Дагестан
Старый Кахиб
29 октября, 2018
8003
Сторожевые башни, загадочные символы, каменные лабиринты древних строений. Это не декорации к фильму по мотивам Толкина, это Кахиб — село трудолюбивых каменщиков, которые чтут свою историю

Село Кахиб расположено в 160 километрах от Махачкалы. Это три с лишним часа по горным дорогам, но они никому не покажутся скучными: ведь путь лежит по серпантину Буйнакского перевала, сквозь 4-километровый Гимринский тоннель — самый длинный автодорожный тоннель в России, вдоль живописного Ирганайского водохранилища, в котором так красиво отражаются горы, мимо знаменитых унцукульских абрикосовых садов.

В Кахибе прописано более 2 тысяч человек, но постоянно живут около 700. Кахибцы — умелые каменщики, ездят по всей стране, зарабатывают на стройках. В самом селе возделывают сады и огороды, держат овец и коров. В Кахибе есть школа-одиннадцатилетка и республиканская туберкулезная больница, как утверждают в местном сельсовете — одна из лучших в Дагестане. Видимо, горный воздух полезен для здоровья.

Но главная достопримечательность, конечно, старый Кахиб — каменные развалины старого села на крутом склоне горы над речкой Кахибтляр. Они так органично вписаны в ландшафт, настолько сливаются со скалами, что издалека совершенно незаметны. Но стоит подойти ближе и начать подъем по узкой тропинке, перед глазами открываются великолепные виды, которые могли бы быть готовыми декорациями для «Властелина колец».

Как говорят дагестанские историки, ссылаясь на данные археологических раскопок, первые поселения появились здесь еще в V—VII веках до нашей эры. Каменный Кахиб датируют VIII—X веками нашей эры. В пользу датировки говорят языческие петроглифы, сохранившиеся на старых стенах. Ислам пришел в эти места лишь несколько столетий спустя.

По словам местных жителей, их предки поселились на крутых склонах, чтобы было легче отражать набеги завоевателей, а в 1965 году начали переселяться на более пологий левый склон ущелья. Это были времена массового переселения горцев на равнину, и кахибцам предложили участок вблизи Махачкалы, но они наотрез отказались покидать свою родину.

Семь лет назад при поддержке Министерства культуры Дагестана в правобережном Кахибе была отреставрирована одна из сторожевых башен. Это 6-этажное строение высотой 20 метров, со стенами метровой толщины и плоской крышей, куда можно подняться по приставным деревянным лестницам, — обязательный пункт для всех туристов. Говорят, когда-то, заметив приближающегося врага, на таких башнях разжигали костры, передавая сигнал тревоги от одного села в другое. Еще говорят, что под старым Кахибом проложены подземные ходы, но, как их найти, никто не знает. Во всяком случае, туристам их не показывают.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Зеленый остров»: зачем идти в обновленный парк Черкесска
Искупаться в пруду, покататься на велосипеде, сходить на концерт или в гости к Коту Ученому и даже заключить брак — все это можно сделать в огромном парке в центре карачаево-черкесской столицы
Пуй: загадочное село в горной Ингушетии
Башни и склепы, серебряный рудник и древнее святилище, сосновый бор и поляна, где собирались легендарные нарты, — все это заброшенное село Пуй, камни которого хранят множество тайн
Рецепт победы: за что аэропорт Владикавказа получил звание лучшего в стране
Воздушная гавань столицы Северной Осетии возглавила всероссийский топ аэропортов, принимающих от 500 тысяч до миллиона пассажиров в год. Показываем, как устроен новый терминал
Бронзовый Осирис и другие артефакты, ради которых стоит сходить в Ставропольский музей-заповедник
Древнейший скипетр власти, погребальные украшения скифской воительницы, двухтысячелетняя амфора — рассказываем о новых экспонатах археологической коллекции краеведческого музея в Ставрополе
Чеченская готика: что делать в «нефтяном замке» в Грозном
В столице Чечни открылся готический музей под открытым небом. Для туристов это экзотика, для грозненцев — возможность прикоснуться к старому городу
Диалог прошлого и настоящего: зачем идти на выставку молодого художника из Дагестана
В Махачкале представили коллекцию эстампов Калеба Шмидта, оживившего серые рельефы древних строений и надгробий красками и новыми смыслами. Какими — рассказал сам художник
Полная версия