В Москве завершились финальные игры 30-го сезона Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады школьников «Умники и умницы», которая транслируется на Первом канале. Победу в финале одержал одиннадцатиклассник из школы № 7 Черкесска Руслан Охтов. Мы встретились с победителем и выяснили, как он сумел сделать то, что не удавалось ни одному школьнику из Карачаево-Черкесии за восемь лет участия в олимпиаде.
— Ничего особенного, я много читал, старался, верил в свои силы, шел к своей цели, как и все остальные дети, боровшиеся за звание самых умных. Я ведь тоже когда-то сидел перед телевизором, смотрел «Умники и умницы» и считал участие в этом интеллектуальном проекте чем-то недосягаемым.
Но анализируя то, что именно привело меня к успеху, понимаю, что в первую очередь это воспитание с малых лет. Во мне воспитывали трудолюбие, любознательность, открытость ко всему новому. Благодаря этому я меньше уставал, мог читать и воспринимать большое количество информации за короткий срок. Это помогло больше всего.
Огромную роль в моем воспитании сыграла моя бабушка Зурида, с двух лет она мне читала сказки, а в 3−4 года мы уже учили наизусть большие тексты.
Нечитающие дети никогда не выиграют «Умники и умницы». Читать нужно очень быстро и при этом улавливать суть, а этот навык нужно отрабатывать с самого детства.
Готовясь к «Умникам», я читал не менее 12 часов в сутки с небольшими перерывами, так что успевал прочитать по книжке в день. Особенно напряженной была подготовка к финалу.
— Умники — это сочетание многих факторов: знаний, умений, интуиции, удачи.
На олимпиаде были очень умные дети, которым просто не везло, и они проигрывали. Если ты везучий, но в голове ничего нет, то тоже ничего не получится, ты должен быть и умным, и везучим. Ты можешь знать ответы на все вопросы, кроме одного, и тебе попадется именно он. Конечно, это очень обидно. Я испытал это на себе.
В четвертьфинале я попал на красную дорожку, где нельзя ошибаться. Слышал вопросы, которые задают другим, стоял и думал, какие они легкие. Знал ответы на все вопросы своего агона и не смог ответить на тот единственный вопрос, который мне задали. В итоге сел на скамейку штрафников. Остальные свои дорожки и в полуфинале, и в финале я прошел чисто.
— На отборочных республиканских турах многие узнавали меня и спрашивали: «Ты тот самый Руслан из „Новостёнка“?»
Мне здорово помогло то, что я несколько лет подряд вел передачу «Новостёнок» — детские новости на республиканском канале «Архыз-24». У меня не было страха перед камерой. Многих детей софиты, операторы, петлички сбивали с мысли, а для меня это повседневность, я их не замечал, просто сидел, работал, отвечал на вопросы.
Первый день все были растеряны, но потом быстро вошли в колею и начали результативно работать, умницы на то и умницы, что быстро справляются с трудностями.
Здесь не было случайных людей, каждый отличался чем-то особенным, светлые, умные, за каждым школьником стояло много знаний, труда, кропотливой работы. Я обрел много друзей, единомышленников, каждым из которых дорожу.
— Общаясь с другими детьми, я понял: большим минусом является то, что у нас в Карачаево-Черкесии нет программы наставничества. Если бы у нас были учителя, сопровождающие нас весь путь, то наши шансы увеличились бы, мы бы стали более конкурентоспособными.
Самое сложное в олимпиаде — это подобрать литературу. Дается обширная тема, и у тебя разбегаются глаза, ты не знаешь, что читать. Центр образования республики помогал нам с подбором, но просто читать и запоминать мало, ты еще должен угадать направление мысли Юрия Вяземского, который сам составляет вопросы для игры. В целом весь подбор литературы — это интуиция, приходилось угадывать, какие аспекты будут спрашивать. Это всегда что-то интересное, что не бросается в глаза с первого взгляда.
Из того, что мы изучаем, в игре используем в среднем 15%, а все остальное остается в багаже знаний — это помогает и в подготовке к ЕГЭ. Теперь я знаю очень много дат, событий, которые знал очень поверхностно. Темой финальных игр была «Ее величество Волга: география, история, культура», она охватывает много исторических событий — взятие Казани, Астрахани. Все это развивает кругозор, и даже те, кто не выиграл, получил очень много от этого шоу.
— Атмосфера в Москве сильно отличается от республиканских «Умников». Здесь ты у себя дома, половину участников знаешь, так как встречался с ними на разных мероприятиях, сидишь, общаешься, все очень по-домашнему. В Москве это борьба, где сталкиваются самые сильные дети со всей России. Обстановка настолько накаленная, что даже в перерыве между съемками хотелось повторять и повторять материал, находить какие-то новые факты. В Останкино не попадают ни наставники, ни родители, но Вяземский может заменить их всех. Он строгий и одновременно добрый, всегда переживает за детей. Он горит этим делом — это видно, это чувствуется и очень помогает идти вперед, к победе.
В четвертьфинале мне просто хотелось окунуться в эту атмосферу, в полуфинале я нервничал: получится — не получится? А на финал был настроен уже по-боевому. Я думал, что буду прыгать от радости, если выиграю, но отреагировал очень спокойно: сил на бурную радость у меня не осталось, мне было больше обидно за тех, кто не выиграл.
— В МГИМО я пойду на зарубежное регионоведение, изучение какого-то экзотического языка: фарси, китайский, арабский, скандинавские страны, датский язык, норвежский. Есть еще время подумать. Получу многопрофильное гуманитарное образование — это и языки, и история, и культура, могу быть дипломатом, послом МИД, журналистом, заниматься международным консалтингом, очень много путей развития.
Уже чувствую себя конкурентоспособным, ведь даже ректор МГИМО говорит, что дети, которые выиграли «Умники и умницы», — это белая кость университета. Я прошел два года кропотливого труда и знаю, что, поступив в университет, тоже буду стараться.
Вместе с тем я понимаю, что у меня слабый английский. Сначала я считал это проблемой и хотел пойти на международную журналистику, но пообщался с теми, кто там учится, и понял, что все можно наверстать, у меня еще лето впереди.
Я чувствую себя уставшим, заставляю себя садиться за учебники, читаю и воспринимаю информацию намного медленнее, потому что не получилось дать себе перерыв. Очень волнуюсь перед ЕГЭ — больше, чем перед «Умниками».
— Раньше я писал стихи и даже ходил в поэтический кружок «Мэтрум», пытался метафорически отразить мир вокруг себя. Но в 9 классе перестал этим увлекаться. Нет, стихи не покажу, я понял, что просто учился подбирать красивые рифмы, и все.
Любимых книг у меня нет. Когда ты читаешь дни и ночи напролет, их становится слишком много, сложно выбрать что-то одно. Люблю английскую прозу, Диккенса, его манеру отражать действительность, и всю русскую поэзию, считаю, что самые талантливые поэты — в России.
Годы подготовки к олимпиаде — это было время глубокого познания истории. Любимая историческая эпоха — дворцовые перевороты и бунташный век, они динамичны, ты читаешь, и тебе не скучно, заговор за заговором, много Лжедмитриев, много бунтов, восстаний.
А вот как можно влюбиться в исторических персонажей, не могу понять. Это для меня набор фактов, информация, которую нужно усвоить.
— Самый лучший отдых — с семьей. Такого у меня не было уже два года: подготовка к «Умникам» была очень напряженной, хотя мама меня сопровождала во всех поездках. Раньше мы все вместе бывали в Москве, Питере, Казани, смотрели новые места, узнавали новую культуру. Это классно — гулять по городам, в которые ты вряд ли вернешься, особенно когда речь идет о Европе.
Я на самом деле очень нелюдимый человек и все выходные стараюсь проводить один, что-то читаю или же общаюсь с сестренкой. Она отличница, но за школьную программу не выходит, постоянно спорю с ней, говорю, что человек должен быть всесторонне развитым.
У меня есть несколько очень хороших друзей, все учатся со мной в одной школе, они сильно меня поддерживали на протяжении всей олимпиады. Мы как одна семья. И волейболом тоже занимаемся вместе. Я выбираю командные виды спорта, мне всегда важна поддержка, да и в целом система игры мне близка.
Я самый обычный школьник, но эти два года пришлось отодвинуть все маленькие радости и увлечения ради достижения цели. Девушки у меня пока нет, но я точно знаю, что она будет умной, доброй, искренней, настоящей.
— Да, я заглядываю в будущее: окончил университет и учусь в аспирантуре, готовлюсь защищать докторскую диссертацию, параллельно работая в каком-то посольстве, не здесь, не в республике: Карачаево-Черкесии дипломаты не нужны. Я люблю свою республику, свой уютный, красивый Черкесск. Жить и работать здесь не буду, но, как только встану на ноги, запущу на родине уникальный образовательный проект в поддержку одаренных детей. Ведь у нас даже Всероссийскую олимпиаду школьников редко кто выигрывает, а умных детей очень много. И каждый из них мог бы оказаться на моем месте. Мне просто повезло чуть больше.