В 60 километрах к югу от Махачкалы, на берегу Каспийского моря, расположен город Избербаш, известный своими песчаными пляжами и возвышающейся рядом горой Пушкин-Тау. Названием гора обязана необычному природному явлению: склон ее у самой вершины, если смотреть с определенной точки, удивительно напоминает профиль великого поэта. Кстати, первым сходство заметил Александр Дюма, путешествовавший по Кавказу в 1859 году.
Именно на этой достопримечательной горе ежегодно проводятся фестивали парапланеристов, куда съезжаются — и слетаются — десятки пилотов со всей страны.
— Фестивали проводятся с 2001 года, еще ни разу не пропустили, и каждый год приезжают люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда. В среднем собираются 50−60 пилотов, а в 2008 году было больше сотни. В мае у нас бывает крупный сбор, но и в течение года парапланеристы тоже приезжают небольшими группами, — рассказывает организатор фестиваля, дагестанский пилот Марсель Магомедов.
Интересно, что из соседних республик гостей бывает немного, хотя парапланеризм на Северном Кавказе явление не редкое.
— Очень известное место — Чегем в Кабардино-Балкарии, там и соревнования проводятся, и просто любители активного отдыха собираются. В Домбае катаются на тандемах — это парапланы, на которых можно летать вдвоем. Очень сильная школа в Пятигорске. Там на горе Юца каждый год проходят крупные соревнования, — говорит Марсель. — То есть у наших соседей и дома есть хорошие летные условия, поэтому приезжать в Дагестан смысла нет. Приезжают из российских регионов те, кто ищет подходящие для полетов горные условия, соответствующий рельеф и направление ветров.
Но у любителей парить в небе наравне с птицами имеется еще одна веская причина стремиться в Дагестан — это возможность стать единственным в мире обладателем медали «Бриллиантовый Сапсан». Чтобы получить приз, нужно преодолеть 100 километров на параплане.
Вообще-то, мировой рекорд по маршрутному полету на параплане составляет свыше 500 километров, рекорд России — более 300 км. Но медаль, учрежденная дагестанскими парапланеристами в 2013 году, до сих пор никем не завоевана. Во-первых, летать в Дагестане довольно сложно из-за постоянно меняющихся метеоусловий. Здесь каждая долина и горная гряда имеет свои метеорологические особенности. А во-вторых, еще не было серьезных претендентов на этот приз.
— Где-нибудь в Швейцарии или Испании пролететь в горах 120 км считается нормальным упражнением для международных соревнований. И мы с помощью этой медали хотим привлечь серьезных пилотов к полетам в Дагестане. Здорово, если бы к нам приезжали опытные люди, участники международных состязаний, чтобы было у кого поучиться. Они нам что-то подскажут, мы сможем им что-то рассказать про условия нашего региона. Такой обмен очень полезен, — считает Марсель.
Именно он придумал и учредил медали для парапланеристов. Первая — «Золотой Сапсан» за 50 километров маршрутного полета над республикой — появилась в 2003 году.
Но целых 10 лет никто из пилотов — ни местные, ни ведущие парапланеристы России, приезжавшие в Дагестан, — завоевать ее не могли.
— Самая главная проблема заключалась в том, что летных мест в Дагестане слишком много. Чтобы досконально изучить какое-то одно, нужно большое количество парапланеристов. Пилоты же, приезжавшие в Дагестан, хотели опробовать как можно больше разных летных площадок, поэтому разведать одно место как-то не получалось. А дагестанских пилотов, которые могли бы постоянно изучать летные маршруты в республике, в то время было слишком мало, — вспоминает Марсель.
Ситуация стала меняться в 2006 году, когда руководство горнолыжного курорта «Чиндирчеро» обратилось к местным парапланеристам с просьбой организовать какой-нибудь эвент на базе курорта. Так впервые в истории Дагестана прошла масштабная парапланерная экспедиция с участием ведущих российских пилотов. Но разыграть «Золотого Сапсана», тогда еще — за дистанцию 50 км, не удалось. Как назло, сентябрь-2006 выдался слишком дождливым. В 2007 году один из лучших пилотов России Дмитрий Гусев пролетел лишь 29 километров, в 2012 году Марсель Магомедов на 8 километров улучшил результат Гусева. И вот, наконец, в 2013 году дагестанский пилот Абдулла Алимов преодолел нужную для завоевания награды дистанцию и даже пролетел на 26 километров больше.
«Мы с Абдуллой взлетели вместе с горы, которую сами назвали Дикой из-за обилия там диких животных. Используя достаточно мощные восходящие потоки, я пролетел в тот день 49 километров, а Абдулла — 76», — рассказывает Марсель Магомедов.
Получив «Золотой Сапсан», Абдулла Алимов тут же заявил Марселю, что готов профинансировать изготовление следующей награды — за 100 км. В итоге вложились оба, так что у нее теперь два учредителя.
Раз дистанция стала больше, то и медаль должна быть лучше, решили парапланеристы и добавили в нее бриллиант. Вес награды 34,4 грамма, она сделана из золота 585-й пробы. Размер бриллианта 3 мм. Изготовил медаль местный пилот Рабадан, златокузнец в девятом поколении из прославленного села Кубачи.
Уникальность «Сапсанов» не только в том, что они выполнены в единственном экземпляре. В отличие от других призов, их не разыгрывают на соревнованиях, проводимых в строго определенное время. Любой желающий заполучить «Бриллиантового Сапсана» хоть сейчас может приехать в Дагестан, заявить маршрут, по которому он будет лететь 100 километров, а потом предъявить зафиксированное специальными приборами подтверждение того, что ему это удалось, — и все.