Большой Кавказ, в других местах представляющий собой хребет с отрогами, в Дагестане расползается широким, 150-километровым в поперечнике нагромождением горных цепей, возвышенностей, скал, бурных рек и гортанных наречий, разных от ущелья к ущелью. Обо всем этом можно писать тома статей и книг — и многие уже написаны, мы же расскажем о пяти уникальных горах, подобных которым нет даже здесь, в Дагестане, при всем его богатстве.
Это без преувеличения чудо природы — дюна на стыке предгорных и равнинных степей, совершенно «непесчаных» природных зон. Самый большой бархан Европы и один из крупнейших в Евразии. Этому «часовому», охраняющему вход в живописное ущелье, удивляются не только туристы, но и местные жители: до ближайших пустынь и барханов отсюда 500 километров — они на другом берегу Каспия, в Казахстане и Туркмении.
Ученые полагают, что бархан устойчив благодаря уникальной розе ветров, не позволяющей песку его покинуть. Гонимый ветром песок, шуршание которого придает этому месту особый шарм, вроде бы и вправду улетает, но и меньше его как будто не становится. Ветер несет его на противоположный берег речки Шура-Озень, где вырос еще один небольшой бархан — но песок летит и в обратном направлении, и обе песчаные горы (или обе части одной горы, разрезанной рекой) спокойно стоят на том же месте, что и сто, и тысячу лет назад.
Здесь заповедник — по песку ходить нельзя, но есть оборудованные тропы для туристов. Желающих увидеть это чудо полно круглый год — до Махачкалы всего несколько километров, а отвезти на бархан готова любая турфирма. К слову, на Сарыкуме можно увидеть не только песок — здесь почти три сотни видов растений, тысячи видов животных. Это не ошибка: одних только бабочек более тысячи разновидностей. А еще сотни разных птиц (есть даже филин), лисы, зайцы, ежи. И, конечно, змеи. Не стоит их бояться: заповедник — место серьезное, было бы опасно, никого бы и близко не подпускали.
Это уже высокогорье, самое сердце Страны гор. Далековато от Махачкалы, но здесь всегда многолюдно — большей частью это паломники, поток которых никогда не прекращался. На этой горе, одной из самых высоких в Дагестане, стоит святилище Эренлар, в котором, по легенде, находится могила праведника Сулеймана. Говорят, его собирались хоронить у подножия, но прилетели голуби и подняли усопшего наверх.
Другие знаковые места Шалбуздага — исцеляющий источник Зем-Зем, исполняющая желания ниша в скале (надо только забросить в нее три камня подряд). И еще грехомер. Старинный прибор для выявления грехов работает так: нужно пролезть в узкую расщелину, и если это не удастся, вы грешник. Поэтому перед поездкой лучше не переедать, ибо чревоугодие — грех.
Еду на Шалбуздаг можно вообще не брать — и все равно вы будете сытым. Это уже не мистика, а традиция: в лагерь, разбитый недалеко от святилища, паломники несут самые разные кушанья. Угощают всех, поэтому, даже если вы не паломник, ешьте спокойно, люди только порадуются. Для них угостить — большое счастье. Не будет проблем и с ночлегом, так что можете смело ехать на ночь глядя, главное засветло добраться до лагеря и взять теплые вещи.
Эта гора, как и песчаный бархан, находится на границе предгорий и равнины. Здесь одно из самых узких мест между горами и морем, наряду с Дербентским проходом и Махачкалой. Но уникальна гора не этим.
Пушкин-Тау (в переводе с кумыкского «гора Пушкина») называется так потому, что южный ее склон поразительно похож на профиль великого русского поэта. Причем это дело рук природы, никто портрет в скалах не вытесывал, да и не смог бы при всем желании — это гигантское «произведение».
Надо признать, что природа создала настоящий шедевр. Проезжая по трассе у подножия горы или стоя напротив нее, вы не поймете замысел автора — перед вами обычный обрыв. Но если посмотреть на него сбоку, под определенным углом, то многочисленные будто бы случайные неровности сдвинутся в единственно правильный ракурс — и пазл сойдется. И сердце уйдет в пятки. Вылитый Пушкин, как он сам себя рисовал.
Увидеть это чудо можно из города Избербаш, зажатого между Пушкин-Тау и Каспийским морем. Нужная точка находится на дороге, ведущей с трассы в город, если заезжать со стороны Махачкалы. Местные жители подскажут, откуда смотреть.
Еще одна знаковая вершина далеко в глубине горной страны. Здесь разыгралась драма, вошедшая в российскую историю как штурм аула Ахульго — крупнейшая битва Кавказской войны.
Гора господствует над местностью, окруженная хребтами. Именно это стратегически безупречное место выбрал для своей ставки имам Шамиль. И именно здесь надеялась закончить войну российская армия летом 1839 года. После 80-дневного штурма и огромных потерь с обеих сторон крепость взяли, однако война не закончилась — раненый, но вырвавшийся из окружения с горсткой сподвижников Шамиль продолжил войну и сдался в плен лишь 20 лет спустя.
А потом взятие Ахульго вошло в историю мировой культуры благодаря Францу Рубо, автору «Бородинской битвы» и основоположнику русской школы панорамной живописи. Судьба написанной им в 1891 году панорамы «Штурм аула Ахульго» трагична. Ее выставляли в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде и Севастополе, но с 1909 года она хранилась в свернутом виде, перевозилась с места на место, пострадала от наводнения в Ленинграде и почти полностью утрачена.
Сама же гора Ахульго стала одним из популярнейших туристических мест Дагестана, на ней возведен мемориальный комплекс с исторической экспозицией внутри. Поехать туда можно через любую турфирму или самостоятельно — всего два часа из Махачкалы по хорошей дороге. Панорамные виды на Страну гор прилагаются.
Первая гора, которую видит прилетевший в Дагестан турист, — это Тарки-Тау. Он видит ее везде: в окне махачкалинской гостиницы или кофейни, на улице и в парке. Она доминирует над городом — эта гора, похожая на наковальню. На протяжении веков Тарки-Тау была точкой притяжения легенд и исторических событий, в череде которых достойное место занимают появление и расцвет Махачкалы.
Есть разные легенды. Что Тарки-Тау — это Таргитай, прародитель скифов. Что местные жители до принятия ислама считали гору священной и даже не смели показывать на нее пальцем. Есть легенды, а есть исторические факты — эта гора видела походы гуннов, Тюркский каганат, булгар, хазар и их раннюю столицу Семендер, и разрушивший Хазарию поход князя Святослава. А спустя века — расцвет города Тарки, столицы Шамхальства Тарковского, государства, пережившего вторжения войск Тамерлана и Бориса Годунова, поход Петра I и Кавказскую войну.
Теперь у подножия горы раскинулась Махачкала. Но и она за сто лет успела превратиться из военного укрепления в мирный город, получить столичный статус, сменить название, вырасти почти до миллионника. Все меняется, незыблема только Тарки-Тау. Гора, похожая на наковальню — ведь Таргитай был отцом кузнечного дела. И когда вы посмотрите на нее из окна гостиницы или кофейни, с махачкалинской улицы или из парка — вспомните, что это свидетель большой и длинной истории. Которая, как известно, никогда не заканчивается.