История
Атмосфера востока: в Дербенте туристов принимает старинный хамам
24 января, 2022
4838
Хамам — это не просто место для мытья тела. Это целая философия. Рассказываем, как устроена баня XVII века в древнем Дербенте

— Пройдешь ворота и сразу направо, — указывает путь женщина средних лет. Добраться до хамама XVII века не то что на машине, но и пешком — целый квест: в одном из самых древних городов России идет масштабная реконструкция, над перерытой узкой улочкой старого квартала раскинулись узкие шаткие мостики. Пару ступеней вниз — и мы словно в другом мире. Негромкая восточная музыка, легкий аромат цитрусовых, приглушенный свет. Добро пожаловать в единственную действующую старинную баню в Дербенте.

Философия хамама

В Дербенте сохранилось шесть старинных бань, или хамамов. Практически все из них — в аварийном состоянии. Самая известная, пожалуй, Ханская баня в крепости Нарын-кала. Еще пять находятся в исторических кварталах города — магалах. Действует только одна — Кырхлар-хамамы XVII века постройки. Ее тоже называют Ханской, по прежнему названию улицы Крупской — Хан-кюче.

— В исламе принято, чтобы у человека не только душа была чистой, но и тело. Поэтому практически возле каждой мечети в Дербенте строились хамамы, — поясняет Айдын Мамедов, смотритель Кырхлар-хамамы.

В старину бани были не только местом для купания. Здесь собирались, чтобы обсудить последние новости. Юноши проводили спортивные состязания в специальных помещениях при банях — зорхана. В хамамах устраивали и предсвадебные девичники с соблюдением всех старинных ритуалов и проводили специальные обряды, после которых, как считалось, бездетные женщины рожали детей. А еще в банях выбирали невест.

— Раньше ведь женщины в городе ходили с покрытыми лицами. Никто не знал, кто есть кто. Хамам — это единственная возможность для парня выбрать себе невесту. Мама или сестра шла в баню и там уже присматривала невесту сыну или брату, — говорит Гаджи, сын Айдына и смотритель бани в третьем поколении.

Эту историю семья Мамедовых знает не понаслышке. Жену Айдыну его мать присмотрела именно в этой бане, хотя времена и были уже совсем другие.

— Мы с мамой ходили в баню. Один раз смотрю, какая-то женщина заходит-выходит, заходит-выходит. Говорю, мама, зачем она ходит туда-сюда? «Не знаю», — вспоминает супруга Айдына Фиренгиз. — А потом, когда меня сватать пришли, будущая свекровь призналась, что видела меня в бане. «Ты такая стеснительная, мне понравилась».

Новая жизнь

В начале прошлого столетия в городе работали четыре бани. Но постепенно они приходили в упадок: содержать хамам было экономически невыгодно из-за высокой стоимости дров, которыми отапливались помещения. К концу XX века все бани были уже заброшены. Одну из них и решила восстановить семья Мамедовых — и в середине 90-х годов власти Дербента доверили им исторический объект.

— Все дымоходы — подземные каналы — были забиты мусором. Несколько десятков машин вывезли, — вспоминает Айдын.

Работы вели два года на собственные средства. Баня в итоге успешно работала больше 20 лет. В 2019 году ее посетил Хизри Абакаров, в то время — мэр Дербента. Поток туристов в город тогда увеличился, и чиновник предложил вновь отреставрировать старинный хамам, пообещав содействие города. Но ждать Мамедовы не стали и принялись за работу практически сразу.

— Мы пригласили спецов из Баку и Махачкалы, архитекторов, чтобы разработать проектно-сметную документацию, — рассказывает Гаджи.

Но ни один проект не понравился заказчикам: все они выглядели слишком современно. Мамедовы хотели максимально сохранить исторический облик бани.

— Я 25 лет здесь, с детства работаю, прекрасно понимаю, что людям надо. И тогда я сделал свой проект, — улыбается Гаджи.

Сумму, потраченную на ремонт, Мамедовы не озвучивают, но она исчисляется миллионами.

Технологию отопления хамама сохранили: как и прежде, тепло подается снизу, под полом. Изначально баня отапливалалсь с помощью дров, затем — газом, сейчас все работает на электричестве. Купольная крыша позволяет, как и раньше, долго удерживать тепло. Единственное, что пришлось изменить, — освещение помещений. Сейчас оно электрическое.

— Я хотел установить светильники-чираги, как в старые времена. Попробовал. Не устроили два момента — полумрак и запах масел, керосина, какой ни бери. Сейчас хочу попробовать свечное освещение, — делится планами Гаджи.

Ремонт планировали завершить в течение года, но пандемия увеличила срок в два раза. В итоге баня заработала этой весной — сначала как туристический объект, а потом уже как полноценный хамам.

Ароматы востока

Несколько ниш хамама устланы яркими коврами и заставлены низкими столиками с традиционными восточными стаканами-армудами и разными угощениями. В центре помещения журчит небольшой фонтан. Это — холодное отделение, куда сначала попадают гости старинной бани.

Небольшой коридор соединяет холодное отделение с горячим. Несмотря на жару, которая обрушивается на посетителей с порога, пар не застилает глаза. И это — особенность старинной технологии.

— Влажность обычно доходит до ста процентов. Чем отличается современный хамам от старинных? В современных открываешь дверь — густой пар и дышать некомфортно. В старинных — высокая влажность и отсутствие пара, — объясняет Гаджи.

— Если капли будут на потолке, они за шиворот не капают, стекают по стенам. Архитектура здания такая, — кивает на купольную крышу Айдын.

Горячее отделение — просторное помещение с несколькими отдельными комнатами. В центре — круглое узорчатое каменное ложе. Отдельно за перегородкой — душевая зона, ее сделали по пожеланиям клиентов. И три комнаты — массажная с несколькими столами, арома-сауна и соляная комната.

— Она очень полезная. В нынешние времена пандемии эта комната очень актуальна. Люди сюда приходят на два часа, но 90 процентов времени проводят в этой комнате. Здесь очищаются легкие, — говорит Айдын.

Как в старом городе

Перед тем, как запустить в работу хамам, Гаджи провел опрос в соцсетях: каких дней — женских или мужских — в бане должно быть больше.

— Женщины уверенно победили — 90 процентов голосов, — смеется Гаджи.

Мамедовы долго думали, как составить расписание работы так, чтобы учесть интересы и жителей города, и приезжих туристов, да еще чтобы мужчины с женщинами не пересекались. Решение оказалось простым: баня принимает гостей по предварительной записи. За 2,5 тысячи рублей в час гости арендуют помещение хамама полностью. Если в компании больше шести человек, цена обговаривается отдельно. Одноврменно в хамаме комфортно находиться девяти-десяти посетителям. Если компания женская, то обслуживающий персонал — массажисты, официанты и администратор — тоже женщины. Соответственно и с мужчинами. Спа-процедуры и чай со сладостями оплачиваются отдельно.

— Туристов очень много. Они такие довольные уходили, один даже в пояс поклонился. Благодарят, что сохранили старую архитектуру, — рассказывает Айдын.

— Они хотят атмосферу на себе почувствовать, понимаете? — добавляет его сын.

И хотя реконструкция хамама завершена, Гаджи продолжает думать о деталях: планирует, к примеру, восстановить витражи ручной работы.

— Мои знакомые в этом году на берегу моря открыли коттеджи для туристов. Вложили почти те же самые деньги, что и я в хамам, и уже почти всю сумму отбили. Они мне говорят: «Гаджи, зачем тебе это надо?» Они не понимают, я обязан это сделать. Обязан своему сыну это дать. Это не бизнес. Тут больше любовь к истории города и преемственность поколений. Мне уже даже снится эта баня.

Музейные бани

Власти Дербента планируют восстановить и другие старинные хамамы. Для этого нужно решить бюрократический вопрос: ни один из объектов городу не принадлежит. Какие-то из бань находятся в федеральной собственности, другие — в ведении республики.

— Ни федералы, ни республика средства на реставрацию не выделяют. Мы попросили передать городу эти объекты. Как эта процедура будет проведена, мы сможем приступить к тому, что мы планируем, — говорит главный архитектор Дербента Иса Магомедов.

Ожидается, что работы начнутся уже в следующем году. Но даже после реставрации хамамы будут работать только как музейные объекты. Баня на улице Крупской так и останется единственным действующим в Дербенте старинным хамамом.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кто такие агулы: история происхождения, численность, где живут
Рассказываем о жизни и традициях агулов — древнего кавказского народа
Кто такие аварцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Рассказываем, где живут аварцы, историю происхождения народа, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют и каких традиций придерживаются
Население Дагестана
Рассказываем, какие народы живут в самом южном регионе России
Чечня: история республики и интересные факты
География, история и достопримечательности региона
Кавказский стиль 2.0. Четыре дагестанских дизайнера, которые сделали национальный костюм модным
Платье из ковров или платок горянки, который хочется носить в обычной жизни, — рассказываем, какие дагестанские марки бережно обыгрывают национальный культурный код
Кто такие андийцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Рассказываем, где живут андийцы, историю происхождения народа, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют и каких традиций придерживаются
Полная версия