История
«Они присягнули на верность России»
3 марта, 2020
1038
Ингушским школьникам повезло — они могут изучать свою историю не в классах, а в музее под открытым небом в Назрани, который называется Мемориал памяти и славы. Точнее, последние 250 лет истории

В этом году Ингушетия отмечает 250-летие добровольного вхождения в состав России. Эта дата связана с событиями марта 1770 года у аула Ангушт. Согласно архивным документам, тогда на поляне с символическим названием «Барта-Босе» («Склон согласия») при большом стечении народа 24 представителя самых влиятельных ингушских тейпов торжественно принесли присягу и приняли подданство Российской империи. Принимали присягу архимандрит Порфирий и капитан гусарского полка Дегостий, приехавшие из Кизляра — тогдашнего русского административного центра на Кавказе. При этом присутствовал и путешественник Иоганн Гюльденштедт, написавший позднее: «Они присягнули на верность России и дали аманатов, кои находятся в Кизляре». Кстати, именно из-за Ангушта русские и стали звать местных жителей ингушами, хотя самоназвание у них другое — галгай, «строители башен». Правда, теперь, после передела границ, Ангушт находится в Северной Осетии и называется село Тарское.

Конечно, история русско-ингушских отношений началась гораздо раньше. Так, еще в XVI веке старшина аула Ларс Салтан-Мурза присягал царю Федору Иоанновичу. Что же касается последних 250 лет, то их прекрасно иллюстрирует Мемориал памяти и славы в Назрани. Это комплекс памятников, рассказывающий о героической и трагической истории ингушского народа.

Первое, что видят посетители Мемориала, войдя в главные ворота, — барельеф, изображающий еще одно историческое событие — подписание Акта присяги Российскому государству шести родов, представляющих «ингушевский вольный и ни от кого независимый народ». Это было своего рода дублирование клятвы 1770 года. Состоялось событие во Владикавказе 22 августа 1810 года. И в том же году была заложена крепость Назрань. Барельеф — это скульптурная репродукция картины Анатолия Артемьева «Навеки с Россией», а эскиз ее, подаренный родственниками художника, хранится в Ингушском краеведческом музее.

Далее аллея ведет к памятнику героям Кавказской туземной конной дивизии, более известной как «Дикая Дивизия». Это воинское подразделение было создано в 1914 году для добровольцев-мусульман с Кавказа. В те времена они не подлежали призыву в армию, а служить хотели. Три бригады кавалеристов под командованием великого князя Михаила Александровича (и в том числе Ингушский конный полк) героически проявили себя во время Первой мировой войны, участвовали в Брусиловском прорыве и были расформированы в 1917 году. Дивизия отличалась необычными для русской армии порядками: здесь уважали не только звание, но и возраст, и личные заслуги, что иногда шло в разрез с уставом. Для воинов-мусульман выпустили специальные награды, заменив Святого Георгия на геральдического орла, поскольку ислам запрещает изображать людей. Однако горцы попросили вернуть им «джигита» вместо «курицы».

Выходцы из Ингушетии героически сражались и во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует памятник лейтенанту Умат-Гирею Барханоеву. Экскурсовод обязательно расскажет вам, что это последний защитник Брестской крепости. Ослепнув от ранений, он выстрелил себе в висок, чтобы не сдаваться. Враги, пораженные его мужеством, похоронили героя с воинскими почестями. Мемориальная доска на памятнике в Назрани сообщает, что в обороне Брестской крепости участвовало 90 уроженцев Ингушетии. С другой стороны стены высечены надписи, оставленные в крепости ее защитниками: «Слава Кавказу! Назрань, Грозный. Прощайте, родные!», «Умрем, но не сдадимся. Ангушт», «Прощай, Родина. 20/VIII.41», «Василий из Кургана, Ваха из Назрани. За Кавказ. Артем. Султан».

Вокруг этих двух памятников героям двух мировых войн большим полукругом возведены аркады, у основания которых установлены плиты с именами выдающихся деятелей ингушской истории. Слева высечены имена 36 Георгиевских кавалеров, справа — 36 имен политических и общественных деятелей, ученых, деятелей культуры.

В центре парка — мемориал жертвам репрессий «Девять башен» по проекту художника Мурада Полонкоева, где расположен музей. Вокруг него — 70 плит, на которых высечены 6067 имен воинов, призванных из Ингушетии и погибших на полях Великой Отечественной войны, и 113 пропавших без вести.

Для ингушей, как и для чеченцев, война неразрывно связана с еще одной трагедией — депортацией 1944 года. О ней повествует мемориальная композиция — грузовик-студебекер и паровоз с двумя теплушками. В таких машинах во время операции «Чечевица» горцев свозили на вокзалы, а потом по железной дороге отправляли в степи Средней Азии. Вернулись они только через 13 лет — уже после смерти Сталина и указа о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. И несколько неожиданный экспонат — Газ-М-20 «Победа» — «в память о народных героях, перевозивших на своих автомобилях ингушей из Казахстана и Киргизии на историческую родину в 1956—1957 годах». Эта машина появилась в мемориале после фильма Тимура Бекмамбетова и Бахыта Килибаева «ГАЗ. Русские машины. Дорога длиной в 70 лет». Одна из новелл фильма рассказывает об ингуше по имени Муса, который сделал на такой машине 27 рейсов из казахского поселка Жолымбет в Назрань и обратно и умер от переутомления.

Депортации посвящено и необычное «кладбище» — могильные плиты, которые после выселения горцев пришедшие на их земли люди использовали как строительный материал. Вернувшись домой, ингуши вынимали их из каналов и построек и возвращали на место. Неопознанные же памятники собраны в мемориальном комплексе.

Новейшая история представлена в левой части комплекса. Здесь стоят памятники ингушам — участникам войны в Афганистане и ликвидаторам аварии в Чернобыле.

Специально для туристов у входа в Мемориал стоит киоск с сувенирной продукцией — тарелками, игрушками, куклами в национальной одежде. А если повезет, то можно познакомиться и с местными свадебными обычаями: у молодоженов в Назрани и Магасе стало традицией приезжать к Мемориалу большим свадебным кортежем, так что можно увидеть и невесту в традиционном наряде, и праздничный танец.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кто такие аварцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Рассказываем, где живут аварцы, историю происхождения народа, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют и каких традиций придерживаются
Чечня: история республики и интересные факты
География, история и достопримечательности региона
Кто такие андийцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Рассказываем, где живут андийцы, историю происхождения народа, на каком языке они говорят, какую религию исповедуют и каких традиций придерживаются
Город
23534
Кисловодский Курзал: призраки дома с историей
На этой сцене выступали звезды трех веков российской культуры, а в седьмом ряду сидела царская семья. Здесь едва не украли скрипку Гварнери, рояль не играет без заклинания и даже кот зовется Шубертом
Репетиции на крыше, выступления под обстрелом и гастроли на телегах. Самые интересные эпизоды истории грозненского ТЮЗа
Непростая судьба одного из старейших театров Чечни, в которой были драматичные взлеты и падения
Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна
Полная версия