{{$root.pageTitleShort}}

Небо в алмазах

100 километров над пляжами, долинами и горой Пушкин-Тау — парапланеристский маршрут в Дагестане прекрасен, как и полагающаяся за него медаль «Бриллиантовый Сапсан». Но пока с ним никто не справился
829

Фото: Robert Blum/Фотобанк Лори/PantherMedia

Парапланы над Пушкиным

В 60 километрах к югу от Махачкалы, на берегу Каспийского моря, расположен город Избербаш, известный своими песчаными пляжами и возвышающейся рядом горой Пушкин-Тау. Названием гора обязана необычному природному явлению: склон ее у самой вершины, если смотреть с определенной точки, удивительно напоминает профиль великого поэта. Кстати, первым сходство заметил Александр Дюма, путешествовавший по Кавказу в 1859 году.

Именно на этой достопримечательной горе ежегодно проводятся фестивали парапланеристов, куда съезжаются — и слетаются — десятки пилотов со всей страны.

Параплан — безмоторный сверхлегкий пилотируемый летательный аппарат, планер с мягким крылом, состоящим из двух оболочек, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха.

— Фестивали проводятся с 2001 года, еще ни разу не пропустили, и каждый год приезжают люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда. В среднем собираются 50−60 пилотов, а в 2008 году было больше сотни. В мае у нас бывает крупный сбор, но и в течение года парапланеристы тоже приезжают небольшими группами, — рассказывает организатор фестиваля, дагестанский пилот Марсель Магомедов.

Интересно, что из соседних республик гостей бывает немного, хотя парапланеризм на Северном Кавказе явление не редкое.

Избербаш, Пушкин-Тау. Фото: Сергей Расулов

— Очень известное место — Чегем в Кабардино-Балкарии, там и соревнования проводятся, и просто любители активного отдыха собираются. В Домбае катаются на тандемах — это парапланы, на которых можно летать вдвоем. Очень сильная школа в Пятигорске. Там на горе Юца каждый год проходят крупные соревнования, — говорит Марсель. — То есть у наших соседей и дома есть хорошие летные условия, поэтому приезжать в Дагестан смысла нет. Приезжают из российских регионов те, кто ищет подходящие для полетов горные условия, соответствующий рельеф и направление ветров.

10 лет на рекорд

Но у любителей парить в небе наравне с птицами имеется еще одна веская причина стремиться в Дагестан — это возможность стать единственным в мире обладателем медали «Бриллиантовый Сапсан». Чтобы получить приз, нужно преодолеть 100 километров на параплане.

Сапсан — хищная птица из семейства соколиных, самое быстрое живое существо в мире. По оценкам специалистов, в стремительном пикирующем полете сапсан способен развивать скорость свыше 322 км/ч.

Вообще-то, мировой рекорд по маршрутному полету на параплане составляет свыше 500 километров, рекорд России — более 300 км. Но медаль, учрежденная дагестанскими парапланеристами в 2013 году, до сих пор никем не завоевана. Во-первых, летать в Дагестане довольно сложно из-за постоянно меняющихся метеоусловий. Здесь каждая долина и горная гряда имеет свои метеорологические особенности. А во-вторых, еще не было серьезных претендентов на этот приз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кавказ стал родиной воздушного биатлона
Каких только дуэлей ни видели города Кавказских Минеральных Вод, но никогда еще стрелки не летали на воздушных шарах над курортными улочками и не лавировали между вершинами знаменитого Пятигорья

— Где-нибудь в Швейцарии или Испании пролететь в горах 120 км считается нормальным упражнением для международных соревнований. И мы с помощью этой медали хотим привлечь серьезных пилотов к полетам в Дагестане. Здорово, если бы к нам приезжали опытные люди, участники международных состязаний, чтобы было у кого поучиться. Они нам что-то подскажут, мы сможем им что-то рассказать про условия нашего региона. Такой обмен очень полезен, — считает Марсель.

Именно он придумал и учредил медали для парапланеристов. Первая — «Золотой Сапсан» за 50 километров маршрутного полета над республикой — появилась в 2003 году.

Но целых 10 лет никто из пилотов — ни местные, ни ведущие парапланеристы России, приезжавшие в Дагестан, — завоевать ее не могли.

— Самая главная проблема заключалась в том, что летных мест в Дагестане слишком много. Чтобы досконально изучить какое-то одно, нужно большое количество парапланеристов. Пилоты же, приезжавшие в Дагестан, хотели опробовать как можно больше разных летных площадок, поэтому разведать одно место как-то не получалось. А дагестанских пилотов, которые могли бы постоянно изучать летные маршруты в республике, в то время было слишком мало, — вспоминает Марсель.

Парапланерист Ильгиз, Башкирия:

«Поначалу, когда я заикался о поездке в Дагестан, в основном натыкался на недоуменные взгляды: „Летать негде, что ли?“. Но в итоге на уговоры поддались два моих друга, не меньше меня болеющие полетами. И мы счастливы и довольны, хотя не насытились недельным пребыванием в Дагестане… Даже суперский Непал блекнет перед причудливым разнообразием летных мест Дагестана… Приехав туда, гарантированно получишь большинство не только летных, но и маршрутных дней. Например, в Буйнакске ветер в течение одного дня частенько дует в три разные стороны. В Дагестане все в одном флаконе, присутствуют и равнинные полеты, и приморско-бризовые полеты, и горные полеты с полноценными термиками (восходящими потоками теплого воздуха от земли)».

Крылья и бриллианты

Ситуация стала меняться в 2006 году, когда руководство горнолыжного курорта «Чиндирчеро» обратилось к местным парапланеристам с просьбой организовать какой-нибудь эвент на базе курорта. Так впервые в истории Дагестана прошла масштабная парапланерная экспедиция с участием ведущих российских пилотов. Но разыграть «Золотого Сапсана», тогда еще — за дистанцию 50 км, не удалось. Как назло, сентябрь-2006 выдался слишком дождливым. В 2007 году один из лучших пилотов России Дмитрий Гусев пролетел лишь 29 километров, в 2012 году Марсель Магомедов на 8 километров улучшил результат Гусева. И вот, наконец, в 2013 году дагестанский пилот Абдулла Алимов преодолел нужную для завоевания награды дистанцию и даже пролетел на 26 километров больше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дрэг-рейсинг в Грозном: современные «скачки до обрыва»
Автодрому «Крепость Грозная» меньше двух месяцев, но он уже вошел в историю: здесь установлен рекорд России. Репортаж с заключительного этапа чемпионата страны по дрэг-рейсингу

«Мы с Абдуллой взлетели вместе с горы, которую сами назвали Дикой из-за обилия там диких животных. Используя достаточно мощные восходящие потоки, я пролетел в тот день 49 километров, а Абдулла — 76», — рассказывает Марсель Магомедов.

Получив «Золотой Сапсан», Абдулла Алимов тут же заявил Марселю, что готов профинансировать изготовление следующей награды — за 100 км. В итоге вложились оба, так что у нее теперь два учредителя.

Раз дистанция стала больше, то и медаль должна быть лучше, решили парапланеристы и добавили в нее бриллиант. Вес награды 34,4 грамма, она сделана из золота 585-й пробы. Размер бриллианта 3 мм. Изготовил медаль местный пилот Рабадан, златокузнец в девятом поколении из прославленного села Кубачи.

Уникальность «Сапсанов» не только в том, что они выполнены в единственном экземпляре. В отличие от других призов, их не разыгрывают на соревнованиях, проводимых в строго определенное время. Любой желающий заполучить «Бриллиантового Сапсана» хоть сейчас может приехать в Дагестан, заявить маршрут, по которому он будет лететь 100 километров, а потом предъявить зафиксированное специальными приборами подтверждение того, что ему это удалось, — и все.

Наталья Шкандыба

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка