Известный фотограф и путешественник Леонид Круглов часто оказывается в местах, куда не ступала нога человека с камерой. Объехав полсвета и познакомившись с самыми необычными культурами мира, он сформировал собственный свод правил поведения для фотографа, который хочет заполучить эксклюзивную и эмоциональную картинку. Главное — не техника, и даже не талант идеально выстраивать кадр, а психология — фотограф должен суметь стать частью чужого общества, и только потом можно доставать камеру.
Специально для наших читателей — а особенно для участников фотоконкурса, проводимого редакциями «Это Кавказ» и «DV.land», — Леонид Круглов на примере одного из своих снимков рассказывает, как вести себя там, где никогда не видели иностранцев.
— Этот снимок сделан в горах индийского штата Керала, куда туристы не добираются, а люди живут так же, как и сто-двести лет назад. В одной из своих экспедиций я узнал о древнем ритуале Тхиям, что в переводе на русский означает «танцор бога». Смысл этого ритуала заключается в том, что в танце в человека входит божество. На снимке запечатлен мальчик лет восьми, которого специальному танцу обучал отец. Право исполнять танец в местных семьях передается по наследству. В этом есть что-то близкое к шаманизму.
Считается, что как только мальчиков начинают раскрашивать и наряжать в ритуальные костюмы, они перестают быть собой — в них входит божество. Дети становятся очень сосредоточенными, серьезными и взрослыми. Это и видно на снимке.
Обряд закрытый, у него нет фиксированной даты; узнать, где и когда он пройдет, в интернете, например, невозможно. Он не имеет ничего общего с тем, что показывают туристам на экскурсиях на побережье. Мне пришлось провести основательную разведку, поселиться в одной из деревень в горах — там, где туристов не бывает, — и выяснить у местных, где и когда можно увидеть танец бога.
Так получилось, что я был первым иностранцем, попавшим в эту деревню. Мне пришлось сначала поговорить со жрецами. Для них мой визит был некоторым шоком. Это был непростой момент. Во время подготовки к ритуалу жрецы тоже бегали по углям, впадали в транс, и нужно было выбрать удобное время для разговора.
Я знаю, что в таких местах все решают старшие, говорить с ними надо уважительно, спокойно и в деталях объяснить, откуда ты и зачем приехал. Очень хорошо, если кто-то из местных сможет за тебя поручиться, тогда наладить контакт будет намного легче. Нужно понимать, что чужака, иностранца боятся пускать на такое важное для местных жителей мероприятие только потому, что своим неадекватным поведением или незнанием каких-то тонкостей он может все испортить.
Но мне удалось получить разрешение присутствовать на ритуале. Мне разрешили смотреть, но не снимать. Я послушался и даже не пытался перечить. В любом случае я был рад увидеть все это своими глазами. А потом, когда они поняли, что я готов их слушаться, интересуюсь их культурой и хочу разобраться в мелочах, мне позволили поснимать дневные танцы. То, что будет происходить ночью, просили не снимать. Но потом и это разрешили, когда поняли, что я не помешаю.
Жрецы в какой-то момент буквально за руку начали меня водить в разные интересные места деревни и показывать разные этапы обряда, и все сами объясняли. Даже подсказывали, что и почему важно сфотографировать.
Дальше надо было наладить контакт с мальчишками — танцорами бога. Это было намного сложнее. Они настолько закрыты и сосредоточены на своей роли, что практически не воспринимали ничего вокруг. Просто подойти и поговорить — это бестактно. Я находился недалеко от них, подолгу сидел рядом и наблюдал, как их раскрашивают. Ничего не снимал, просто смотрел. Они ко мне привыкали. Мы только обменивались взглядами. Без шуток, эти ребята были в очень странном состоянии, в религиозном трансе, и они очень чутко воспринимали мои попытки подружиться, отвечали взглядом. Контакт глазами очень важен в такие моменты.
Ближе к ночи я попробовал применить вспышку, но понял, что она может нарушить транс танцоров. Пришлось отказаться от этой идеи. И даже тут мы общались с ними взглядами. Я буквально ползал по земле, чтобы не загораживать зрителям вид на танец и не мешать танцору. Чтобы сделать кадр, мне приходилось долго смотреть в глаза мальчика и ждать, когда он даст знак, что вот сейчас снимать можно.
Фотограф в такой ситуации находится в колоссальном напряжении. Тут надо не только удержать контакт с героем, который перемещается, делает какие-то странные и непредсказуемые вещи, но и следить за техникой, за тем, что происходит вокруг, чтобы ничего не упустить.
Был момент, когда я ползал на четвереньках вокруг танцора, исполнявшего роль богини Парвати, а какой-то пьяный зритель просто уселся мне на спину, как на табуретку. Это была такая шутка. Танцор каким-то образом развернулся и обратился музыкальным стихом к этому зрителю, не то защищая меня, не то стыдя его. В итоге этот мужчина как-то быстро протрезвел и куда-то убежал, а мне уже никто больше не мешал снимать.
Ну, а когда ты понимаешь, что тебя приняли, то лучше всего стать невидимкой. Только так, не привлекая к себе лишнего внимания, можно делать хорошие кадры из реальной жизни. Я имею в виду не скрытую съемку, а то, что важно не отвлекать на себя внимание от других людей. Кто ты такой, чтобы вылезать перед старейшинами или героями праздника? Поэтому тут неизбежно приходится использовать нижние точки для съемки.
На подготовку к съемке требуется хотя бы пара дней. Это другая культура, в нее надо погрузиться и с ней надо немного пожить. Главная ошибка современных фотографов в том, что они спешат. У них есть один день, они бегут в горы, едут в далекое племя и просто щелкают фактуру, не вникая в суть происходящего и часто упуская самое важное. Да и вообще, когда ты постоянно думаешь, как бы не опоздать на самолет, очень сложно сосредоточиться на том, что происходит.
Все эти ритуалы для жителей деревни очень важны, и они настраиваются на определенные модели поведения. И если ты не приспосабливаешься, то они просто не примут тебя. А приспособиться можно, только отвлекшись от всех остальных проблем, без суеты.
Если тебя приглашают вместе поесть или попить, это значит, что контакт есть и надо его развивать. Спрашивают — отвечайте, не увиливайте. Им на самом деле важно знать, что за человек к ним приехал. Спрашивайте сами обо всем, что видите. Нам, русским, эти моменты понятны потому, что у нас у самих похожие модели поведения. Для нас тоже важно поговорить, вместе выпить и поесть — это круг доверия.
Говорить нужно не о том, что интересно тебе, а о том, что интересно твоему герою. Как это ни банально, деревенским жителям хочется рассказывать про урожаи, про свои дома, про жизнь. Местные жители, как правило, редко интересуются тобой. Им больше интересны предметы.
Дружите с местными мальчишками, они всегда подскажут, на какой забор залезть, чтобы получить отличную точку для съемки и хороший ракурс, кто есть кто в деревне и где самые красивые пейзажные виды. На самом деле, чтобы подружиться, их достаточно рассмешить или разрешить подержать в руках камеру.
Языковой барьер есть, и от него никуда не денешься. В лучшем случае там будут знать пару слов по-английски или по-французски. Первые пару дней, пока ты осваиваешься, важно составить словарик из 10−15 слов на местном языке. Он очень выручит. Чтобы понять, что хорошо, а что нельзя, да или нет — много слов знать не нужно. Ну, а в идеале, конечно, нужен переводчик. Если удастся найти такого человека — большая удача.
Проводника и переводчика лучше искать заранее, они могут очень здорово помочь наладить контакты с местными жителями и рассказать, как себя вести. Найти такого человека можно и в интернете, и на вокзале, и уже в деревне. Люди, которые хотят подзаработать на иностранцах и готовы помочь, есть везде.