{{$root.pageTitleShort}}

«Они присягнули на верность России»

Ингушским школьникам повезло — они могут изучать свою историю не в классах, а в музее под открытым небом в Назрани, который называется Мемориал памяти и славы. Точнее, последние 250 лет истории

В этом году Ингушетия отмечает 250-летие добровольного вхождения в состав России. Эта дата связана с событиями марта 1770 года у аула Ангушт. Согласно архивным документам, тогда на поляне с символическим названием «Барта-Босе» («Склон согласия») при большом стечении народа 24 представителя самых влиятельных ингушских тейпов торжественно принесли присягу и приняли подданство Российской империи. Принимали присягу архимандрит Порфирий и капитан гусарского полка Дегостий, приехавшие из Кизляра — тогдашнего русского административного центра на Кавказе. При этом присутствовал и путешественник Иоганн Гюльденштедт, написавший позднее: «Они присягнули на верность России и дали аманатов, кои находятся в Кизляре». Кстати, именно из-за Ангушта русские и стали звать местных жителей ингушами, хотя самоназвание у них другое — галгай, «строители башен». Правда, теперь, после передела границ, Ангушт находится в Северной Осетии и называется село Тарское.

Конечно, история русско-ингушских отношений началась гораздо раньше. Так, еще в XVI веке старшина аула Ларс Салтан-Мурза присягал царю Федору Иоанновичу. Что же касается последних 250 лет, то их прекрасно иллюстрирует Мемориал памяти и славы в Назрани. Это комплекс памятников, рассказывающий о героической и трагической истории ингушского народа.

{{current+1}} / {{count}}

Первое, что видят посетители Мемориала, войдя в главные ворота, — барельеф, изображающий еще одно историческое событие — подписание Акта присяги Российскому государству шести родов, представляющих «ингушевский вольный и ни от кого независимый народ». Это было своего рода дублирование клятвы 1770 года. Состоялось событие во Владикавказе 22 августа 1810 года. И в том же году была заложена крепость Назрань. Барельеф — это скульптурная репродукция картины Анатолия Артемьева «Навеки с Россией», а эскиз ее, подаренный родственниками художника, хранится в Ингушском краеведческом музее.

Далее аллея ведет к памятнику героям Кавказской туземной конной дивизии, более известной как «Дикая Дивизия». Это воинское подразделение было создано в 1914 году для добровольцев-мусульман с Кавказа. В те времена они не подлежали призыву в армию, а служить хотели. Три бригады кавалеристов под командованием великого князя Михаила Александровича (и в том числе Ингушский конный полк) героически проявили себя во время Первой мировой войны, участвовали в Брусиловском прорыве и были расформированы в 1917 году. Дивизия отличалась необычными для русской армии порядками: здесь уважали не только звание, но и возраст, и личные заслуги, что иногда шло в разрез с уставом. Для воинов-мусульман выпустили специальные награды, заменив Святого Георгия на геральдического орла, поскольку ислам запрещает изображать людей. Однако горцы попросили вернуть им «джигита» вместо «курицы».

Памятник героям «Дикой Дивизии»

Выходцы из Ингушетии героически сражались и во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует памятник лейтенанту Умат-Гирею Барханоеву. Экскурсовод обязательно расскажет вам, что это последний защитник Брестской крепости. Ослепнув от ранений, он выстрелил себе в висок, чтобы не сдаваться. Враги, пораженные его мужеством, похоронили героя с воинскими почестями. Мемориальная доска на памятнике в Назрани сообщает, что в обороне Брестской крепости участвовало 90 уроженцев Ингушетии. С другой стороны стены высечены надписи, оставленные в крепости ее защитниками: «Слава Кавказу! Назрань, Грозный. Прощайте, родные!», «Умрем, но не сдадимся. Ангушт», «Прощай, Родина. 20/VIII.41», «Василий из Кургана, Ваха из Назрани. За Кавказ. Артем. Султан».

Вокруг этих двух памятников героям двух мировых войн большим полукругом возведены аркады, у основания которых установлены плиты с именами выдающихся деятелей ингушской истории. Слева высечены имена 36 Георгиевских кавалеров, справа — 36 имен политических и общественных деятелей, ученых, деятелей культуры.

{{current+1}} / {{count}}

Памятник лейтенанту Умат-Гирею Барханоеву

В центре парка — мемориал жертвам репрессий «Девять башен» по проекту художника Мурада Полонкоева, где расположен музей. Вокруг него — 70 плит, на которых высечены 6067 имен воинов, призванных из Ингушетии и погибших на полях Великой Отечественной войны, и 113 пропавших без вести.

Для ингушей, как и для чеченцев, война неразрывно связана с еще одной трагедией — депортацией 1944 года. О ней повествует мемориальная композиция — грузовик-студебекер и паровоз с двумя теплушками. В таких машинах во время операции «Чечевица» горцев свозили на вокзалы, а потом по железной дороге отправляли в степи Средней Азии. Вернулись они только через 13 лет — уже после смерти Сталина и указа о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. И несколько неожиданный экспонат — Газ-М-20 «Победа» — «в память о народных героях, перевозивших на своих автомобилях ингушей из Казахстана и Киргизии на историческую родину в 1956—1957 годах». Эта машина появилась в мемориале после фильма Тимура Бекмамбетова и Бахыта Килибаева «ГАЗ. Русские машины. Дорога длиной в 70 лет». Одна из новелл фильма рассказывает об ингуше по имени Муса, который сделал на такой машине 27 рейсов из казахского поселка Жолымбет в Назрань и обратно и умер от переутомления.

Депортации посвящено и необычное «кладбище» — могильные плиты, которые после выселения горцев пришедшие на их земли люди использовали как строительный материал. Вернувшись домой, ингуши вынимали их из каналов и построек и возвращали на место. Неопознанные же памятники собраны в мемориальном комплексе.

{{current+1}} / {{count}}

Мемориал жертвам репрессий «Девять башен»

Памятники участникам войны в Афганистане

Памятники ликвидаторам аварии в Чернобыле

Новейшая история представлена в левой части комплекса. Здесь стоят памятники ингушам — участникам войны в Афганистане и ликвидаторам аварии в Чернобыле.

Специально для туристов у входа в Мемориал стоит киоск с сувенирной продукцией — тарелками, игрушками, куклами в национальной одежде. А если повезет, то можно познакомиться и с местными свадебными обычаями: у молодоженов в Назрани и Магасе стало традицией приезжать к Мемориалу большим свадебным кортежем, так что можно увидеть и невесту в традиционном наряде, и праздничный танец.

Наталья Крайнова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят

Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна