домой, что нарушила. Но полицейский пожалел меня и со словами «Ну не стану же я нашу единственную маршрутницу штрафовать» отпустил. Больше я так не делаю.

Елена Еськина

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Все, мы к вам приедем»: как Дагестан готовится к туристическому сезону после пандемии

Пока границы между странами закрыты для путешественников, туристов готовятся принимать на Кавказе — здесь верят, что никакие страхи и ограничения желающих приятно провести лето не остановят

Свадебный переполох: как коронавирус обнулил рынок торжеств на Кавказе

Рядовая свадьба в Дагестане стоит миллион рублей, а обслуживают ее полсотни человек. Но из-за пандемии бизнес остался без работы в разгар сезона, а торжества переехали из помпезных залов в квартиры
В других СМИ
Еженедельная
рассылка