Театральная жизнь в Карачаево-Черкесии уникальна. С одной стороны, в одной республике есть целых пять национальных театров: каждый со своим репертуаром, национальным языком и национальными костюмами. С другой стороны, ни у одного из них нет собственного помещения: год назад здание, которое труппы делили между собой, закрыли на реконструкцию на неопределенный срок. Да и интерес к постановкам у современного зрителя год от года снижается. Как его вернуть — узнавали в Черкесском драматическом театре им. М. Акова.
Мы приходим на репетицию в колледж культуры и искусств в Черкесске: последние месяцы один из национальных театров республики делает прогоны здесь. До этого репетировали в помещении бывшего ресторана. В колледже проводят и премьеры или договариваются с городским Домом культуры. На скромной сцене труппа полным составом — а это всего лишь 10 человек — прогоняет уже поставленный комедийный мюзикл «Парад звезд». Его премьера состоялась этим летом в неожиданном месте. На улице.
— Мы выступали в Черкесске, в парке «Зеленый остров». Сцены как таковой не было, все было очень условно, — говорит директор театра Дина Куштова. — Я рассудила: раз зритель не хочет идти в театры, мы сами должны идти на улицу и искать там своего зрителя.
Артисты, воспитанные на традиционной театральной культуре, поначалу скептически отнеслись к такому «хождению в народ». Но уже после первого выступления, увидев восторженных зрителей, приняли новые формы.
— Десятки людей останавливались, удивлялись, подходили ближе, и в глазах у некоторых был «огонек», как будто они увидели нечто чудесное, — вспоминает Куштова. — Уверена, что больше половины из них ни разу не были в театре.
Эксперимент подхватили остальные театры, и уже на день города все пять национальных трупп «вышли в люди», показав свои выступления на одной из площадей. Впрочем, к таким новшествам театральное руководство подталкивает не только снижение зрительского интереса, но и бытовые проблемы: уже больше года у театра нет собственной сцены.
Дата основания драматического театра в Черкесске — 1927 год. За свою историю он неоднократно реорганизовывался и менял название. В послевоенное время труппа активно ставила постановки героико-патриотического содержания и гастролировала с ними по селам и воинским частям Северного Кавказа.
Долгое время большая часть постановок ставилась на русском языке. Но в 1972 году к театральному коллективу присоединились выпускники черкесской и карачаевской студий Тбилисского театрального института имени Шоты Руставели. Из них при драмтеатре сформировали национальные труппы. В 1993 году театр реорганизовали в Русский областной драматический, а двум национальным труппам был присвоен статус самостоятельных республиканских театров.
Сначала появились черкесский и карачаевский национальные театры, а следом, также в 90-е, абазинский и ногайский. Таким образом, на маленькую Карачаево-Черкесию сейчас приходится пять самостоятельных национальных театров (пятый — русский).
Помещение до недавнего времени оставалось общим. Все пять театров репетировали и выступали в большом здании на улице Ленина, построенном в Черкесске в 1987 году. «Пять МХАТов в одной хате» — так шутили про себя сами артисты. У каждого из них была отдельная репетиционная сцена. Еще одна общая — для выступлений. Существовал жесткий график репетиций и постановок, которого все придерживались.
Постепенно здание приходило в упадок, а средства на его восстановление все не находились. Больше года назад было принято решение закрыть театр на реконструкцию, которая, впрочем, пока так и не началась. Тем временем труппы перебиваются как могут: репетируют в сельских домах культуры, школьных актовых залах и других площадках.
Сегодня в Черкесском национальном театре работают десять актеров: трое мужчин и семь женщин. Такое явление, как амплуа, для них непозволительная роскошь. Каждому приходится играть самых разных персонажей.
На постановку нового спектакля у труппы уходит примерно два месяца, затем все отправляются на гастроли по районам республики. А вернувшись — принимаются за новый. Штатного режиссера в театре нет. Для каждой постановки привлекается кто-то новый: приглашают из соседних Кабардино-Балкарии, Адыгеи или даже из столицы.
— В этом есть большой плюс, — считает директор Дина Куштова. — Актеры — это пластилин и каждый новый режиссер лепит из них что-то свое. Это очень интересно.
Наибольшей популярностью у публики пользуются комедии. Похоже, что зритель устал от трагедий и драм в жизни и хочет просто прийти развлечься, считают в театре. Среди наиболее популярных постановок музыкально-пародийное представление «Парад звезд» по мотивам сказки «Колобок», комедия «Вот он… инопланетянин» и романтическая драма «Живое сердце».
Мужчины-артисты в особом дефиците: мало кто на Кавказе мечтает об артистической карьере для своего ребенка (особенно мальчика), а зарплаты в провинциальном театре таковы, что содержать на них семью невозможно.
Поэтому каждый актер на вес золота и вынужден при этом играть самые разноплановые роли. Так, Азрет Мамижев, один из артистов труппы, может перевоплотиться и в героя-любовника, и в угрюмого старика, и в косолапого медведя.
— Можно сказать, что мне повезло: я могу попробовать себя в любом амплуа. Но ближе всего мне роли комедийного характера, — признается Азрет.
Азрет — типичный кавказский мужчина: растит четырех детей, строит дом. Выучившись на актера в Северо-Кавказском государственном институте искусств в Нальчике, он несколько раз устраивался в черкесский театр и несколько раз увольнялся в поисках более высокого заработка. Но каждый раз тяга к сцене все-таки побеждала.
— Отец мечтал, что я пойду учиться в школу милиции, — вспоминает Азрет. — Мама видела меня военным. А я уже со школьной скамьи решил, что буду актером. Поддержал меня только дядя: отвез в Черкесск к директору театра. Тот на меня посмотрел, поговорил со мной, потом позвонил в Нальчик — узнать, когда вступительные экзамены. Так я оказался среди будущих актеров.
Не так давно Азрета Мамижева пригласили возглавить отремонтированный дом культуры в ауле Кош-Хабль, поэтому теперь он совмещает игру в театре с работой худруком.
Самая молодая актриса в группе — 25-летняя выпускница театрального вуза в Майкопе Асият Кемова. Она работает в театре около полугода, но уже задействована в двух спектаклях, причем на главных ролях. Тягу к сцене она тоже почувствовала еще в раннем детстве.
— Мне страшно захотелось выступать и слышать аплодисменты в ответ. По моей просьбе мама отдала меня в театральный кружок. И к окончанию школы я уже точно знала, кем хочу стать, — рассказывает Асият. — Больше всего боюсь зрительского равнодушия. Поэтому особенно люблю выступать перед детьми. Ребенок всегда ответит взаимностью.
Ставку на детей и молодежь делает и директор театра Дина Куштова. В репертуаре театра с каждым годом появляется все больше спектаклей и представлений, рассчитанных на подрастающее поколение. На протяжении четырех лет артисты дают спектакли в летних оздоровительных лагерях Домбая, Архыза, Теберды, а также открывают студию «Молодежный театр», где обучают актерскому мастерству детей и подростков Черкесска.
— Моя мечта — чтобы в театр водили детей, как водят их в кинотеатр, — рассказывает Дина Куштова. — Ведь вещи, о которых мы говорим, они те же, что были 50 лет назад. Меняются только декорации.
По ее мнению, одна из главных миссий любого национального театра — это сохранение родного языка через художественное слово. А свою собственную задачу она видит прежде всего в продвижении театрального искусства.
— Это раньше приезда театра в сельской местности ждали месяцами, и всего одной единственной черно-белой афиши было достаточно, чтобы заинтересовать людей. Вот это востребованность! А сейчас зрителям приходится приносить пачку билетов и просить поддержать театр, чтобы кто-то пришел.
Одним только распространением билетов Дина не ограничивается. По ее инициативе в Карачаево-Черкесии стартовал проект «Открытая сцена». В рамках этого проекта в республику приехали преподаватели из ГИТИСа. Мэтры проведут мастер-классы и творческие лаборатории сразу для всех местных театров.
Принимать москвичей решили в горах — в гостиничном комплексе курорта Домбай. Другого варианта просто нет. А затем труппа сразу же займется новой постановкой, какой именно — пока секрет.