{{$root.pageTitleShort}}

«Вы должны радоваться, когда вам дают подержать чей-то хвостик»

Десятичасовые репетиции на коленях только ради того, чтобы «изобразить чьи-то лапки». Актеры ставропольского кукольного театра уверяют: восторг на лицах детей того стоит

Ставропольский театр кукол открывает очередной театральный сезон. В субботу, 7 сентября, на его сцене покажут новую для труппы постановку — спектакль по сказке знаменитого немецкого писателя Вильгельма Гауфа «Маленький Мук». Почти все билеты уже разобраны, репетиции идут полным ходом. Мы заглянули на одну из них, чтобы узнать, кто дарит сказку ставропольским детям и чем живет провинциальный театр.

Ради чего стоит жить

Григорий Гольдман

Сказку о затравленном и гонимом отовсюду карлике, который в итоге наказывает своих обидчиков и добивается успеха, решили поставить в воспитательных целях. Через игру актеров главный режиссер театра Григорий Гольдман передает простую мысль: несмотря на всяческие препятствия, побеждает чистое, смелое и доброе.

И хотя подобные нравственные категории доступны не всем юным зрителям, восторг на их лицах говорит сам за себя. Премьера спектакля состоялась под закрытие прошлого сезона — весной. В зале буквально яблоку негде было упасть.

Директор театра Александр Безгин признается, что когда видит глаза малышей и их родителей, с искренним интересом наблюдающих за спектаклем, то понимает, ради чего стоит жить.

— Наш репертуар построен так, чтобы воспитать в маленьком зрителе лучшие человеческие качества, основы его будущей личности, — объясняет директор. — Ежегодно обычно ставим три спектакля и одно новогоднее представление — интермедию. Это госзадание. Но бывает по-разному, скажем, в 2018 году премьер было пять и одна интермедия.

«Ставропольцы приехали!»

На одной новой постановке руководство театра останавливаться не намерено и планирует серьезно обновить репертуар. По мнению директора Александра Безгина, тематика кукольных спектаклей, идущих в стране, примерно одинакова. А ему давно хотелось, чтобы у краевого театра было свое неповторимое лицо. Чтобы на гастролях восклицали: «Ставропольцы приехали!»

— Создание своего бренда, узнаваемого имиджа — самый сложный вопрос, — рассуждает директор. — Я постоянно поднимаю его на худсоветах, и мы упорно ищем решение. Нужна идея. Мое предложение: тематику для спектаклей черпать в народном творчестве казачества Азово-Моздокской линии. У нас в крае есть уникальные источники такой культуры, в частности сборник «Сказки седого Терека». Полагаю, мы найдем местных драматургов, которые переработают народный материал для театра кукол, а режиссеры поставят спектакли для детей. Это наша история, надо ее знать и ею дорожить.

«Взрослые ведь тоже любят сказки»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Как я стал актером? Мне один раз похлопали, и больше уговаривать не пришлось»
Гастроли по горным селам, поджог, Шекспир и преданность делу. Рассказываем, как живут артисты национального театра в маленьком провинциальном городке

Ставропольский театр кукол — один из старейших на Северном Кавказе, ему уже 83 года. И последние 6 из них труппа не имеет своей сцены. Актеры дают в год более четырехсот представлений, выезжая в детские сады, школы и концертные залы Ставропольского края, в соседнюю Карачаево-Черкесию. Коллектив побывал в Астрахани, Волгограде, а в октябре отправится в Адыгею.

— Выездов было бы еще больше, если бы имелась своя сцена, — уверен Александр Безгин. — Ведь тогда можно было бы устраивать обменные гастроли с любым театром страны, хоть с Новосибирском, хоть с Камчаткой. Приглашать их коллективы к нам, а самим наносить ответные визиты.

Причина скитаний в том, что здание, возведенное 110 лет назад (в нем кукольный находился с 1986 года), сейчас в аварийном состоянии. Долго проблема не решалась, но не так давно дело сдвинулось с мертвой точки. В театре началась реконструкция, которую планируется завершить к 2020 году. А пока театр арендует помещения в городском Дворце культуры и спорта.

Но и в нынешнем помещении довольно уютно. В небольшом зале, появившемся после демонтажа межкомнатной перегородки, установлено современное световое и звуковое оборудование, на двух стенах — мониторы OLED. На этих ста «квадратах» чувствуешь себя почти как дома. Актеры на сцене и зрители находятся рядом, потому возникает ощущение полного единения во время спектакля.

На репетиции спектакля «Маленький Мук»

Кадры решают

В театре работают 103 человека, из них творческих сотрудников — 25. Всю работу, от задумки до выпуска спектакля, делают сами. В штате режиссер, художник, актеры, сотрудники цехов по изготовлению кукол и декораций, администраторы, бухгалтеры, вахтеры, контролеры и транспортный цех. А вот с молодыми актерами туго.

В любой театр Москвы конкурс 500 человек на место (так во всяком случае прозвучало на январском совещании по культуре в Совете Федерации). А в Ставропольский театр кукол ни одного новичка — периферия. Краевые учебные заведения подобных специалистов не выпускают, а иногородние не едут.

— Надеемся, что лет через пять особой проблемы с отсутствием молодых кадров не будет, — говорит директор театра Александр Безгин. — Но уже сейчас ее надо решать.

Сейчас ведутся разговоры о создании актерского факультета на базе одного из вузов. А директор с главным режиссером собираются поездить по стране на выпускные экзамены театральных институтов и училищ в поисках кадров.

«Не зря! Не зря все это!»

Самые маститые из сегодняшних актеров приехали из Саратова. Почетный деятель искусств Ставропольского края, обладательница трех губернаторских премий и благодарности от президента России Светлана Гниденко — тоже из них. С куклами уже 35 лет.

— Я до сих пор задаю себе вопрос: а правильно ли выбрала профессию? — признается актриса и заведующая труппой. — Может, в другом месте сделала бы больше и была бы полезней? Но всякий раз понимаю, что поступила правильно. Я выбор сделала еще в театральном кружке при школе, когда завороженно слушала замечательного педагога Галину Касьянову. Она мне и посоветовала поступить на отделение, где готовят актеров театра кукол. Так получается, что за закрытой ширмой я открыта для зрителей и могу рассказать то, что хочу. Не о себе, но поделиться чувствами и мыслями через тот образ, с которым работаю. И когда в напряженные моменты спектакля слышишь, как в зале замирают дети, как раздается их взволнованно-восхищенный вздох, осознаешь: не зря! Не зря все это!

Светлане Гниденко повезло с педагогами и в Саратовском театральном училище. По ее словам, из будущих актеров «делали индивидуальностей, способных при этом работать в команде».

— Нам повторяли: театр — это коллективное творчество, и вы должны радоваться, когда вам дают подержать чей-то хвостик или изобразить чьи-то лапки. Это азы, начало вашего пути, но придет время, и вы начнете с полуслова и полувзгляда понимать партнера. В дипломном спектакле «Волк и семеро козлят» я играла одного из козлят, точнее, козочку Соню. Таково было начало моего пути — с ролей второго плана.

После вопроса: «Кто такой актер театра кукол?» - Светлана Гниденко задумывается и через какое-то время отвечает.

— Это человек, передающий свои эмоции не только через голос, но и через технику рук. Движения, жесты, даже какая-то оценка, сделанная куклой, созданы нашей рукой.

На коленях за буфетом

Актер театра кукол — профессия специфическая, и не каждый сможет себя в ней реализовать. Вот пришли, например, в труппу парень с девушкой, имевшие опыт работы на детских праздниках в роли ростовых кукол. Но это, как показала практика, совсем иное: другие подача образа и взаимоотношения со зрителями. Так что у ребят не получилось. А бывает, что люди приходят в театр совсем из других профессий и справляются — среди актрис в театре есть педагог, психолог и журналист.

По стилистике спектакли разноплановые: ширмовые, настольные куклы, живой план. Так что, как уверяют актеры, возможностей для самовыражения — масса. Была даже сказка «Маша и медведь», сыгранная за буфетом. Шкаф для посуды и продуктов был ширмой, а за ним трое актеров работали с куклами на коленях.

— Такой спектакль интереснее было бы смотреть за кулисами, — шутит Светлана Гниденко. — То, как мы перепрыгиваем, перелезаем друг через друга, умудряясь не зацепиться и не упасть. А наверху куклы разговаривали, весело пели песни, да и вообще, все шло своим чередом. Никто из зрителей, конечно, не подозревал, что нам приходилось выделывать. Но это уже итог, спектакль, а ведь до этого были репетиции — по десять часов в день. Да, на коленях!

Кукла Маша

С особым трепетом в театре относятся к мастерской Григория Новикова-Днепрова — мастера по созданию кукол, который проработал здесь более 30 лет. Актеры признаются, что он будто изготавливал не имитацию живых существ, а самих живых существ: людей, животных и чудищ. Та же кукла Машенька — одна из любимых Светланы Гниденко.

— Когда я ее только взяла в руки, она сразу же ожила, — вспоминает актриса. — Открывались и закрывались глаза, двигались губы, руки, голова. Но даже не это главное, такие способности есть и у других. Она вела себя так, как будто это действительно был живой организм. И я с наслаждением вложила в нее душу.

Новиков-Днепров дожил до 76 лет и был единственным мастером такого уровня в крае. Его нет уже три года, но секреты ремесла он успел передать своим подмастерьям.

Окунуться в волшебство

Нужен ли вообще сегодня театр кукол, когда человека окружают телевизор, компьютер, планшеты и смартфоны? Нужен! — в один голос отвечают работники театра. А как без него?! — вопрошали зрители после премьеры «Маленького Мука».

— Понимаете, наши спектакли дают много поводов для общения между родителями и детьми, обсуждения увиденного, анализа действий героев. Это их сближает духовно, позволяет проводить больше времени вместе, — аргументирует главный режиссер Григорий Гольдман. — Родителям даже бывает самим интереснее смотреть, чем детям. Взрослые ведь тоже любят сказки, да и в душе каждого взрослого всегда живет ребенок!

— Вы знаете, что мы задумали? — спешит поделиться идеей директор Александр Безгин. — Когда вернемся в свое уже отреставрированное здание, то привлечем зрителей к подготовке и к участию в спектаклях. Вот, допустим, пришел папа с сыном — а мы их пригласим в мастерскую, где они под руководством наших специалистов своими руками изготовят куклу. Или, скажем, пожаловали на премьеру бабушка с внучкой — так мы им предложим сшить для этой куклы одежду. Нет, это не бесплатная подработка для зрителей! Это еще одна возможность сделать их жизнь интереснее и ярче! Ведь эти люди смогут потом поучаствовать в постановке какого-то эпизода на сцене. Окунуться в волшебство.

Игорь Ильинов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Пляж, скейтпарк и премиальные санатории. Как изменится город-курорт Пятигорск через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. В серии материалов разбираемся, как изменятся города-курорты Кавминвод