На Северном Кавказе семь регионов, где проживают представители десятков национальностей. Здесь ценится верность традициям, но в то же время в свадебном церемониале постоянно появляется что-то новое. Некоторые традиции встречаются почти у всех кавказских народов, к примеру, угощение невесты медом. Но есть и уникальные обряды, присущие только одной нации, а порой даже одному селу.
В Карачаево-Черкесии невеста помимо традиционного свадебного наряда должна обзавестись шестью большими платками, каждый из которых имеет свой сакральный смысл. «Ау алган», обряд снятия свадебных платков, — один из важнейших моментов свадьбы. Невесту под музыку вводят в зал. Гости расступаются, и девушки в национальных платьях танцуют вокруг невесты, снимая один платок за другим и передавая их женщине из семьи мужа.
— Когда невесту вводят во двор, ее голову покрывают три платка, еще один платок повязывается на пояс и по одному платку она держит в обеих руках. Снимать их должна женщина в возрасте, которая счастлива в браке, чтобы по подобию ее жизни сложилась жизнь невесты, — рассказал старейшина и имам аула Джингирик Доммай-хаджи Салпагаров.
Он пояснил, что, когда снимают первый платок, это знак того, что невеста пришла в дом в соответствии с традициями, теперь она равноправный член семьи. Второй платок говорит о ее воспитании и готовности заботиться о муже, родителях, будущих детях. Третий платок считается самым ценным, он символизирует скромность невесты и то, что она выходит замуж в первый раз. Платок на поясе означает готовность работать по дому, а платки в руках невесты — что она пришла в дом не с пустыми руками.
Обычаи балкарцев схожи с карачаевскими, однако разница все же есть. Даже снятие платков имеет другой смысл и проводится иначе.
— Снятие первого платка — знак того, что теперь невеста вправе выходить на улицу, не прячась от чужих глаз. Снятие второго — что она вправе общаться с родственниками жениха. Два платка с рук означают, что она вправе стать хозяйкой в доме, и последний платок, снятый с пояса, означает, что теперь она принесет этому роду детей, — рассказала организатор свадеб Фатима Ксанаева.
Раньше платки традиционно снимал мальчик, поддевая их кнутом и передавая старшим женщинам рода жениха. Сейчас для этого приглашаются профессиональные танцоры, которые проводят этот обряд в красивом танце.
Жениха и его друзей при знакомстве с родственниками невесты встречают чашей с бозой — традиционным балкарским напитком из овса. Старший из друзей жениха принимает чашу, произносит тост, отпивает и передает своим товарищам. Возвращают чашу с деньгами внутри. Жениха подводят к родственникам невесты, и он знакомится с ними, здороваясь с каждым за руку.
У дагестанских терекеменцев невеста впервые выходила к людям только на 40-й день после свадьбы — это выход за водой, «сува чихан». За водой шли с красивыми и высокими национальными кувшинами, которые женщины, сопровождающие невесту, водружали на плечо.
Сейчас же по воду невеста выходит уже через неделю после свадьбы, ее обязательно сопровождают нарядно одетые подруги и родственницы мужа. Старшая родственница новобрачной раздает от ее имени всем участницам шествия и встречным на улице сладости. Только после выхода за водой молодая жена может показываться людям на улице и общаться со своими родственниками и соседями.
— В многонациональном Дагестане практически у каждого народа есть собственные свадебные традиции. Однако есть и общие для всех. Например, традиция лить воду вслед невесте, чтобы ее сопровождало богатство. С той же целью кидают конфеты на машину, в которую садится невеста, — говорит врио министра по делам национальностей Дагестана Энрик Муслимов.
По его словам, пандемия коронавируса неожиданно привела к возрождению старых свадебных традиций.
— До пандемии даже в сельской местности свадьбы проводили в банкетных залах, а сейчас чаще делают это дома. Открывают ворота, накрывают столы в саду — все как в старину.
У ингушей и чеченцев схожи не только язык, но и традиции, в том числе и свадебные. Здесь жених и невеста не встречаются на свадьбе и празднуют отдельно друг от друга.
Сегодня в Чечне министерство культуры строго контролирует свадьбы, проверяя соответствие местным традициям и отсутствие западных нововведений. В частности, в регионе запрещено красть невест, стрелять на свадьбе, появляться в нетрезвом виде и разрезать свадебный торт. Но есть древний обычай, который не вызывает никаких вопросов — это «мотт бастар» («развязывание языка»). Легенда гласит, что однажды в горах парень украл девушку, чтобы на ней жениться. Привел к себе домой, но девушка была зла на всех и ни с кем не хотела разговаривать. Тогда родные жениха решили задобрить ее подарками и сумели к себе расположить. С тех пор и появился обычай развязывания языка, правда, сегодня его смысл не в задабривании невесты, а в оказании финансовой помощи молодой семье.
— Родственники и друзья мужа задают разные вопросы с юмором и сарказмом, невеста молчит и не отвечает до тех пор, пока они не попросят ее дать воды. Собравшиеся поочередно берут стаканы и спрашивают, можно ли им выпить эту воду. Невеста отвечает: «Да». Так получается «развязать» ей язык. Гости благодарят девушку и отдают ей некоторую сумму денег, — описывает обряд ведущий свадеб Зубаир Байраков.
Еще один обязательный обряд на чеченской свадьбе — прием невесты матерью жениха, когда свекровь съедает половину конфеты, а второй половиной угощает новоиспеченную сноху.
— Угощая сладким, свекровь надеется, что язык, на котором будет говорить невеста с семьей жениха, будет таким же сладким, — объясняет Зубаир Байраков.
У ингушей невесту из дома родителей забирают двоюродные брат и сестра жениха. Девушка приколет иголку с белой нитью к подолу платья невесты для счастливой жизни и передаст ей носовой платочек с завернутой в него монетой как пожелание благосостояния новой семье, а молодой человек выведет невесту из отцовского дома, держа за руку. Невеста не имеет права оборачиваться на свою семью, а голова ее помимо фаты покрыта плотным платком, скрывающим лицо, чтобы не видели родственники-мужчины, которые в это время стоят во дворе. Таким образом она показывает им свое уважение, проявляя скромность.
Но самой интересной, пусть уже и не свадебной, считается ингушская традиция, согласно которой зять никогда не видится с тещей. Эти двое никогда не встречаются — и не из-за неприязни, «воспетой» в анекдотах, а, напротив, из уважения со стороны зятя. Он не видится также с большинством старших родственников жены — тоже по причине скромности и чтобы выразить им свое почтение.
Одним из главных свадебных обычаев у кабардинцев является унэишэ — знакомство невесты с родственниками жениха, когда ее одаривают подарками — обычно деньгами и ювелирными украшениями. А уже после этого проводится обряд возвращения в родительский дом жениха, который всю свадьбу прятался у друзей или у соседей. Для этого в отдельном помещении накрывают праздничный стол, где старшие встречаются с женихом, дают наставления и разрешают ему, не прячась от своей семьи и старших, находиться дома.
— На современных свадьбах с каждым днем появляется что-то новое, но наряду с этими элементами есть и традиционные. Некоторые из них в советское время были забыты, а теперь снова возвращены людям. Например, обрядовый танец вокруг невесты, когда ее забирают из родительского дома, чтобы передать родственникам жениха, — рассказывает устроитель кабардинских (адыгских) свадеб Азамат Дзагаштов.
На осетинских свадьбах с недавних пор возродили старинный обряд, связанный с домашним очагом, говорят в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований имени В. Абаева. Невеста, прощаясь с домом отца, должна была в сопровождении шафера под молитву трижды обойти вокруг очага, где висела надочажная цепь, священная для каждого осетинского дома. Второй раз невеста совершала тот же обряд в доме жениха, приобщаясь к новому очагу.
Сегодня этот обряд стал одним из ключевых моментов осетинской свадьбы, хотя и приобрел немного театральный характер, поскольку торжество чаще всего проходит в ресторане. Обряд проводят под аккомпанемент мужского хора в национальных костюмах, который исполняет специальную ритуальную песню.
После этого проходит ритуал снятия фаты невесты. Фату снимают специальным флажком с шелковой лентой, который изготавливают родственники невесты. Долгие годы флажок хранится в доме новой семьи, он является символом чистоты и благополучия.
В старину у казаков Ставропольского края свадебный цикл занимал несколько месяцев — весной жених сватался, а после летней страды, осенью, играли свадьбу. Переезд жены в дом мужа сопровождался целым «свадебным поездом» и множеством обрядов. Некоторое время назад на Ставрополье вошло в моду играть стилизованные казачьи свадьбы, даже если сами молодожены казаками не являются.
— Когда женятся казаки, это сразу видно: гости тоже в народных костюмах, ансамбли казачьи, песни. У терских казаков первый танец молодых — лезгинка. Иногда проводят такой обряд: жених берет невесту под бурку, ручается перед всеми, что он теперь за нее в ответе, они под одной буркой подходят к родителям или идут в храм, — рассказывает руководитель ставропольской организации развития традиционной казачьей культуры «Казачий формат» Ирина Иванова. — Любая казачья свадьба — это обязательно благословение родителей, традиционные песни и танцы. Часто, когда жених и невеста выходят из загса, мужчины делают своеобразную арку из шашек, под которой проходят молодые. Это уже современное нововведение, раньше такого не было. Молодые разламывают хлеб, кормят коня, тем самым жених знакомит невесту со своим другом, который вынесет его из любой беды, из любого боя. Специально к свадьбе невеста шьет новый наряд: верхнее платье, нижнее платье, красивый пояс, украшения. Жениху шьется черкеска, все новое, «газыри блестят, сапоги начищены». Это достаточно дорого, но люди знают, почему они делают это ради одного дня.