Из всех северокавказских республик Чечня, пожалуй, самая фантастическая — по числу фантастов на душу населения. Один из представителей жанра даже судится с Кэмероном по поводу «Аватара», обвиняя знаменитого режиссера в плагиате. О другом фантасте мы писали в нашем обзоре современной северокавказской литературы. А сегодня, когда в прокат выходит долгожданное «Притяжение» Федора Бондарчука, мы беседуем с Тимуром Алиевым — писателем-фантастом, помощником Рамзана Кадырова, председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при главе Чеченской Республики.
Эффект Чертаново
— Пойдете на «Притяжение»?
— Пойду, хотя думаю, ждать нового слова в фантастике от фильма не надо. В трейлере мы видим набор клише, характерных для фильмов-боевиков: преодоление себя, любовь и семейные отношения на фоне военных действий, защита своей страны… Такие старые добрые истины. Ну что ж, ничего страшного, фильм рассчитан на молодежь: правильные идеи в красивой обертке.
— После выхода трейлеров в адрес создателей «Притяжения» тут же посыпались обвинения в неоригинальности: мол, образы и движения инопланетян напоминают «Грань будущего», музыка — «Стартрек: Бесконечность», а корабль инопланетян — сервиторов в игре «Destiny».
— Конечно, сложно играть с Голливудом на их поле по их правилам. Что-то неизбежно будет копироваться, повторяться. Образы инопланетян? Не так уж много способов превратить их в нелюдей. Расчеловечить — известный прием, который используют не только фантасты, когда надо вызвать ненависть к агрессорам.
— На что же сделал ставку Бондарчук, вступая на поле, которое до него пахали-перепахивали известнейшие кинематографисты?
— Что касается Бондарчука, я думаю, в этом проекте было как минимум две задачи, которые вызывали у него спортивный интерес. Во-первых, доказать, что российский кинематограф способен создавать фильмы этого жанра на высоком уровне. Сегодня половина успеха — это качественные спецэффекты на основе компьютерной графики. Во-вторых, изюминка сюжета — перенесение действия в Чертаново, на окраину Москвы. О вторжении инопланетян в Россию до сих пор был снят только один небольшой телесериал «Посредник» по повести Александра Мирера «Главный полдень». Но его показали однажды в начале 90-х — и забыли. Так что сюжет «Притяжения» в этом смысле претендует на новизну.
Чужой против боевика
— Вам не показалось, что фразы из трейлера «Вы из другой Галактики? А мы из Чертаново!», «Это наша земля!» очень напоминают реакцию русских националистов на появление любого «чужого» в пределах МКАДа?
— Ну, для начала не будем вырывать слова из контекста. А потом я все-таки надеюсь, что это не ксенофобия, а патриотизм. Сам много раз сталкивался с предубеждением, с тем, что мои рассказы читали сквозь призму национальной принадлежности автора. В рассказе «Старик и зомби», который написан в соавторстве с Мурадом Магомадовым, видели намек на чеченскую войну, а в армии зомби — российские федеральные войска. Хотя там даже близко этого нет. Поэтому не будем торопиться с выводами.
— Главная героиня фильма спрашивает: «Почему я должна какие-то контакты налаживать?» — и получает парадоксальный ответ: «Чтобы узнать, кто мы…»
— Так и есть. Мы ищем братьев по разуму, чтобы осознать свое место во Вселенной, понять, на какой ступени развития находимся, создать систему координат какую-нибудь. Трудно оценивать, когда сравнивать не с кем и не с чем. Я тоже не смог мимо этой темы пройти: в рассказе «Настоящий враг» чеченский боевик и российский лейтенант после встречи с инопланетным монстром понимают, что их конфликт меркнет на фоне мировой катастрофы, которую может устроить пришелец. И они объединяются, хотя и не становятся друзьями. Сложно вот так сразу перейти из одного состояния в другое. Но стереотип сломан, произошла переоценка ценностей.
Трудно быть новым
— Бондарчук несколько лет назад уже имел дело с фантастикой: «Обитаемый остров» хотя и стал одним из самых кассовых фильмов Европы, но так и не «отбил» потраченные на него более 30 миллионов долларов.
— Зато у него есть опыт реализации больших проектов, таких как «Сталинград». И не забывайте: «Обитаемый остров» — это экранизация, а к экранизации у зрителей всегда больше претензий, от нее ждут большего. Тем более — если это фильм по повести братьев Стругацких, к которым у россиян особое отношение. Вспомните, как все ждали «Трудно быть богом» Алексея Германа — и для многих этот фильм стал разочарованием именно потому, что в нем совершенно иной месседж, ничего общего не имеющий с произведением Стругацких.
— Что должно быть в фантастическом фильме, чтобы он выделялся на фоне множества остальных?
— Думаю, обязательно должен быть синтез жанров: sci-fi плюс вестерн, sci-fi плюс триллер, sci-fi плюс боевик… В «Грани будущего» инопланетное вторжение сочетается с мотивом «петли времени». Еще, конечно, должна быть интересная идея. Если автору фильма нечего сказать, то и фильма не будет. И в «Космической одиссее», и в «Матрице», и в «Аватаре», и в первых двух «Терминаторах» главное — идея, поэтому они стали классикой.
— Какие фантастические сюжеты еще ждут своей экранизации?
— Даже не знаю… Я думаю, невоплощенных сюжетов не осталось: и машина времени, и параллельные миры, и пришельцы, и стимпанк, и дизельпанк — все уже было. Сейчас другая тенденция: фильмы, и не только фантастические, снимают по компьютерным играм. Да и книжки пишут, даже новый жанр фантастической литературы появился — ЛитРПГ. Герой попадает в виртуальную реальность, и все действие проходит уже там, в мире компьютерной игры, вымышленной или существующей.
Чечня в стиле Лавкрафта
— Вы часто читаете коллег по жанру?
— За свою жизнь я перечитал море фантастики. Если судить только по количеству моих оценок на Фанлабе, я прочитал чуть больше 6 тысяч рассказов, повестей и романов. Нефантастики читал на порядок меньше. Но в последнее время огромное удовольствие получаю от чтения большой литературы. Среднее качество фантастики падает, а лучшие образцы боллитры еще держат планку. Ну, а поскольку фантастику я читаю без разбора, а боллитру только премированную, уровень прочитанного сильно разнится.
Но отказаться от чтения фантастики я не могу. Во-первых, очень люблю, невзирая на падение качества. Во-вторых, если пишешь фантастику сам, нужно знать, что написано до тебя. Повторишься — тебя читать никто не будет. Кто-то из критиков писал, как один маститый писатель из боллитры взялся за фантастику и выдал очень слабый — не то что вторичный, а даже третичный рассказ. Да что далеко ходить. Мои товарищи, далекие от фантастики, иногда подбрасывают мне идеи, как им кажется очень свежие, и мне приходится разочаровывать их, перечисляя, где и кто их придумку уже реализовывал.
С другой стороны, если переселишься в море, то рыбой не станешь. Скорее утопленником. Так уж лучше сидеть над удачными образчиками большой литературы, чем поглощать тонны фантастической халтуры.
— А что читаете сейчас?
— "Распознавание образов" Уильяма Гибсона — основоположника жанра киберпанк. На позапрошлой неделе перечитывал цикл Кита Лаумера «Ретиф» — иронические рассказы о приключениях космического дипломата. Это классика приключенческой фантастики 60-х. Семейный эпос Романа Сенчина недавно прочел — «Елтышевы»…
— Читаете, пишете, участвуете в конкурсах фантастической литературы, посещаете конвенты. На основную работу время остается?
— Фантастика — это мое хобби, конечно, я занимаюсь ею в свободное время. На конвенты (в основном на Роскон) езжу, чтобы в реале встретиться с людьми, с которыми познакомился в фандом-сообществах, обсудить публикации, сотрудничество. Я пришел в фантастику благодаря интернету, соцсетям.
Сейчас работа занимает почти все время. Я хочу, чтобы люди не боялись приезжать в Чечню, чтобы не верили стереотипам, чтобы мы избавились от ксенофобии — без помощи инопланетян. Для этого работаю, для этого пишу. В моем рассказе «Древний закон», стилизованном под мифологию Говарда Лавкрафта, речь идет о Чечне (как и в большинстве моих произведений), об озере Кезеной-Ам. Хочу, чтобы люди узнали об этом прекрасном озере, о легенде, которая окутывает его тайной.
— Может, очередной Роскон проведете в Чечне?
— Это хорошая идея. И я уже думал об этом…
Фото: Абдуллах Берсаев, из личного архива Тимура Алиева