Дагестан
Гаджи Гаджиев: «Даже если кровный враг пришел к тебе домой, ты должен быть с ним вежлив»
10 июня, 2024
Гуру отечественного футбола — о секрете очарования Дагестана, планах махачкалинского «Динамо» и наплыве блогеров в республику

Одним из главных событий футбольного сезона в России стал выход махачкалинского «Динамо» в российскую Премьер‑лигу — большой успех для клуба, который будет впервые в своей истории играть в высшем дивизионе. В Дагестан на матчи потянулись тысячи болельщиков. Побеседовали с президентом махачкалинского «Динамо», знаменитым тренером Гаджи Гаджиевым о том, что посмотреть и поесть в республике, как воспитать чемпионов и как туристы меняют жизнь даже отдаленных аулов.

«Бояться нечего»

— Мои друзья, а они искушенные тревел-журналисты, недавно приехали из Дагестана в полном восторге и сказали, что обязательно побывают там снова. Что заставляет людей возвращаться в республику?

— Думаю, что все-таки не горы, хотя это основная достопримечательность, и даже не Дербент. В первую очередь люди, ведь со временем многие из нас отдаляются друг от друга. Как там пелось? «Мне очень жаль, что во дворе так мало песен, что не берут гитару в случае любом». А у нас берут! Ну, не гитару, может, а пандур. Дружат дворами. Человеческие отношения сохранились. У нас по-настоящему теплые, гостеприимные люди — по контрасту с суровостью гор.

— Откуда это гостеприимство?

— Нас издревле так воспитывали. Даже если кровный враг пришел к тебе домой, ты должен быть с ним вежлив. Он гость, то есть лицо неприкосновенное. Знаете, мне кажется, это идет от гордости горцев — той, что не позволяет людям опускаться на тот уровень в разговоре, в общении, который бы задел их самих.

— А действительно ли диалекты разных сел настолько отличаются, что люди порой не понимают друг друга и переходят на русский?

— Бывает, да. Удивительные различия существуют в селах, аулах даже одной национальности. Например, аварец, чохский аварец, из Гуниба, из Ботлиха. На равнине такого не встретишь, а в горах — да, потому что большая изолированность. Дороги есть, но сравните, например, путь в 45 километров где-нибудь в степи и по серпантину — это разные вещи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мочох: каток на горном озере
У дагестанцев есть свой Байкал — озеро, куда зимой приезжают, чтобы покататься на коньках по прочному и гладкому льду. И не только из окрестных сел

— Куда вы везете своих друзей и близких прежде всего, когда они приезжают в Дагестан?

— Я сам не великий путешественник, но семейка моя очень активная, покоя они мне не дают (смеется — ред.). Лена (жена. — ред.) с детьми много ездит. Чаще всего в Гуниб — там климат целебный, не зря столько санаториев. Нравится Хунзах: село нависает над ущельем, очень живописно. Зимой можно покататься на коньках на замерзшем озере Мочох. В Дербент, конечно, все же самый древний город России, пять тысяч лет истории. Ну и, Сулакский каньон — он глубже, например, американского Гранд-Каньона.

— Блогеры любят выкладывать фото на фоне Сулакского каньона.

— Да, блогеров у нас в последнее время появилось немало. Тут моя Лена поехала с детьми в Унцукульский район, зашла в кафе, взяла чашку кофе и пишет мне: Гаджи, да тут хороший кофе! Ну когда в горах пили кофе?

— А ведь пили же чай, да?

— Правильнее сказать травы, а теперь вот переходим на модный напиток. Мы с заслуженным тренером России Курбаном Бердыевым поехали в Левашинский район продвигать футбол. Встречались с главой, с общественностью, а перед отъездом решили посидеть с кофе. И оказалось, что у них в маленьком селении, где жителей около 10 тысяч, наверное, целых 20 кофеен. И так повсюду. В Махачкале — так вообще. Хотя Москву по числу кофеен, конечно, не обгоним, но только по той причине, что она крат больше (смеется — ред.).

— Проблемы с дорогами, говорят, тоже решаются?

— Да, за последние годы дороги в Дагестане стали порядка на два выше. Гостиниц открылось больше, общественных туалетов. Проблемы есть, их немало, потому что мы изначально к такому потоку туристов были не готовы, но многие недостатки компенсирует красота гор, доброта людей.

— Есть такой стереотип, что в Дагестан в одиночку девушкам не стоит ехать: украдут, в ковер завернут. Давайте туристок успокоим.

— Бояться нечего, но хочется попросить вести себя уважительно по отношению к нашим традициям, обычаям. То есть, условно, шорты — пожалуйста, только не такие, что больше похожи на трусы. Внимание к женщине здесь повышенное. Требования у нас сейчас и к самим себе, конечно, уже совершенно не такие жесткие, как были даже лет 30 назад.

— Зато многие хвалят Дагестан в плане гастрономии. Заслуженно?

— Кухня у нас хорошая — в том плане, что она относительно простая. Не могу сказать, что очень разнообразная, но и не примитивная: хинкал, шашлыки, чуду — много начинок, но попробуйте с тыквой, не пожалеете. В Махачкале есть этноресторан-музей «На Lermontova». Там интерьер с большой любовью сделан, без китча, очень тонко, с настоящими предметами старины. Открыла его известный в Дагестане ресторатор Лейла Багандова.

— А любимое блюдо с детства у вас есть?

— Я не гурман, к еде отношусь спокойно. Ко всей. Хотя погодите! Кроме, пожалуй, фасолевого супа. У нас в Дагестане его готовят по-другому немного — очень вкусный.

«Удел сильных»

— Не могу с вами не поговорить о футболе. Как получилось, что такая, в принципе, небольшая в масштабах России республика столько дала отечественному футболу?

— У нас в целом один из самых спортивных регионов в России. Каждый день где-то с пяти утра все высыпают на зарядку, на пробежку, устраивают небольшие схватки, соревнуются в прыжках. У нас, наверное, лучшая в мире школа единоборств и число занимающихся в секциях тоже огромное.

Футбол у нас любили всегда. Я вспоминаю время, когда приезжали к нам столичные команды «Торпедо», «Динамо», «Спартак», и стадионы заполнялись под завязку. Сейчас на последних наших двух матчах присутствовало порядка 22 тысяч болельщиков.

— Махачкалинское «Динамо» недавно вышло в российскую Премьер-лигу и теперь будет играть с самыми сильными командами страны. Большая победа.

— Которая далась непросто. Клуб организован аж в 1927 году. Были взлеты и падения. В 2007 году клуб вообще расформировали, футбольная команда исчезла. Возродилось все только в 21-м. Удачно играл в Премьер-лиге до нас другой дагестанский клуб — «Анжи», который организовал Магомед-Султан Магомедов, но мы, «Динамо», набираем популярность.

Перспективы, связанные с развитием игры, у нас хорошие. В силу того, что климат замечательный, можем играть круглый год, а в силу того, что молодежь спортивная, недостатка в желающих заниматься футболом нет. Так, после последней нашей победы мне позвонил один из активистов по развитию игры среди школьников и сказал, что к ним на следующий день пришло записаться 300 человек.

— Великие тренеры говорят: чтобы воспитать команду чемпионов, цель всегда должна быть больше, чем просто победа — пусть даже в Кубке мира или на Олимпиаде. Согласны?

— Это, безусловно, истина. Очень разумно воспитывал Абдулманап, тренер и отец нашего великого бойца Хабиба Нурмагомедова: ты сначала должен стать личностью, а потом уже думай о победах. По его убеждению, сын должен был знать два языка (Хабиб бегло говорит на английском) и свободно владеть речью, для чего требовал от него переписывать слова из словаря Ожегова.

Если ты хочешь дойти до какого-то места назначения, лучше подстраховаться и ставить себе цель дальше. Если переплываешь бурную реку, гребешь против течения, а это всегда так, если хочешь чего-то добиться — ориентировочную точку берега делай выше. Но не все так смогут — это удел сильных.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
«Я просто мама»
История женщины из горного Дагестана, которая воспитала десятерых детей, стала матерью-героиней и единственной опорой для семьи
Полная версия