Дагестанское село Игали лежит на правом берегу реки Андийское Койсу, спускающейся с Кавказского хребта. Раскинувшееся в долине на высоте 650 метров над уровнем моря, оно окружено горными вершинами. Одна из них такая высокая, что зимой здесь вечная тень и люди почти не видят солнца, сетуют сельчане. И все-таки Игали — сельскохозяйственный центр района. И живет благодаря садам с самым солнечным фруктом — абрикосом.

Фото: Магомед Гаджидадаев
Сад на другом берегу реки
Фруктовый сад Ухумы зеленеет в отдалении от села — по другую сторону Андийского Койсу. Этот участок достался 56-летнему мужчине от родителей: абрикосы в Игали выращивали всегда, сколько он себя помнит. Раньше — дикие сорта, пригодные только для кураги, теперь — Шалах, Краснощекий, Бухару.
На звание «абрикосового края» в Дагестане претендуют несколько районов, в том числе Гумбетовский. Третья часть всех выращенных в районе плодов — а это сады на площади в 270 гектаров — из Игали, одного из самых крупных сел в 12 километрах от райцентра. И сейчас это едва ли не единственный источник доходов для трех тысяч сельчан.
Поэтому здесь используют всю землю, что удастся приспособить под фруктовые сады.

Фото: Магомед Гаджидадаев
Добраться на участок Ухумы Ибрагимова можно только через мост, ведущий на другой берег реки: это пять километров в объезд по плохой дороге, и машинам, тем более грузовым, пересекать его опасно. А в непогоду так и вовсе можно попасть под сель.
Остается идти пешком. Но как быть с урожаем?
Ухума кивает в сторону стального троса, натянутого вдоль реки. К нему присоединена деревянная люлька, болтающаяся в нескольких метрах над грязной бурлящей водой.
— Вот эта «дорога» существует тут лет 25, точно не помню. Это еще при моих родителях было.
Подобных «фуникулеров», как их называют жители села, три. Пользуются ими те, кому, как и Ухуме, неудобно ехать в объезд. Сначала «канатка» сама быстро мчит пассажира и его груз до середины реки. Затем «дорога» идет на подъем, и Ухума крепко хватается руками за трос, проворно перебирая мозолистыми пальцами по нагретому солнцем металлу. Перчаток на нем нет.
— Зачем? Я привык, — отмахивается он.
Длина каната — метров пятьдесят. Это расстояние Ухума преодолевает примерно за минуту. Глубина реки под ним — около трех метров. Местные говорят: «Неглубоко».
За одну поездку Ухума привозит три ящика оранжевых фруктов — около 70 килограммов. Он аккуратно ставит ящики на обочине: после пятничного намаза за фруктами приедет покупатель.
В разгар сбора урожая, как сейчас, вдоль дороги вереницей выстраиваются ведра и ящики с ярко-оранжевыми и бледно-желтыми абрикосами. Но в этом году абрикосов мало: внезапные заморозки сильно ослабили надежды сельчан на хороший заработок.

Фото: Магомед Гаджидадаев
Армянские конкуренты и футбольный чемпионат
— Вырастить абрикосы только половина дела, — вздыхает Ухума. — Главное потом продать их.
Раньше, когда в соседних селах — Чиркате и Тлохе — работали перерабатывающие заводы, игалинцы не знали бед со сбытом. Но предприятия стоят уже больше пяти лет, и теперь все бизнес-хлопоты полностью легли на плечи сельчан.
Вчера Чамастак продала десять ящиков, сегодня пока ничего.
— Цены упали, как эти армянские абрикосы стали к нам в Дагестан привозить. В прошлом году продавали за 100 рублей килограмм сорта Шалах, а в этом году уже 50, — жалуется женщина. — Они не лучше, они большие и красивые. А по вкусу наши лучше, точно без всякой химии, — разводит руками она.

Фото: Магомед Гаджидадаев
Еще одна проблема, мешающая сбыту, говорят местные, — это футбол. Точнее, чемпионат мира.
— В этом году не дают нам дорогу: в крупные города, где проходят игры, не пропускают наши фуры и «Камазы». Вчера к нам на участок приехали за фруктами всего две-три грузовых «Газели», а в другие годы от нас за день по несколько фур с абрикосами отъезжали, — сетует Чамастак.
В прошлом году за проданный урожай с 70 деревьев ее семья выручила около 200 тысяч рублей. По меркам села — хорошая сумма. Как будет в этом году, ей пока остается только гадать.
Выращивание фруктов — еще и продолжение семейных традиций. Магомед Магомедов давно живет в Махачкале, там у него свой бизнес. Но в родное село наведывается часто: здесь у него сто абрикосовых деревьев. Чтобы собрать урожай, он нанимает сельчан. За один собранный ящик фруктов они получат от 50 до 100 рублей, зависит от размера тары.
— В этом году планирую собрать около трех тонн фруктов, что, конечно, меньше, чем в прошлом. Если перевести на деньги, около 120 тысяч рублей, — подсчитывает бизнесмен.

Фото: Магомед Гаджидадаев
Оптовая цена за килограмм — от 45 и до 60 рублей. Но крупных покупателей, которые могли бы вывезти большие партии абрикосов в другие города России, сейчас нет. Магомед тоже уверен: причина — футбольный чемпионат и связанные с ним ограничения.
— А кто приезжает, знает, какая у нас ситуация со сбытом. И старается еще сбить цену. А абрикос такой продукт — храниться может не дольше трех дней, и мы вынуждены принимать эти условия, — вздыхает Магомед.
Солнечная курага
Но хоть на абрикосовые деньги в этом году надежд мало, по словам местных жителей, они не торопятся разъезжаться на заработки: почти все держат скот, кто-то для себя, другие на продажу. Никаких производств в Игали нет, но какую-то занятость обеспечивают школа, больница и детский сад.
Халимат работает воспитательницей в детсаду. Он рассчитан на 110 человек. Одного садика для села достаточно, говорит она, очередь есть, но небольшая, и все трехлетки в итоге получают свое место. У самой Халимат четверо детей: две дочки и два сына. Вырастить их помогают пара коров, огород, где растет почти все и, конечно, абрикосовый сад.

Фото: Магомед Гаджидадаев
— У нас нет семьи, кто бы не растил абрикосы, — улыбается женщина.
На крыше одной из хозяйственных построек сушатся желтые фрукты. Если погода останется солнечной, курага будет готова через три дня. Скоро плоские крыши домов окрасятся в ярко-оранжевый цвет.
Сушеные абрикосы считаются целебными: их заваривают во время простуды или едят так. Часть кураги игалинцы оставят себе, часть продадут: сухофрукты стоят недешево, обычно пользуются спросом, а главное — долго не портятся.
Наступает полдень. Звуки азана из главной мечети села с минаретом XIX века плывут среди гор. Ухума вместе со всеми мужчинами уходит на джума-намаз. Жизнь в селе будто замедляется на пару часов.
Потом все пойдет своим чередом, и Ухума дождется своих покупателей.